Файл: Задачи нотариата ( История становления и развития нотариата в России).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
На нотариальные конторы возлагались следующие полномочия:
а) совершение всякого рода актов, для которых действующим правом установлен нотариальный порядок их совершения;
б) засвидетельствование договоров, заключаемых государственными, кооперативными, общественными учреждениями, предприятиями и организациями, как между собой, так и с частными лицами;
в) совершение и засвидетельствование по желанию сторон таких договоров, которые не требуют по закону нотариального совершения или удостоверения;
г) совершение протеста векселей;
д) засвидетельствование доверенностей и копий со всякого рода документов и выписок из торговых книг, а также подлинности подписей;
е) удостоверение по требованиям должностных лиц бесспорных обстоятельств, как то времени предъявления документов, нахождения лица в определенном месте, представления объяснения либо требования от одного лица к другому и тому прочее;
ж) выдача выписок и копий из нотариальных книг и реестров и тому прочее;
з) принятие и хранение представленных разными лицами документов.
В августе 1923 года в связи с принятием Гражданского кодекса РСФСР 1922 года принимается новое Положение о нотариате в РСФСР.
Вместе с тем, наблюдалось несоответствие в организации деятельности нотариальных органов различных республик. Возникла срочность в принятии общесоюзного акта по вопросам нотариата.
Первым таким актом стало постановление ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 года «Об основных принципах организации государственного нотариата».
Постановление определило основные задачи нотариальных органов, в которые входило:
а) проверка соответствия требуемых от них нотариальных действий и представляемых им документов действующему законодательству;
б) оказание активного содействия в защите прав граждан и их законных интересов, от влияния на их волеизъявление юридической неосведомленности, малограмотности и другим обстоятельствам, которые бы могли быть использованы им во вред.
Вышеуказанное Постановление определяло компетенцию нотариальных органов, в которую входили:
1) нотариальное удостоверение сделок,
2) совершение предусмотренных законом протестов,
3) засвидетельствование верности копий документов и выписок из них,
4) засвидетельствовании подлинностей подписей,
5) удостоверение обстоятельства и фактов, с возможным юридическим значением, в которых нотариус лично может удостовериться и для удостоверения которых закон не устанавливает другого порядка,
6) регистрация арестов, налагаемых на строения, а равно изменения и снятие их с регистрации,
7) хранение документов,
8) иные действия, предусмотренные законодательством союзных республик.
Данное постановление послужило основой для принятия Положений о государственном нотариате в союзных республиках. В РСФСР такое Положение было принято в октябре 1926 года. Данное Положение значительно увеличивало компетенцию нотариусов. Вследствие чего, нотариусы приобрели полномочия на совершение исполнительных надписей на договорах, принимать меры к охране наследственного имущества, признавать граждан умершими и временно отсутствующими.
В конце 1920-х годов в связи с общим сокращением гражданского оборота сократилась и сфера деятельности нотариата. Недостаточное финансирование привело к закрытию большинства нотариальных контор. В результате, к 01 января 1937 года в СССР существовало всего 122 конторы, в том числе в РСФСР - 74 (в 1924 году было 414). И только в 1940-е года стала нарастать необходимость идеи о повышении статуса органа нотариата [11].
В 1936 году согласно постановлению ЦИК и СНК СССР "О реорганизации нотариальных органов" все нотариальные действия передаются нотариальным конторам и нотариальным столам при народных судах. Также происходит рост функций нотариата и разрабатываются новые общесоюзные акты по нотариату. К сожалению, воплощению этих планов помешала Великая Отечественная война. По ее окончанию снова был поставлен вопрос о принятии общесоюзного акта о нотариате. Этот акт был принят только в 1973 году Верховным Советом СССР.
Закон СССР от 19 июля 1973 года «О государственном нотариате» регулировал деятельность нотариальных контор и определял компетенцию других органов, которые были наделены правом на совершение нотариальных действий, а также отдельных должностных лиц, удостоверяющих завещания и доверенности, которые приравнивались к нотариально удостоверенным. Республиканские законы, принятые на основе Закона СССР «О государственном нотариате», усовершенствовали положения, тем самым указав в развернутом виде каким должен быть порядок совершения каждого вида нотариального действия. В 1990-е годы вопросы, связанные с регулированием нотариата, начали отходить на второй план. Такая тенденция была связана с переходом к модели латинского нотариата. На первый план выдвигалась идея о независимости и самоуправляемости нотариальных органов [10].
Поэтому с переходом к рыночным экономическим отношениям, с разнообразием форм собственности, развитием предпринимательства, выходом в экономические пространства, возникла необходимость проведения реформирования нотариата. В результате чего, в Россию вернулся свободный нотариат - 11 февраля 1993 года Верховным Советом Российской Федерации приняты «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (далее – Основы) [3]. Этот Закон полностью реформировал институт нотариата, создав в России независимый нотариат латинского типа. Считается, что нотариат латинского типа осуществляет предварительное правосудие, помимо общих для нотариата удостоверительных функций.
С 1993 года, после проведения реформы нотариата и вступления в силу Основ, произошло разделение нотариусов на две категории: государственный и частный. Кроме того, российский нотариат вступил в Международный союз латинского нотариата, и наши нотариусы получили возможность обмениваться опытом со своими зарубежными коллегами. В субъектах РФ были созданы нотариальные палаты.
22 сентября 1993 года решением Учредительной конференции представителей региональных нотариальных палат учредили Федеральную нотариальную палату. Первым президентом Федеральной нотариальной палаты избран Репин Виктор Сергеевич, а 10 декабря 1993 года – стало датой государственной регистрации Федеральной нотариальной палаты.
Становление российского нотариата и формирование законодательства о нем происходило на протяжении нескольких веков. Современному состоянию баланса между контролем со стороны государства и свободой нотариусов в своей профессиональной деятельности предшествовали различные организационные формы взаимоотношений государства с органами нотариата.
Глава 2. Правовые основы нотариата
2.1. Понятие, правовая природа нотариата
Данный термин употребляется в различных значениях: во-первых, как система органов и должностных лиц (нотариусов и иных лиц, имеющих право выполнения нотариальных функций), наделенных в соответствии с законодательством РФ правом совершения нотариальных действий; во-вторых, как отрасль законодательства, регулирующая нотариальную деятельность в России; в-третьих, как учебный курс, изучающий организацию нотариата и нотариального производства, а так же деятельность его участников.
Такие различия из-за неоднозначности понятия нотариата. По мнению Власова Ю.Н. и Калинина В.В., под нотариатом следует понимать, во-первых, правовой институт, во-вторых, «систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложена обязанность по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации». В отличие от предыдущего мнения, Денисова Е.Э. определяет три значения нотариата: будучи солидарной с пониманием нотариата как системы органов и должностных лиц, она считает нотариат не правовым институтом, а отраслью законодательства, а так же, вводит третье значение термина в качестве учебного курса или дисциплины. Аргунов В.Н. определяет нотариат таким образом: «нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц». Но, стоит отметить, что данной определение устарело и более подходит для нотариата советского периода [13].
Понимание нотариата как правового института неотрывно от выявления предмета воздействия государства на общественные отношения, а также методов, целей, задач и функций законодательной регламентации. В связи с этим, определение нотариата как правового института, призванного «обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий представляется неполной» [14].
Некоторые авторы определяют содержание понятия нотариата не в узком смысле, а в более широком социально- правовом измерении, но этот подход объединяет понятие нотариата как правового института и как взаимосвязанной системы нотариусов и их объединений, что не позволяет выявить сущность нотариата как социально-юридического феномена.
Определение нотариата как системы нотариальных органов достаточно полно раскрывается в трудах О.В. Романовской и Г.Б. Романовского. Ремановский Г.Б. определяет нотариат так: «…это система специальных уполномоченных органов, действующих от имени государства и осуществляющих на профессиональной основе нотариальные действия в случаях и порядке, установленном действующим законодательством». При этом, как справедливо указывает И.В. Москаленко, нельзя отождествлять нотариат как органы, осуществляющие нотариальную деятельность, с самой нотариальной деятельностью.
В настоящее время вновь приобрело актуальность определение, написанное в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Впервые словарь был издан еще в далеком 1897 году. Там дано такое определение: «нотариат – правовой институт, носители которого – нотариусы – уполномочены государством совершать и свидетельствовать юридические акты, придавая тем последним значение актов публичных».
Нотариат в том виде, в котором он существует в настоящее время, был введен ФЗ № 4462-1. Этот закон существенно изменил систему нотариата, возродил в России независимый нотариат латинского типа. Нотариат латинского типа, как принято считать, осуществляет предварительное правосудие, а так же общие удостоверительные функции нотариусов. С 1993 года в России, после проведения реформы нотариата и вступления в силу «Основ законодательства РФ о нотариате», осуществляют свои функции два нотариуса: один работает в государственной конторе, другой занимается частной практикой. В том же году решением Учредительной конференции представителей региональных нотариальных палат учреждена, а чуть позже зарегистрирована Федеральная нотариальная палата.
«Основы законодательства РФ о нотариате» устанавливают официальное определение: «Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами Законодательства о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации» [3]. Эта статья рассматривает нотариат как систему органов и как специальные действия.
Значение данного термина неоднозначно. Традиционная точка зрения исходит из того, что нотариат является системой органов, а противоположная, что нотариат является прежде всего системой нотариальных действий.
Гегель, написав: «Собственность покоится на договоре и на формальностях, делающих ее доказательной и правомерной», достаточно лаконично описал необходимость развитых юридических процедур в гражданском обороте. Нотариат обеспечивает защиту собственности и бесспорность имущественных прав, охраняет права всех участников гражданского оборота. Нотариат является составной частью правовой системы, поскольку осуществляемые нотариусами функции объективно необходимы и востребованы обществом, в особенности в обществе с развитой экономикой и гражданским оборотом.
Правовая природа нотариата носит двойственный характер, так как нотариатом выполняется государственная функция по приданию официальной силы юридическим действиям участников гражданского оборота, а также общественная функция, потому что нотариус осуществляет консультирование лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, о возможных правовых последствиях; проверку действий на предмет соответствия действующему законодательству Российской Федерации. Таким образом, нотариат действует в сфере и публичных, и частных интересов, и потому является связующим органом между государством и обществом. Нотариат в РФ действует от имени государства, но не входит в систему органов государства и не представляет ни одну из ветвей государственной власти [15].
По своим свойствам нотариат является либерализованным институтом, так как:
- занимает независимое положение правовой системе государства и не является представителем ни одной ветви власти;
- обеспечивает стабильность в сфере гражданского оборота;
- государство не обязано отвечать по рискам, возникающим в ходе нотариальной деятельности, а так же финансировать деятельность нотариусов.