Файл: Эффективность менеджмента организации (Определение эффективности менеджмента).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Определение эффективности менеджмента
1.2 Правовое регламентирование выбора организационных форм управления организацией
1.3 Методы оценки эффективности управления
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «МАГНИТ»
2.1 Общая характеристика ОАО «Магнит»
2.2 Анализ и оценка организационной структуры предприятия ОАО «Магнит»
2.3 Рекомендации по оптимизации организационной структуры предприятия ОАО «Магнит»
Таким образом, в ОАО «Магнит» существует линейно-функциональная организационная структура. Похожая структура составляет так называемый «шахтный» принцип построения и специализация процесса управления по функциональным подсистемам организации. Так как организационная структура организации ОАО «Магнит» имеет линейно-функциональную структуру управления, то оптимальным значением для показателя «Соотношение между руководителем и специалистами» является 2:1.
Таким образом, одним из недостатков управленческой структуры ОАО «Магнит» является малоэффективное соотношение между руководителями и специалистами. Кроме, этого необходимо отметить, что норма управляемости также превышает оптимальные значения, что негативно отразится в функционировании предприятия в целом. Это ведет к тому, что распоряжения главного директора будут медленнее выполнятся, а главному руководителю сложнее контролировать процесс выполнения работы. Также необходимо оценить эффективность аппарата управления в организации для того, чтобы выявить слабые стороны в управленческой структуре.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на протяжении 2017-2018 годов увеличивалась доля работников в составе аппарата управления в себестоимости, в общей численности работников, в общем фоне заработной платы всех работников.
Данный факт неблагоприятно сказывается на функционирование организации, тем самым требуются изменения в структуре управления. Таким образом, на основе двух таблиц можно сделать вывод, о том, что организационная структура рассматриваемого предприятия работает достойно, но, как и в любой другой управленческой структуре, присутствуют определенные достоинства и недостатки.
Плюсы организации системы управления в ОАО «Магнит»:
1. Четкая система взаимных связей функций и отделов;
2. Четкая система единоначалия;
3. Ответственность, закрепленная за каждым руководителем, то есть все знают, кто и за что отвечает;
4. Достаточно быстрая реакция на случившуюся проблему и легкая гибкость.
Минусы организации системы управления в ОАО «Магнит»:
1. Большое количество этажей управления между рабочими, которые выпускают продукцию и человеком, принимающее решение;
2. Отсутствие звена, закрепленного над решением вопроса стратегического планирования;
3. Высокая зависимость результатов работы предприятия от квалификации, личностных и деловых характеристик высших управленцев.
4. Тенденция к увеличению численности работников;
5. Решение проблемы, требующее участие руководителей нескольких подразделений.
6. Большая нагрузка на руководителей. Таким образом, можно сделать вывод, что организационная структура управления предприятия ОАО «Магнит» вполне хорошо функционирует и выполняет свое предназначение. Однако для более лучшего результата в работе рассматриваемой организации необходимо обратить внимание на недостатки структуры, которые требуют каких-либо изменений и стратегических перемен.
2.3 Рекомендации по оптимизации организационной структуры предприятия ОАО «Магнит»
Изучение данного вопроса следует начать с того, что линейно-функциональная структура управления считается наиболее универсальной организационной структурой.
Но, несмотря на все положительный моменты и универсальность данной структуры, для предприятия высокого масштаба как ОАО «Магнит» необходимо внести изменения.
Во-первых, необходимо ввести отдельное подразделение, которое будет непосредственно заниматься стратегическим планированием и нововведениями. Данная структура будет функционировать совместно с советом директоров, которые и будут принимать окончательное решение по внедрению и дальнейшему развитию организации. Во-вторых, у одного руководителя структурного подразделения в подчинении находятся большое количество сотрудников, что сильно нагружает. В связи с этим необходимо ввести количественную норму работников, которыми будет управлять каждый из руководителей.
Для того чтобы максимально верно определить эффективное количество сотрудников, необходимо рассчитать коэффициент управляемости, который рассчитывается по формуле
Если показатель равен 1, то уровень управляемости в норме, если больше 1, то количество работников необходимо сократить, если меньше 1, то число подчиненных для директора необходимо увеличить. Данные для расчета представлены: Ку = Уф / Ун (1), где Ку – коэффициент управляемости, Уф – норма управляемости по факту, Ун – нормативная норма управляемости. Нормативная норма управляемости 9 человек Ку = 19/9 = 2,111. Так как данный показатель больше 1, то соответственно число подчиненных для одного директора необходимо сократить для лучшей работы всего отдела.
В-третьих, необходимо идти «в ногу со временем» и внедрять как масштабные, так и мелкие изменения в управлении и в процессе работы сотрудников в целом. Данные новшества будут способствовать к более эффективному результату, а также поднимут уровень интереса каждого работника к выполнению своих функций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность менеджмента - сложная, многогранная категория. Она отражает характерные особенности экономических, социальных и иных явлений. Анализ категории эффективности, факторов ее определяющих позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей экономической эффективности, которые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности организации.
Как показал анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в работе предприятия имеются в наличии как положительные, так и отрицательные моменты.
По сфере влияния факторов можно выделить две основных группы
факторов: количественные и качественные факторы. Количественные факторы обеспечивают числовую основу для принятия решений, при этом решения сводятся к поиску оптимума в денежном выражении в сфере последствий реализации различных решений для самой организации и ее заинтересованных сторон.
Потенциальный выигрыш предоставляет менеджеру информацию о
выгодах, возникающих в результате реализации различных альтернативных
решений. Эти выгоды могут выражаться в решении исходной проблемы
организации и возникновении дополнительных положительных последствий.
Чем больше потенциальный выигрыш, тем более привлекательно решение для менеджера.
Предполагаемые затраты - это издержки, которые предприятие
вынуждено понести для реализации тех или иных управленческих решений.
Чем меньше затраты, тем более привлекательно решение для менеджера.
Затраты могут быть финансовыми, временными, ресурсными и т.д. также могут выделяться основные и дополнительные (сопутствующие затраты).
Положительные экстерналии - это выгода третьих лиц от реализации
различных управленческих решений. Так как организация существует не в
вакууме, большинство принимаемых в ее рамках управленческих решений
предполагают определенные последствия для общества и окружающей среды.
Менеджеру следует принимать во внимание, что эти экстерналии могут регулироваться законодательством, и в случае его нарушения могут возникнуть дополнительные расходы, связанные с выплатой штрафов. Чем меньше отрицательные экстерналии, тем более привлекательно решение для
менеджера.
Качественные факторы учитывают социально-психологические другие
вопросы, которые могут повлиять на результаты принятия решения. Гласность и репутация отражает общественное восприятие принимаемых в организации управленческих решений. В соответствии с нормами и ценностями, установленными культурой общества, в котором функционирует организация, определенные действия могут одобряться, порицаться или восприниматься нейтрально.
В условиях гласности, то есть открытости и общедоступности
информации о действиях организации, она должна заботиться о своей
репутации, так как ее ухудшение может привести к снижению спроса на ее
продукцию и банкротству бизнеса. Несмотря на существование различных
методик для количественной (стоимостной) оценки репутации организации, в данной работе она рассматривается как социальное (качественное) явление.
Организационная структура предприятия является одним из ключевых факторов успеха функционирования любой организации. Правильно выбранная и грамотно построенная структура управления является залогом получение высокой прибыли, бесперебойного функционирования, высококвалифицированных сотрудников и, как следствие, лидирующие позиции на рынке.
ОАО «Магнит» выступает в качестве холдинговой компании группы обществ, которая занимается розничной торговлей через сеть магазинов «Магнит». Розничная сеть «Магнит» работает для повышения благосостояния своих клиентов, предлагая им качественные товары повседневного спроса по доступным ценам. Компания ориентирована на покупателей с различным уровнем доходов и поэтому ведет свою деятельность в разных форматах: магазин «у дома», гипермаркет, магазин «Магнит Семейный» и магазин косметики.
Для закрепления лидирующей позиции на рынке товаров и услуг ОАО «Магнит» необходимо вносить определенные изменения в организационную структуру управления для улучшения оказываемых услуг. К числу мер можно отнести следующее:
- ввести отдельно подразделение по разработке и внедрению стратегических новшеств;
- выстраивать прочные связи между различными функциональными службами;
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
- Акимова, Т.А. Теория организации: Учебное пособие дл
Т.А. Акимова. – М.:ЮНИТИ ДАНА, 2011. – 367 с.
Албастова, Л.Н. - Технология эффективного менеджмента
/ Л.Н. Албастова. – М.:ИНФРА М,2013. – 270 с. - Алиев, В.Г. Теория организации: Учебник / В.Г. Алиев. –
М.:Экономика, 2014. – 429 с. - Ахтулова, Л.Н. Особенности процесса принятия управленческих решений в организации/[Текст]/Л.Н.Ахтулова/ Омский научный вестник. -2014 - №3/(129). – С. 35 –40.
- Баликоев, no В.З. no Общая no экономическая no теория: no Учебник no для no студентов no / no В.З. no Баликоев. no - no М.: no Омега-Л, no 2015 no - no 684 no c.
- Бардовский, no В.П. no Экономическая no теория: no Учебник no / no В.П. no Бардовский, no О.В. no Рудакова, no Е.М. no Самородова. no - no М.: no ИД no ФОРУМ, no НИЦ no ИНФРА-М, no 2015 no - no 400 no c.
- Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник /В.Р. Веснин. – М.:Велби,2014.
– 504 с. - Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник / О.С.Виханский. – М.:
Гардарики, 2014. – 296 с. - Дафт Р.М. Менеджмент: Учебник / Р.М. Дафт. – Питер, 2001 . –
829 с. - Дурович, А.П. Основы маркетинга: Учебное пособие [Текст] / А.П. Дурович. – М.:Новое издание, 2014. – 512 с.
- Егоршина, А.П. Менеджмент, маркетинг и экономика:Учебник /
А.П. Егоршина . – Новгород:НИМБ,2015. – 526 с. - Иванов, С.Н. Подходы к принятию управленческих решений и их классификация//С.Н.Иванов/Горный информационно-анатилический
журнал. – 2014 - №6. – С. 185-198. - Иванов, С.Е. Актуальные вопросы принятия управленческих решений//С.Е.Иванов/Вопросы территориального развития. – 2015 -
№5(25). – С. 1-10. - Изотов, В.Н. Использование экономико-математических методов и моделей в процессе принятия управленческих решений В.Н. Изотов /Концепт. – 2012 –№11. – С. 19-27.
- Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации
для анализа / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд.– М.: Издательство дом
«Вильямс», 2012. – 928 с. - Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент /
Р. А. Фатхутдинов. – СПб.: Питер, 2013. – 491 с. - Харченко, К.В. Муниципальное стратегическое планирование: от
теории к технологии / К. В. Харченко. – Белгород: Обл. типография,
2015. – 304 с. - Чернышев, М. А. Стратегический менеджмент. Основы
стратегического управления: учебник / М.А. Чернышев и др. –Ростовна-Дону: Феникс, 2014. - 506 с. - Ямпольская, Д. О. Менеджмент / Д. О. Ямпольская, М. М. Зонис.–
СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2013. – 288 с.