Файл: Задачи нотариата ( История становления и развития нотариата в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить, что в Германии подобная практика существует в рамках оказания нотариусами юридической помощи при удостоверении актов, при проведении специальных примирительных процедур (отдельные категории споров, наследование). Согласимся с И.А. Кузовковым, что использование медиации нотариусами снизит число последующих обращений в суд, что уменьшит на них нагрузку, а также повысит эффективность и ускорит производство нотариальных действий, приведет к снижению размера издержек при решении споров.

Следующей перспективой развития является необходимость передачи системы нотариата в ведение РФ из совместного ведения федерации и субъектов, с изменением ст. 71 Конституции РФ, где прописаны предметы ведения.

Это обуславливается важностью роли нотариата в реализации и охране прав и свобод граждан. Представляется, что по аналогии с судоустройством нотариат необходимо передать в исключительное ведение РФ, несмотря на федеративное устройство нашего государства, при котором необходимо сотрудничество центральной власти и власти субъектов. По мнению И.А. Умновой необходимость такой передачи обусловлено противоречием конституционной модели разграничения полномочий70 . Законодательством субъектов РФ сегодня возможно принятие законодательства, не противоречащего федеральному, по принципу иерархического подчинения.

Так, в 2002 г. во Владимирской области был принят Закон «О наделении органов местного самоуправления Владимирской области государственными полномочиями по совершению отдельных нотариальных действий» № 43-ОЗ. Прокурор обратился в областной суд с требованием признания закона недействительным. Суд требование не удовлетворил, ссылаясь на то, что в отсутствии соответствующего федерального закона по вопросам совместного ведения субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование. Так как федеральный закон отсутствует, то Законодательное Собрание Владимирской области вправе устранить пробел, приняв данный закон. Однако эти выводы суда Верховный Суд РФ признал ошибочными. Из текста Закона «…» усматривается, что предметом его правового регулирования являются отношения, регулируемые гражданским законодательством, в частности вопросы удостоверения завещаний (ст. 1125 ГК РФ), удостоверение доверенности (ст. 185 ГК РФ), принятие мер к охране наследственного имущества (ст. ст. 1171 - 1173 ГК РФ) [2]. В силу ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении РФ и лишь федеральное законодательство может делегировать должностным лицам МСУ право совершать нотариальные действия. Закон субъекта Российской Федерации не вправе урегулировать этот вопрос, а значит, не может быть признан действующим.


Также ст. 71 Конституции РФ гласит, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина относится к ведению РФ, что логически верно, так как приоритет права на защиту в классификации прав человека неоспорим. В Основах о нотариате в качестве главной цели нотариата также провозглашена защита прав и законных интересов через совершение нотариусом от имени РФ нотариальных действий [3].

Исходя из вышесказанного не логично относить нотариат к предмету совместного ведения, что является явным пережитком советской правовой системы, где роль нотариата умалялась и функции нотариуса были незначительными.

В качестве перспективы развития нотариата можно отметить необходимость совершения нотариальных действий только нотариусами. Законодатель должен полностью отказаться от концепции квазинотариата, при котором предусмотрена возможность совершения отдельных нотариальных действий непрофессионалами, у которых часто отсутствует юридическое образование. К таковым «непрофессионалам» Г.Г. Черемных относит должностных лиц консульских учреждений, служащих местных органов власти, руководителей воинских частей, лечебных учреждений, мест лишения свободы и т.д., которые осуществляют удостоверение документов, по силе приравненное к нотариально удостоверенным [20].

Особенно подрывает престиж нотариата предоставление права на совершения нотариальных действий должностным лицам органов исполнительной власти. Такое право предоставлено для облегчения доступа граждан к нотариальным услугам. Круг нотариальных действий у данных лиц ограничен. Они могут удостоверять завещания, доверенности, принимать меры к охране наследственного имущества, свидетельствовать подлинность документов и выписок из них, свидетельствовать подлинность подписи на документах. Минусом такого предоставления является высокая статистика оспаривания нотариальных действий в судебном порядке, так как мало того, что данные должностные лица часто не имеют юридического образования, они к тому же и фактически не контролируются нотариальным сообществом. Частный нотариат не правомочен даже на проведение учебы с должностными лицами местного самоуправления. На практике, глава местной администрации, обязан не только свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, но и удостоверять завещания, доверенности, принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости меры по управлению им. Таким образом, включение данных субъектов в систему нотариата в дальнейшем приведет к падению качества и законности нотариальных услуг.


Подводя итоги, отметим, что основными современными перспективами и тенденциями развития института нотариата являются:

1. отказ от государственного нотариата и создание единой небюджетной нотариальной системы, что ликвидирует двойственность статуса нотариуса и приблизит институт к латинской нотариальной системе;

2. комплексное предоставление юридической помощи нотариусами, связанное с совершаемыми нотариусами нотариальными действиями;

3. наделение нотариального акта полной юридической силой, т.е. освобождение от необходимости доказывания в суде фактов указанным в акте при отсутствии спора сторон по данным фактам;

4. наделение нотариуса полномочиями по проведению медиации;

5. передача нотариата в исключительное ведение РФ;

6. совершение нотариальных действий исключительно нотариальным сообществом.

Представляется, что изменение законодательства о нотариате с учетом выше названного приведет к приданию гражданско-правовым отношениям стабильного и бесконфликтного характера и позволит добиться повышения уровня доверия граждан к этому правовому институту.

Заключение

Результатом анализа теоретических положений и действующего законодательства о нотариусах являются разработанные выводы.

Итак, изучив положения Основ законодательства о нотариусах, можно сделать вывод, что данный нормативно-правовой акт, несмотря на многочисленные изменения и модернизацию, не соответствует нотариальной системе на практике в Российской Федерации. Ярким примером, иллюстрирующим эту ситуацию, является текущее отсутствие работы нотариуса. На официальном сайте Министерства юстиции нет информации о существовании государственных нотариусов. Однако на данный момент этот вид нотариальной деятельности юридически не отменен. И ряд положений Основ регулирует осуществление деятельности государственных нотариусов, что не актуально. Этот аспект делает Основы не идеальными.

Безусловным положительным моментом является утверждение в 2016 году Кодекса профессиональной этики для нотариусов в Российской Федерации. Положения Кодекса этики устанавливают порядок и условия привлечения нотариусов к дисциплинарной ответственности. Важным аспектом правоприменительной практики является то, что юридически не установлено, в каком случае установлена ​​дисциплинарная ответственность, а в какой - ответственность нотариуса. Жалобы на действия нотариуса, за которые предусмотрена как дисциплинарная, так и материальная ответственность, направляются в основном в Федеральную налоговую службу. Этот аспект создает трудности для комиссии при рассмотрении жалоб: за какие действия наложить дисциплинарную ответственность на нотариуса, а в каких случаях - материальные.


Список использованной литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 30.11.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 29.01.1996. – № 5. – Ст. 410.
  3. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)
  4. Алферов, И.А. Возникновение и развитие нотариальных учреждений в России. / И.А. Алферов. // Законодательство. – 2016. – № 1. – С. 10 – 14.
  5. Афанасьева, Е.А. Некоторые тенденции эволюции нотариата в России и мире во второй половине XIX века / Е.А. Афанасьева // История государства и права. - 2015. - № 3. - С.18-24.
  6. Бегичев, А.В. Соотношение правового статуса государственных и частных нотариусов / А.В. Бегичев // Евразийская адвокатура. – 2017. – № 2 (27). – С. 83-86.
  7. Борисова, Е.А. Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации. / Е.А. Борисова. – М: Юстицинформ, 2016. – 340 с.
  8. Герасимов, А.В. Роль нотариата в современном гражданском праве. / А.В. Герасимов, П.В. Надтачаев. – М.: Юрайт, 2015. – 285 с.
  9. Зульфугарзаде, Т.Э. Учебник: Организационно-правовое регулирование деятельности нотариата. / Т.Э. Зульфургадзе. – М.: ЛексЭст, 2015.– 326 с.
  10. Игнатенко, А.В. Комментарий к Кодексу профессиональной этики нотариусов в РФ. / А.В. Игнатенко, А.А. Сагин. // Нотариальный Вестник. – 2015. – № 12. – С. 11 – 14.
  11. Кириллова, Е.А. Электронное взаимодействие нотариата с единым государственным реестром ЗАГС: Новеллы законодательства. / Е.А. Кириллова. // Нотариус. – 2017. – № 5. – С. 13 – 19.
  12. Куропацкая, Е.Г. Дисциплинарная ответственность в соответствии с кодексом профессиональной этики нотариусов в РФ. / Е.Г. Куропацкая. // Нотариальный вестник. – 2016. – №4. – С. 19 – 28.
  13. Лемеш, Ю.Ч. Российский нотариат и его задачи / Ю.Ч. Лемеш // Актуальные проблемы права. – 2016. – № 3. – С. 37-43.
  14. Маремкулов, А.Н. К вопросу изучения принудительного правотворчества как способа устранения правотворческих ошибок. / А.Н. Маремкулов. // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2016. – № 3. – С. 32 – 35.
  15. Настольная книга нотариуса / под ред. Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинникова, Е.Ю. Юшковой, В.В. Яркова, Т.И. Зайцевой. – М.: Статут, 2015. – 457 с.
  16. Настольная книга нотариуса: в 4 томах. Том 3: Семейное и наследственное право в нотариальной практике / под ред. И.Г. Медведева, Т.И. Зайцевой. – М.: Статут, 2015. – 330 с.
  17. Нотариат: Учебник. / под ред. В.В. Ралько, Н.В. Репина, А.В. Дударева, В.А. Фомина. – М.: ЮСТИЦИЯ, 2016. – 214 с.
  18. Окриашвили, Т.Г. Принцип добросовестности в позитивном и естественном правопонимании. / Т.Г. Окриашвили, А.Г. Якупов. // Международный научный альманах. – 2016. – № 5(5). – С. 5 – 9.
  19. Рассохина, А.А. Новеллы нотариата. / А.А. Рассохина, Ю.В. Бажуря. // Молодой ученый. – 2017. – № 11. – 390 с.
  20. Фрик, О.В. Нотариус в гражданском и арбитражном процессе: Некоторые вопросы теории и практики / О.В. Фрик // Арбитражный и гражданский процесс. - 2016.-№ 1 - С.3-7.