Файл: Публичная власть (Объект исследования - публичная власть как общественное явление).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методологически диссертационное исследование основывается на системном, структурно-функциональном, комплексном подходах. В работе автором применялись следующие методы: формально-логический, анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнительно-правовой, сравнительно-политологический.

Эмпирическую базу исследования составили правовые акты различных видов: Конституции Российской Федерации и Республики Башкортостан, международно-правовые акты, федеральные конституционные законы, федеральные законы, федеральные подзаконные акты, нормативно-правовые акты субъектов, Послания Президента РФ, материалы периодической печати, в которых содержатся факты, связанные с организацией и функционированием органов и институтов публичной власти. Использование этих материалов позволяет подкрепить сведениями из реальной жизни теоретические положения и придать исследованию практическую значимость. Помимо этого, в работе были использованы ре-

9 зультаты опросов населения, проводимых Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Социологическим центром Российской академии государственной службы (РАГС) при Президенте Российской Федерации.

Научная новизна исследования состоит в самом выборе темы и в отстаиваемой диссертантом концепции и вытекающих из нее положений, выносимых на публичную защиту. Суть авторской концепции в следующем: власть как политологическая категория многообразна. Однако основную нагрузку по развитию социума несет публичная власть, которая обладает реальной возможностью управлять действиями и взаимоотношениями людей, согласовывая противоречивые частные (личные, корпоративные) и публичные интересы, подчиняя их преобладающей воле с помощью методов убеждения и принуждения. Публичная власть - функциональное и развивающееся явление, которое реализуется в исторически конкретном обществе в пределах определенной территории.

На защиту выносятся следующие положения:

Публичная власть является институционализированной легальной социальной властью, реализующей артикулированные общественные интересы территориально-организованного сообщества, консолидирующей данное сообщество в качестве целостной системы в соответствии с господствующими в обществе ценностями.

Публичная власть выполняет ряд функций: реализацию публичного интереса, консолидацию общества, управление, защиту существующей системы общественных отношений (охранительная), нормотворчество, обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Указанные функции наиболее полно проявляются в демократических обществах.


Сущность публичной власти проявляется в наличии трех форм (непосредственное народовластие, народное представительство, непредставительское народовластие (профессиональное управление) и в наличии четырех видов (публичная власть общественных объединений, муниципальная, государственная, надгосударственная). Если критерием выделения форм власти является вид основания осуществления субъектами властеотношений публичной власти, то основанием деления публичной власти на виды служит определенная политико-

территориальная общность людей, выступающая в качестве непосредственного источника власти соответствующего вида. Осуществление каждого из четырех видов публичной власти возможно во всех трех формах.

Публичная власть имеет определенные пределы компетенции и реализуется на различных уровнях. Если реализация надгосударственной власти возможна на глобальном и региональном уровне, то уровни государственной и муниципальной власти могут весьма значительно варьироваться в различных государствах. В Российской Федерации существуют следующие уровни государственной власти: федеральная государственная власть, окружная государственная власть, государственная власть субъектов РФ, местная государственная власть.

Функционирование публичной власти осложнено коррупцией, под которой понимается система определенных отношений, основанных на противоправном обмене должностных лиц государственного или частного сектора с заинтересованными лицами какими-либо благами, при этом получение любых незаконных выгод для данных лиц становится приоритетным, ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица или частного сотрудника, что препятствует реализации публичных интересов. Коррупция как системный социальный феномен ослабляет публичную власть.

Публичная и частная собственность отличается друг от друга своими социальными функциями. При этом на разных этапах экономического развития пропорции между публичным и частным секторами могут меняться. Критерием таких изменений должно быть обеспечение оптимального баланса вышеназванных интересов, содействующих сплочению и развитию общества.

Правильное развитие и устойчивое функционирование публичной власти предполагает соблюдение следующих принципов: правозаконности, единства системы публичной власти, гласности, компетенционалыюй самостоятельности и независимости, ответственности. Кроме того, в современных демократических обществах публичная власть осуществляется также на основании принципа признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.


Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что выводы, сделанные в работе, позволяют глубже понять публичную власть как целостное явление общественной жизни. Практическое значение предпринятого исследования состоит в том, что последнее должно способствовать росту авторитета в обществе как публичной власти в целом, так и отдельных ее разновидностей. Выводы и предложения, сделанные в диссертации, могут быть использованы в нормотворческой деятельности, а также применены в процессе преподавания таких учебных дисциплин, как "Политология", "Политическая социология", "Философия политики", "Теория государства и права", "Проблемы теории государства и права", "Конституционное право". Данное системное исследование должно способствовать чистоте категориально-понятийного и терминологического аппарата указанных наук.

Апробация диссертационного исследования. Промежуточные и конечные выводы диссертации докладывались и обсуждались на кафедре общеправовых и гуманитарных дисциплин Уфимского института (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета, кафедре политологии Башкирского государственного университета. Основные выводы и положения диссертации изложены в шести статьях общим объемом 3,0 п.л.

Наиболее значимые результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях "Национальные традиции в развитии торговли, экономики и культуры" (Межвузовская научно-практическая конференция, 22 марта 2007г. - Уфа); "Россия и Башкортостан: историко-социальное взаимодействие" (Всероссийская научная конференция, 16-17 мая 2007г. - Уфа); "Проблемы и перспективы развития регионов и предприятий в условиях ВТО: опыт России и Германии." (Международная научно-практическая конференция, 6-7 сентября 2007г. - Уфа). Материалы диссертационного исследования были использованы в процессе преподавания курса конституционного права Российской Федерации и зарубежных стран.

Структура работы, объемом в 198 страниц, включает введение, три главы, по три параграфа каждая, заключение и библиографический список, содержащий 295 наименований.

Теоретический концепции власти

Рассматривая публичную власть в современной политической жизни, мы не можем не затронуть в исследовании основные концепции власти как фундаментальной проблемы социальных и гуманитарных наук. Данный подход позволяет выявить признаки власти как родового понятия и на их основе рассматривать власть публичную.


В научной литературе отсутствует общепризнанное, универсальное понимание власти1. Известный политолог Р.Даль утверждал, что "никто не может похвастаться тем, что проник в глубины тайн власти" . В отечественной науке также имеются подобные оценки. И.А. Азовкин писал: "...трудно найти другое понятие, которое толковалось бы столь различно"3. Учитывая, что под термин "власть" подпадает весьма широкая категория человеческих отношений, власть оказывается самым таинственным и загадочным явлением в политике. Как справедливо заметил Р.Даль, "большое разнообразие и гетерогенность власти может фактически сделать невозможным или, по крайней мере, не очень плодотворным развитие общих теорий власти, могущих охватить (покрыть) все эти отношения"4.

Американский политолог Т.Болл считает, что "можно с уверенностью констатировать: "власть" — понятие, которое постоянно будет вызывать споры"1. Подобного мнения придерживается и В.Г.Ледяев:"... концептуальные дебаты, разумеется, будут всегда, но это не исключает возможности рационального сопоставления и оценки различных концептуализации"2. Дальнейшее наше исследование будет основано на этой исходной посылке.

Попытка осмысления власти и соотносящихся с ней категорий в мифологическом понимании предложена в VIII в. до н.э. Гесиодом (примерно VIII-IX вв. до н.э.) в поэме " Теогония" ("О происхождении богов"), где уже были разделены Власть ( Кратос) и Сила (Биа). Несколько позже Эсхил (525-456 до н.э.) в драме "Прометей прикованный" пояснил содержание этих понятий: "Власть и Сила, слуги Зевса, привели ослушника богов к "скифской скале". Но если власть, обладавшая суровым нравом, не знавшая мягкости и сочувствия, постоянно руководила, принуждала к действию приковывавшего Прометея Гефеста, то Сила выступала только её молчаливым орудием. В таком виде в прологе драмы были заложены характерные для античности представления об активном характере власти, её обусловленности волей (Зевсом) и инструментальный, под-чинённый статус силы. В трудах Платона (427 - 347 до н.э.) и Аристотеля (384 - 322 до н.э.)5 содержатся интересные рассуждения о власти. В них даются первые наброски самого понятия. Платон рассматривает власть как силу, основанную на специфическом знании - знании правления. Аристотель характеризует власть как свойство (принадлежность) любой сложной системы. Власть у Аристотеля играет роль активной формы, трансформирующей пассивную материю в реальные предметы. В социальной жизни власть обеспечивает организацию совместной деятельности и стабилизирует отношения в социальной системе6. О власти в различных проявлениях много писал выдающийся итальянский мыслитель Н.Макиавелли (1469-1527) . Он пытался раскрыть законы общественного развития, не прибегая к теологической идее, характерной для Средневековья. Считается, что Макиавелли наиболее последовательно обосновал принципы политической власти и политических отношений как самостоятельного вида социальных отношений. Он отделяет власть от морали, религии и откровенно указывает средства достижения политических целей.


Первую же специальную попытку определить власть как понятие сделал Т. Гоббс (1588-1679). Им были заложены основы "каузальной" концепции власти (от лат. cause - причина, основание), являющейся доминирующей в современной научной литературе. Обоснованию политических воззрений Гоббса служит концепция, согласно которой мир (природа, общество, человек)- это совокупность естественных и искусственных тел, взаимодействующих в системе причинно-следственных связей. При таком подходе одним из элементов власти выступает субъект, воздействие которого является причиной изменения объекта. Такие отношения между субъектом и объектом, учитывая представления Гоббса о природе человека, рассматриваются как асимметричные, конфликтные, основанные на господстве одних над другими2.

Важнейшей вехой в истории исследования власти стала концепция М. Вебера (1861-1920). М. Вебер рассматривал власть как асимметричное отношение между индивидами. Анализ власти Вебера касался не только политических институтов, но и корпораций вроде Церкви. Так же, как и Гоббс, Вебер представлял власть как действие, направленное по отношению к чему-либо или к кому-либо. Для проявления власти нужно наличие субъекта и объекта. Власть рассматривалась как "вероятность того, что актор в социальном отношении будет в состоянии реализовать свою волю вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем эта вероятность основывается"3.

Современные концепции власти представлены в работах таких авторов, как Р. Даль, П. Бэкрэк и М. Бэрэтц, С. Льюке, П. Блау, Т. Парсонс, X. Арендт, М. Фуко и других, коротко охарактеризуем их.

Одним из наиболее влиятельных подходов является концепция власти Роберта Даля. Он рассматривает власть как контроль за поведением. Р.Даль упростил веберовскую формулу власти: "А имеет власть над Б настолько, настолько может заставить Б делать что-то, что Б в ином случае не стал бы делать"1. Так же, как Гоббс, Даль обозначает власть как конфликтное, асимметричное, каузальное отношение. В соответствии с данной концепцией отрицается наличие потенциальной, неактуализованной власти. Власть осуществляется лишь тогда, когда субъект власти предпринимает намеренную попытку заставить объект делать что-то, что последний не стал бы делать в противном случае. Исследование политической власти концентрируется на принятии политических решений, проявляющихся в способности одних индивидов и групп навязать свою волю другим индивидам и группам в ходе успешной конкуренции.