Файл: Понятие и признаки правового государства (Зарождение и развитие взглядов о правовом государстве)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все перечисленное имеет большое значение для характеристики государства как правового. Нельзя считать правовым государство, в котором запрещена частная собственность, не допускается многопартийность, отсутствуют гарантии прав и свобод человека и гражданина, средства массовой информации отражают только позицию правительства.

Очевидно, что правовое государство может существовать лишь в условиях демократического режима. Поэтому, важнейшим условием существования правового государства является построение демократического государства.

Понятие правовое государство концентрирует общечеловеческие ценности, которые формируются в результате длительного развития организованного общества. В свою очередь правовое государство является такой формой политической власти, которая создает все необходимые условия для наиболее полноценного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для последовательного связывания государственной власти путем установления правовых норм в целях недопущения злоупотреблений[64].

Следовательно, в сущности правового государства можно выделить два основных элемента:

1) свобода человека, реальное обеспечение его прав и свобод;

2) ограничение государственной власти нормами права.

Правовое государство и права человека характеризуются общими закономерностями возникновения, развития, функционирования.

Именно право в таком государстве является связующим элементом между человеком и государством. При демократическом режиме государством устанавливается над государственной властью верховенство права.

Целесообразно выделить два принципа в сущности правового государства:

1) социальная сторона — выражается данный принцип в наиболее реальном и полном обеспечении прав и свобод человека и гражданина;

2) формально-юридическая сторона — выражена в последовательном формировании для структур государства правовых ограничений и связывании посредством права политической власти.

Признаки, принципы и основания, при помощи которых создавался классический вариант стройной теории правового государства, не утратили своей теоретической и познавательной ценности. Утверждение о том, что «без организованной системы государственных гарантий правовое государство невозможно»[65] и сегодня является злободневным.

Из этого можно сделать вывод, что зародившаяся в античную эпоху идея о правовом государстве, превратилась в стройную теорию усилиями передовых ученых в последующее время. Не стала исключением и Российская Федерация на современном этапе ее развития.


2.2 Принцип разделения и власти и верховенство закона в правовом государстве

В правовом государстве государственная власть не является абсолютной, да и не может быть таковой. Это связано не только с господством права, соотношением государственной власти и права, но и прежде всего, с организацией государственной власти, формах и органах ее осуществления. Основополагающим принципом в данном случае выступает принцип разделения власти.

Разделение власти определяется как «политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического правового государства»[66]. Еще античные мыслители выдвинули идею разделения власти (Аристотель), в дальнейшем она была развита в эпоху буржуазных революций (в частности, французским правителем Монтескье) как противовес абсолютизму и феодальному произволу. В трудах выдающихся мыслителей Древней Эллады и Древнего Рима уже рассматриваются зачатки доктрины разделения власти. Самыми выдающимися среди них конечно же являются Аристотель (384-322 г.г. до н.э), Эникур (ок 341- ок 270 г.г. до. н.э), Полибий (ок 201-ок 120 г.г. до н.э). Однако, бесспорно, авторство принципа разделения власти, как необходимого элемента правового государства принадлежит мыслителям нового времени. Их в определенной степени можно назвать провозвестниками революционных перемен в своих странах: англичанину Джону Локку (1632- 1704) и французу Шарлю Монтескье (1689-1755).

Интерпретация концепции разделения власти в духе просветителей в дальнейшем получила свое отражение и закрепление в конституционных актах. Особое внимание привлекают декларации прав человека и гражданина, настолько демократичные по своему содержанию, что действуют до сих пор.

Принцип разделения власти составляет основу правового государства. Если этот принцип будет нарушаться, то в государстве установится злоупотребление властью и коррупция, что приводит государства к разрухе и нестабильности. Вследствие этого появляются конфликты, которые могут быть выражены как в мирных выступлениях, что приводит к реформам, либо это может вырасти в настоящую гражданскую войну, последствия которой невозможно предугадать.

Принцип разделения власти предполагает создание системы «сдержек и противовесов», что не позволяет сконцентрировать власть в одних руках.

По Конституции России от 12.12.1993г. в статье 10 говорится, что верховная государственная власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип выступает гарантом реализации принципа приоритета прав человека и гражданина в России.


Правовое государство не может существовать без принципа разделения власти на три ветви. Этот принцип придумали еще в Риме почти 2000 лет назад. Римляне считали, что созданием законов и их объяснением должны заниматься одни люди, исполнением законов и контролем за исполнением законов должны заниматься вторые люди, все спорные ситуации в государстве должны разрешать третьи люди, которые являлись независимыми судьями.

Если этот принцип будет нарушаться, то в государстве установится злоупотребление властью и коррупция, что приводит государства к разрухе и нестабильности. Вследствие этого появляются конфликты, которые могут быть выражены как в мирных выступлениях, что приводит к реформам, либо это может вырасти в настоящую гражданскую войну, последствия которой невозможно предугадать.

Принцип разделения власти предполагает создание системы «сдержек и противовесов», что не позволяет сконцентрировать власть в одних руках.

По Конституции России от 12.12.1993 г. в статье 10 говорится, что верховная государственная власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип выступает гарантом реализации принципа приоритета прав человека и гражданина в России.

Законодательную власть в Российской Федерации осуществляется парламентом, региональными и местными представительными органами. Главная задача исполнительной власти- создание законодательной базы, как правовых норм, имеющих высшее юридическое значение. Законодательные органы обладают монополией на правотворческую деятельность. Кроме того, они устанавливают налоги, утверждают бюджет, контролируют его исполнение. Основные принципы функционирования органов законодательной власти являются:

1. Коллегиальность

2. Отсутствие соподчиненности законодательных органов всех уровней[67].

Законодательную власть в России представляет парламент, который называется Федеральное собрание Российской Федерации. Состоит парламент из двух палат Совет Федерации и Государственная Дума[68].

Парламент, согласно Конституции Российской Федерации, является представительным и законодательным органом в виде Федерального Собрания РФ (ст. 94). Федеральное Собрание состоит из двух палат – постоянно действующими Советом Федерации и Государственной Думы, причем заседания обеих палат, за исключением некоторых случаев, носит открытый характер (ст. 95). Обе палаты заседают отдельно друг от друга, наделены рядом собственных полномочий, кроме того одно и то же лицо не может членом и Совета Федерации и Госдумы, депутаты Госдумы не могут находиться на госслужбе (ч. 2, ст. 97), поскольку работают на профессиональной основе и им запрещено заниматься какой-либо другой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой (ч. 3, ст. 97). Данное обстоятельство обеспечивает систему законодательных сдержек и противовесов в России.


Контроль за исполнением госбюджета, обеспечиваемый исполнительной властью, осуществляется Счетной палатой, формируемой Федеральным Собранием на основе федерального закона (ч. 5, ст. 101). Система сдержек и противовесов проявляется в отправлении полномочий палат Федерального Собрания. В частности, утверждение изменения границ между субъектами федерации, а также указов президента о введении военного и чрезвычайного положений в стране, возможности использования вооруженных сил за пределами страны, назначение президентских выборов, отрешение президента от должности, назначение на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, назначение и освобождение от должности Генпрокурора РФ и заместителя Председателя Счетной палаты, половины состава ее аудиторов зарезервированы за Советом Федерации (ст. 102).

К ведению Госдумы относится следующие полномочия – дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству РФ, назначение и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности (ст. 103).

Государственная Дума также вправе преодолеть президентское вето путем двух третей голосов палаты, при достижении достаточного количества голосов Президент обязан подписать закон (ст. 107). Принятие Федерального конституционного закона осуществляется тремя четвертями сенаторов и двумя третями депутатов Госдумы (ст. 108), после чего также подписывается Президентом. Сдержки и противовесы со стороны Госдумы выступают также в виде избрания Председателя Правительства, кандидатуру которого утверждает президент (ч. 3, ст. 111), а со стороны Президента они представляются правом роспуска Государственной Думы согласно установленной процедуре (в ч. 4, ст. 111).

Исполнительная власть осуществляется президентом, правительством, министерствами, иными органами исполнительной власти. В их ведении - исполнение законов, повседневное управление, непосредственная организация жизни общества. Исполнительную деятельность характеризуют:

1. организационный характер;

2. ориентация на практическую реализацию законодательства;

3. непрерывный характер управляющего воздействия во времени и в пространстве.

Исполнительным органом в России служит Правительство Российской Федерации под предводительством председателя Правительства РФ. Исполнительные органы распоряжаются финансовыми, людскими, природными, правоохранительными, информационными ресурсами общества. В ведении исполнительных органов - вооруженные силы, полиция, тюрьмы.


Судебная власть в России является независимым арбитрам в решении многих юридических споров. Любой гражданин может обратиться в суд для защиты своих прав. В России судьи независимы, обладают юридической неприкосновенностью, несменяемы.

Правосудие, согласно Конституции России, осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 1, 2 ст. 118). Правовой статус судей, устанавливаемый Конституцией, полностью соответствует идее правового государства, поскольку судьи являются независимыми и подчиняются только Конституции и федеральному закону (ч. 1, ст. 120). Несменяемость и неприкосновенность (ч.1, ст. 121; ч. 1, ст. 122) судей также играет важную роль для обеспечения беспристрастности решений суда.

Судебные сдержки и противовесы также дублируются процедурой назначения всех судей высших судебных органов советом Федерации с представления их кандидатур Президентом РФ, а судьи нижестоящих судов назначаются в порядке, определенном федеральным законом (ч. 1, 2, ст. 128). Особый правоохранительный статус имеет Прокуратура РФ, формируя собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, она осуществляет функции надзорного органа, наделенного полномочиями согласно федеральному закону, как на федеральном, так и на региональном уровне (ч. 1, 3, 5, ст. 129). Генеральный Прокурор назначается и освобождается от должности Советом Федерации с представления кандидатуры Президентом РФ (ч. 3, ст. 129), а прокуроры субъектов назначаются Генпрокурором с согласования кандидатур с соответствующим субъектом (ч. 3, ст. 129).

Правосудие осуществляется в специальной форме с документальной фиксацией решений суда. Вступившие в силу судебные решения общеобязательны и подлежат исполнению всеми участниками судебного разбирательства.

По мнению некоторых ученых, на деле же разделение государственной власти в стране отсутствует. Вернее сказать, оно есть формально, но на самом деле, на практике почти все функции (законодательные, исполнительные, судебные) сосредоточены в одном человеке, и контролируются узкой группой лиц.

По законам Российской Федерации президент РФ возглавляет исполнительную власть, но он имеет так же и множество других полномочий. Так президент Российской Федерации имеет и законодательные функции и в некоторых случаях судебные. Он держит под контролем и Совет Федерации и Государственную Думу, которые по идее разделения власти должны контролировать власть исполнительную[69].