Файл: Анализ деятельности спортивной организации на примере ГБУ «Спортивная школа № 62».pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
Введение
Спорт и физическая культура функционируют в России в виде множества разнообразных физкультурных и спортивных организаций. Это клубы профессионального спорта (РФСО "Спартак" и "Динамо"), клубы для любительского спорта ("Москвич" или "ЗИЛ") и т.п. Всем хорошо знакомы названия и таких спортивных организаций, как спортивная школа, фитнес-клуб, физкультурно-оздоровительный центр, спортивный комплекс, плавательный бассейн, федерация художественной гимнастики, российский футбольный союз и т.д.
В целом в России работу по физической культуре и спорту сейчас проводят около 100 тыс. различных организаций физкультурно-спортивной направленности. Руководителям и персоналу этих организации ежедневно приходится решать широкий круг самых разнообразиях вопросов и проблем - от очистки ковров в зале до проведения грандиозных спортивно-зрелищных мероприятий.
Если говорить коротко, руководителям и персоналу всех спортивных организаций необходимо заниматься менеджментом.
Услуги в сфере спорта пользуются большой популярностью в основном среди взрослого населения, имеющего детей. Разнообразие предоставляемых услуг создает хорошую конкуренцию в этой области.
Исследования в области спортивного менеджмента бюджетных спортивных организаций, как никогда актуальны в связи с недостаточностью бюджетного финансирования.
Объектом исследования является бюджетная спортивная организация, проводящая спортивную подготовку Олимпийского резерва.
Предметом исследования является процесс управления данной организацией.
Цели данной работы:
- Определить конкурентоспособность Спортивной школы;
- Определить правильность выбора организационной структуры Спортивной школы;
- Определить стратегию развития Спортивной школы.
Задачи данной работы:
- Проанализировать понятие «спортивный менеджмент»;
- Провести анализ структуры управления Спортивной школы;
- Провести анализ деятельности Спортивной школы.
Для достижения поставленных целей и решения поставленных задач используются теоретический и эмпирический методы.
Глава 1. Теоретические основы спортивного менеджмента
1.1. Понятие и сущность спортивного менеджмента
Слово "менеджмент" (management) имеет американское происхождение и дословно на русский язык не переводится. Оксфордский (фундаментальный) словарь английского языка дает более широкое толкование термина менеджмент:
- административные навыки и умения особого рода;
- власть и искусство управления;
- способ, манера обращения с людьми;
- орган управления и люди, его составляющие.[1]
Среди российских специалистов все более используется термин "менеджмент" как синоним русского слова "управление". Действительно, термин "менеджмент" синоним слова "управление", но не полностью. Смысл слова "управление" значительно шире, так как оно употребляется применительно к различным сферам человеческой деятельности. Поэтому зарубежные специалисты термин "менеджмент" употребляют применительно к теории и практике управления социально-экономическими процессами в условиях рынка, рыночной экономики.
В "Словаре иностранных слов" менеджмент переводится на русский язык как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности. [2]
В англоязычных странах термин "менеджмент" употребляется довольно свободно и в различных значениях, по чаше всего применительно к управлению социально-экономическими процессами па уровне фирмы, действующей в рыночных условиях.
Иногда к слову “management” добавляется слово “sport” (“sport management”). Это подчеркивает принадлежность термина "менеджмент" к спортивной сфере деятельности.
Спортивный менеджмент - один из видов отраслевого специального менеджмента, который имеет дело с управлением организациями физкультурно-спортивной направленности. В связи с таким подходом, организация является ключевым понятием спортивного менеджмента. С позиций менеджмента, спорт - это не только "целесообразная двигательная деятельность человека", не только совокупность специальных средств и методов направленного развития физической дееспособности людей, как утверждается в теории физической культуры.[3]
Спорт в качестве объекта социального управления не только правомерно, но и необходимо рассматривать как определенное множество организаций - спортивных школ, спортивных клубов, спортивных команд по видам спорта (футболу, хоккею, баскетболу, волейболу и др.), стадионов, спортивно-оздоровительных центров, спортивных федераций и т.п. Следует отметить, что в современной России спортивную работу проводят около 100 тыс. различного вида спортивных организаций, в которых трудятся более 200 тыс. специалистов - тренеров, тренеров-преподавателей, инструкторов-методистов и других категорий работников, а также более полумиллиона рабочих и технического персонала. Продукт их трудовой деятельности - это физкультурно-спортивные услуги, то есть организованные формы занятий физическими упражнениями и спортом, программы спортивной тренировки и физкультурно-оздоровительных занятий, спортивные зрелища и т.п. Таким образом, организация - ключевое понятие спортивного менеджмента.
Общий и специальный менеджмент имеет еще одно характерное свойство. Менеджмент связан с наличием в организации профессиональных руководителей, которых за рубежом называют менеджерами. Спортивный менеджер - это специалист, занимающий, как правило, руководящую должность в спортивной организации и владеющий искусством научного управления.
Задачи по повышению эффективности работы спортивных организаций решают спортивные предприниматели и менеджеры новой генерации. Модернизировать сложившуюся систему экономических отношений в спорте, качественно улучшить параметры ее функционирования, могут лишь высококлассные и отлично профессионально подготовленные специалисты в области индустрии спорта. В свою очередь, подготовить таких специалистов невозможно без современных знаний, в первую очередь, знания экономики спорта и предпринимательства, так как именно эти сферы являются определяющими для процветания спортивного бизнеса и спорта в целом, поэтому актуальность проблемы можно считать неоспоримой.
Искусство менеджмента характеризуется особенностями умения спортивного менеджера применять общепринятые принципы, методы и технологию управления в своей конкретной управленческой деятельности. Подведем некоторые итоги.
Таким образом, спортивный менеджмент - это специальная теория и практика управления спортивными организациями в рыночных условиях, это один из отраслевых видов менеджмента, одна из отраслевых сфер управленческой деятельности в условиях рынка.
Объектом спортивного менеджмента как самостоятельной пауки является совокупность физкультурно-спортивных организаций страны, продуктом деятельности которых являются физкультурно-спортивные услуги.[4]
Предмет спортивного менеджмента - управленческие отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия субъекта и объекта управления внутри организаций спортивной направленности и взаимодействия этих организаций с внешней средой в процессе производства и распространения спортивных услуг.
Следует также отметить, что специалисты выделяют несколько функциональных разновидностей менеджмента: стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, персонал-менеджмент, проектный менеджмент, инновационный менеджмент, маркетинговый подход в спортивном менеджменте и др.
1.2. Виды спортивных организаций
Физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации для коммерческих и некоммерческих организаций. Создание, деятельность, реорганизация и ликвидация коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных организаций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций, а также в соответствии с учредительными документами физкультурно-спортивных организаций.[5]
Спортивная организация — организация, осуществляющая деятельность в области спорта, целью которой является подготовка спортсменов, проведение спортивных мероприятий, образование или другой вид деятельности, связанной со спортом.
Спортивные организации могут быть членами международных спортивных объединений, приобретать права и нести обязанности в соответствии со статусом членов международных спортивных объединений, если такие права и обязанности не противоречат законодательству Российской Федерации.
Точной классификации спортивных организаций не существует, можно только условно разделить их виды по типу объединений или внутренней административно-организационной структуре, но следует учесть, что схожиe по внутренней организации, они могут иметь разные названия.
К первичным спортивным организациям относят:
- Спортивные кружки;
- Спортивные секции;
- Спортивные клубы;
- Спортивные школы;
- Спортивные объединения.
На базе первичных организаций формируются еще более крупные спортивные организации, направленные на улучшение эффективности, методического, организационного или коммерческого руководства.
К ним относят:
- Спортивные общества;
- Спортивные ассоциации;
- Спортивные федерации по видам спорта;
- Спортивные союзы;
- Спортивные конфедерации;
- Спортивные лиги;
- Спортивные комитеты.[6]
1.3. Особенности управления спортивными организациями
Спортивная подготовка – тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие
в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание
и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного задания
на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг
по спортивной подготовке в соответствии с программой спортивной подготовки.
В связи с реализацией программы спортивной подготовки основной целью в деятельности спортивной школы является подготовка спортсменов высокого класса, способных войти кандидатами в составы спортивных сборных команд города Москвы и Российской Федерации.
Деятельность спортивной школы организуется в соответствии
с государственным заданием, ежегодно устанавливаемым Москомспортом.
В соответствии с государственным заданием спортивной школе выделяется субсидия, предусматривающая расходы на предоставление услуг
по спортивной подготовке, реализацию Единого календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий города Москвы (ЕКП), также целевая субсидия на приобретение инвентаря
и оборудования.
Планирование расходов на спортивную подготовку, соревновательную деятельность проводится заблаговременно при составлении плана комплектования Спортивной школы на следующий календарный год.
Внебюджетная деятельность Спортивной школы планируется с учётом загруженности залов после их распределения по группам бюджетной формы и востребованностью данной услуги (услуг).
Глава 2. Анализ деятельности ГБУ «Спортивная школа № 62»
2.1. Общая характеристика спортивной организации
Государственное Бюджетное Учреждение «Спортивная школа № 62» Департамента спорта города Москвы
Юридический адрес: г. Москва, ул. Привольная, 42
Почтовый адрес: 109156, г. Москва, ул. Привольная, 42
Официальный сайт: http://спорт62.рф
На основании Распоряжения Правительства Москвы от 15 июля 2003 г. № 1245-РП была создана ГОУ ДОСН «ДЮСШ № 62» Комитета физической культуры и спорта города Москвы. В соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27 августа 2013 г.№ 674 "Об организации работы по созданию федеральных экспериментальных (инновационных) площадок по вопросам совершенствования подготовки спортивного резерва" с 01 января 2014 года школа принимает участие в эксперименте по созданию учреждений спортивной подготовки и согласно распоряжения Москомспорта от 04 декабря 2013 г. № 445 ГБОУ ДОДСН «ДЮСШ № 62» Москомспорта переименовано в ГБУ «Спортивная школа № 62» Москомспорта, а после реорганизации Москомспорта, 07.03.2017 учреждение переименовано в Государственное бюджетное учреждение "Спортивная школа № 62" Департамента спорта и туризма города Москвы, 07.12.2018 учреждение переименовано в Государственное бюджетное учреждение "Спортивная школа № 62" Департамента спорта города Москвы (ГБУ "СШ № 62" Москомспорта) (далее - Спортивная школа).
Целью деятельности Спортивной школы является спортивная подготовка спортсменов высокого класса, способных войти кандидатами в составы спортивных сборных команд города Москвы и Российской Федерации. Предметом деятельности Спортивной школы является осуществление спортивной подготовки по видам спорта на этапах подготовки и проведение занятий по физической культуре и спорту на основании утвержденного Учредителем государственного задания, оказание услуг, выполнение работ, обеспечивающих реализацию цели.