Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Источником жизненной силы любой организации является её внутренняя среда. Она заключает в себе потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. Это особенно важно ввиду сложившегося в настоящее время финансового кризиса. Источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её потенциала на должном уровне, является внешняя среда, с которой организация находится в состоянии постоянного обмена, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны, и на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей, и тем самым давало бы ей возможность выжить в долгосрочной перспективе.
Для того, чтобы определить стратегию поведения организации и реализовать эту стратегию, руководство должно иметь углублённое представление как о внутренней среде организации, её потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях её развития и месте, занимаемом в ней организацией.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что проблемы взаимодействия предприятия с внешней и внутренней средой являются одними из наиболее сложных в теории управления хозяйственными системами. С переходом российской экономики к рынку важность их исследования, разработки механизмов, обеспечивающих эффективность этого взаимодействия, существенно возрастают. Это обусловлено тем, что увеличивается неопределенность внешней среды, появляются новые факторы, меняются и растут требования, предъявляемые внешней средой к предприятию, усложняются механизмы достижения соответствия его деятельности этим требованиям, в основе которых лежат преимущественно экономические методы воздействия на предприятие - отказ от директивного планирования деятельности предприятий, полная ее автономизация не могли не привести к резкому снижению этого соответствия.
В новых условиях существенно меняется и внутренняя среда предприятия, так как его деятельность направлена на достижение иных целей функционирования и развития, которые диктуют другие подходы к стратегии предприятия, системе планирования и мотивирования его производственно-хозяйственной деятельности, созданию адекватных организационных структур управления.
Целью курсовой работы является исследование теоретико-методологических положений по анализу системы взаимодействия предприятия с внешней и внутренней средой.
Для достижения поставленной цели в исследовании решались следующие основные задачи:
- исследовать понятие и сущность внешней и внутренней среды организации;
- отразить порядок анализа внутренней среды;
- описать анализ внешней среды;
- дать краткую характеристику организации;
- провести анализ внутренней и внешней среды организации по основным методикам.
Методической и теоретической основой написания курсовой работы послужили труды таких авторов как А.П. Аксенов, И. Ансофф, Д.Д. Вачугов, О.С. Виханский, Л.Г. Зайцев, В.П. Мельников, А.С. Паламарчук, Н.Л. Полунина, М. Портер, В.Г. Прудский, А.А. Томпсон, Л.А. Чалдаева, Б.Н. Чернышова и др..
При выполнении курсовой работы использовались такие методы исследования как обследование, обобщение, сравнение, детализация и анализ теоретического и практического материала.
Цель работы предопределила ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды организации
1.1. Понятие и сущность внешней и внутренней среды организации
Современная предпринимательская среда характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамичности и неопределенности. Способность организации адаптироваться к изменениям-основное условие в бизнесе и других сферах жизни. Кроме того, во все большем числе случаев это условие выживания и развития. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и реализовать ее, руководство должно иметь глубокое понимание как внутренней среды организации, ее потенциала и тенденций развития, так и внешней среды, тенденций ее развития и места, занимаемого организацией в ней[1].
При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении[2].
Эффективность предпринимательской деятельности напрямую связана с постановкой социально-экономических целей. Интерпретация цели подразумевает объективность ее обусловленности. Она проявляется в четкой определенности в направлении развития вызвана объективными причинами. В процессе постановки целей фиксируются те свойства и качества, которые должен получить объект по завершении определенной деятельности. Таким образом, цель составляет основу деятельности. При этом деятельность рассматривается как деятельность, направленная на достижение сознательно поставленной цели[3].
Цель характеризуется предварительной продуманностью. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека. После того как цель поставлена, анализируется ситуация, в которой будет осуществляться деятельность, выбирается способ и средства достижения этой цели, намечается последовательность будущих действий - схема деятельности. Эффективность предпринимательской деятельности - показатель, отражающий достижение поставленных целей[4].
При оценке социальной и экономической эффективности предпринимательской деятельности необходимо определить важнейшие факторы, оказывающие влияние на эффективность применительно к условиям нестабильной экономики.
В зависимости от направленности действия все факторы разделяются на внутренние и внешние и оказывают непосредственное воздействие на социальную и экономическую эффективность предпринимательской деятельности (рис. 1)[5].
Внутренние переменные, являясь ситуационными факторами внутри организации, оказывают существенное влияние на эффективность деятельности компании. Поскольку организации являются антропогенными системами, внутренние переменные в значительной степени являются результатом управленческих решений. Однако, как показывает практика, не все внутренние переменные полностью контролируются руководством, и часто внутренний фактор есть нечто "данное", что руководство должно преодолеть в своей работе. Механизм управления ориентирован на достижение оптимального взаимодействия всех уровней и функциональных областей управления для наиболее эффективного достижения поставленных целей[6].
Рисунок 1. Внутренние и внешние факторы, влияющие на социальную и экономическую эффективность предпринимательской деятельности[7]
Однако набор факторов внешней среды и оценка их влияния на эффективность компании разные. Часто фирма в процессе управления сама определяет, какой набор показателей позволяет оценить степень внешнего воздействия на результаты своей деятельности как в текущем периоде, так и в стратегическом аспекте[8].
Внутренние факторы могут быть объединены в следующие группы: личность руководителя и способность управлять предприятием; инновационная политика предприятия-совершенствование организации производства и труда; организационно-правовая форма управления; создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе; специфика производства и отрасли-качество продукции, ее конкурентоспособность, управление затратами и ценовая политика; амортизационная и инвестиционная политика[9].
В зависимости от характера воздействия внешние факторы можно разделить на факторы макроокружающей среды и микроокружающей среды.
Один из факторов микроокружающей среды - поведение покупателей. Покупатель, приобретая товар и услугу, создает спрос, который необходимо удовлетворять по различным параметрам. Вместе с тем предприятие, предлагая рынку новые товары более широкого ассортимента и улучшенного качества, изменяя уровень цен и качество обслуживания, формирует у покупателей спрос и удовлетворяет более разнообразные его потребности[10].
В процессе взаимодействия с поставщиками каждая организация стремится обеспечить эффективность работы компании. Условия поставки товаров, порядок расчетов, возможные скидки и услуги влияют на взаимоотношения организации с поставщиком. Поставщики исторически играли особую роль, так как фирмы любого характера и сложности в наибольшей степени напрямую зависят от сети поставщиков материалов и оборудования, энергопотребления[11].
Конкуренция - одна из главных движущих сил эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в нестабильной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках. Конкуренция -состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке[12].
Все коммерческие операции завершаются куплей-продажей товаров, а значит и определенными отношениями с банками. Именно банки предоставляют торговым предприятиям кредиты, осуществляют безналичные расчеты с поставщиками, с организациями, представляющими инфраструктуру рынка (рекламными агентствами, транспортными фирмами).
Для успешной работы на рынке сегодня недостаточно наличия материальных и финансовых ресурсов у организаций. На первый план выходят кадровые ресурсы организации. В организациях всех форм собственности, люди становятся важнейшим ресурсом. Поэтому для эффективной социально-экономической эффективности предприятия необходимо обеспечить его квалифицированными кадрами[13].
Одним из приоритетов анализа является выявление экстенсивных и интенсивных факторов изменения эффективности. В то же время, экстенсивные факторы связаны с увеличением производства за счет количественных факторов экономического роста: дополнительной рабочей силы, расширения торговых площадей, строительства нового объекта и т. д. наоборот, интенсивные факторы связаны с использованием качественных факторов экономического роста и характеризуются мерой отдачи каждого из используемых ресурсов[14].
Внешняя среда компании является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее эффективной деятельности на должном уровне, и, безусловно, оказывает сильнейшее воздействие на ее деятельность. Поэтому субъекту хозяйствования необходимо располагать информацией о факторах внешней макро- и микросреды предприятия[15].
Проблема взаимоотношения организации и среды в науке стала рассматриваться впервые в работах А. Богданова[16] и Л. фон Берталанфи в первой половине XX в.[17] Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано только в 1960-е г. в условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений в экономике. Это послужило отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как открытая система, взаимодействующая с внешней средой. Дальнейшее развитие данной концепции привело к возникновению ситуационного подхода: согласно ему, выбор метода управления зависит от конкретной ситуации, характеризуемой в значительной мере определенными внешними переменными.