Файл: Публичная власть (Объект исследования - публичная власть как общественное явление).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В работах С.Хантингтона2 рассматриваются западная, китайская, японская, индуистская, исламская, православная, латиноамериканская и африканская цивилизации. В трудах Э.Тоффлера исследованы цивилизации иного рода: сельскохозяйственная, индустриальная и постиндустриальная.В исследованиях В.Л.Иноземцева4 причина раскола определяется разным уровнем профессионализма. Другой исследователь И.Валлерстайн пришел к иному выводу, что уровень социально-экономического развития стран может быть определен как высокий, средний и низкий, на основе чего, соответственно, выделяются центр, полупериферия и периферии1. Кроме того, А.И.Неклексса2 вычленил и обосновал в качестве причин раскола шесть экономико-географических мировых зон.

Существуют концепции, в которых делаются попытки совместить обе тенденции: глобализацию и универсализацию мира, с одной стороны, и его фрагментацию, обособление отдельных частей и областей, с другой. Директор Стокгольмского международного института проблем мира и конфликтов А.Д.Ротфельд пишет, что отношения в современном мире определяются, с одной стороны, центробежными процессами (глобализацией или интеграцией), а с другой - центростремительными (фрагментацией, эрозией государств)3. При этом, отмечает А.В.Малашенко, "обостряется конфликт между глобализацией и "геолокальностями". Этносы, страны, регионы, подключаясь к процессу глобализации, настаивают на своей идентичности, приоритете интересов в своих собственных (ими же самими установленных) границах."4 Большинство исследователей независимо от того, какой точки зрения они придерживаются, сходятся во мнении, что конце XX - начале XXI в. мир переживает некий критический период, который определяется как эпоха "переломное", неопределенности, как "переходный возраст"5 и т.п. Это тот период, когда происходят качественные изменения самой сути политической системы мира. Подобных воззрений придерживаются не только сторонники неолиберальной традиции в международных исследованиях, но и те, кто придерживается скорее неореалистических взглядов. Так, Г.Киссинджер пишет, что "мировой порядок и его составные части никогда еще не изменялись так быстро, глобально и глубоко, как в настоящее время".

Практически всеми авторами отмечается, что новые тенденции носят именно качественный характер и радикально меняют политическую структуру мира. Одним из признаков кардинальных перемен и выстраивания новой политической структуры мира является глобализация и интеграция, которые в той или иной степени охватили весь мир. В этом плане интересны сравнения между серединой XVII в., когда сформировалась Вестфальская модель мира, и концом XX столетия. В первом случае Европа, будучи единой, по своим культурным, цивилизационным параметрам оказалась политически разделенной. Во втором случае при крайнем усилении экономической, финансовой и информационной интеграции в политическом отношении мир сегодня представлен 192 государствами. Среди множества факторов, воздействующих на современную политическую структуру мира, на сегодняшний день, прежде всего выделяют такие, как глобализация, усиление взаимозависимости, формирование некоего глобального экономического организма, интеграционные процессы и т.п.2 Среди всего многообразия тенденций следует отметить две наиболее значимые: 1) развитие глобализации и интеграционных процессов; 2) увеличение числа различных акторов на мировой арене и их суверенизация.3


В последние годы феномен глобализации становится одним из наиболее распространенных предметов исследований, вызывает повышенный общественный интерес, а существующие взгляды на него достаточно разнообразны. Некоторые авторы полагают, что анализ практически любого социально значимого феномена невозможен вне изучения процесса глобализации как актуализующе-гося поля универсального процесса социальных изменений, правомерно определяющегося сегодня как категория социальной трансформации.1 Существуют многочисленные определения глобализации, разные подходы к пониманию ее аспектов и сфер, кроме того, подчеркивается проблема оценок - насколько глобализация является универсальной и всеобщей тенденцией мирового развития. Существующие сегодня трактовки сущности и содержания глобализации как исторического явления в жизни человечества сводятся к следующим положениям. "Глобализация есть многомерный, объективный процесс становления глобальной общности людей в масштабе всего человечества в единстве с природной сферой планеты Земля, замещения локальных, изолированных форм и норм жизнедеятельности людей общемировыми, формирования единообразия, взаимодействия и взаимообусловленности различных сторон жизни отдельных континентов, стран, народов в рамках единого мира, в условиях распространения принципов свободы личности, а также открытости и устранения барьеров на пути к установлению материальных, интеллектуальных, духовных, этических, эстетических и иных форм общения между людьми".2 По мнению ряда исследователей, процесс глобализации определяется рыночными, а не государственными силами. Он генерирует трансконтинентальные и межрегиональные потоки, взаимозависимость глобального масштаба. Главным в этом процессе представляется то, что глобализированная экономика - это качественно новое явление в виде целостной единой международной системы, что объективно требует соответствующей политической воли и интеграции.3

Общепризнанным также является то, что глобализация имеет как позитивные, так и негативные последствия4. В числе первых: ускорение внедрения и распространения технических достижений и современных методов управления; новые экономические перспективы для государств и отдельных лиц; возможности обеспечения более высокого уровня жизни и т.п. В то же время к негативным последствиям глобализации относятся: растущее неравенство, когда получаемые выгоды и возможности концентрируются в относительно небольшом числе стран и неравномерно распределяются в самих этих странах; связанное с этим нарастание уязвимости и маргинализации многих государств; возрастание угрозы целостности национальных культур и вызовы суверенитету государств.