Файл: Социальное обеспечение и социальная защита инвалидов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Со второй половины XIX века «инвалидность» приобретает принципиально новое содержание. Это связано с развитием российского фабричного производства, котрое в реалиях того времени влекло значительный травматизм. Инвалидами стали называть рабочих, которые по причине производственной травмы или профессионального заболевания полностью, либо частично теряли возможность трудится и зарабатывать, что вызывало необходимость материальной компенсации за нарушение их здоровья и способности к труду.

В России в связи с интенсивным ростом численности рабочего класса возникли союзы рабочих, кассы взаимопомощи, которые осуществляли функцию добровольного страхования человека на случай болезни, безработицы или увечья. Позднее они стали оказывать помощь и хронически больным людям, потерявшим трудоспособность, которых стали называть инвалидами труда. Всё больше отходило на второй план военное значение термина «инвалид», и понятие инвалидности. Инвалидность, безусловно, приводит к изменению взаимоотношений в семье, быту, обыденных ситуациях, в трудовом коллективе, она не может, не затронут личности больного, не коснуться многообразной системы связей, соединяющих его с обществом.

Конец 1980-х годов привел к пересмотру многих положений советской системы обеспечения инвалидов, именно в это время стало очевидно, что инвалиды должны получать не минимальный социальный пакет, как-то обеспечивающий их существование, а такое обеспечение, котрое обеспечивало бы их полноценную жизнь. Иначе говоря во главу угла было поставлено нее выживание инвалидов, а их достойное существование 14, С.111.

Разносторонние научные исследования, анализ огромного опыта работы службы ВТЭ и учет международного воззрения обусловили разработку в России новой концепции теории инвалидности, методов её определения и оценки.

В соответствии с новыми подходами потребовалась трансформация ВТЭ в МСЭ (медицинская социальная экспертиза) с иным функциями и задачами, в том числе с установлением наличия тяжести инвалидности. Ведущее значение приобретает определение потребности инвалида в мерах социальной защиты, включая реабилитацию на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойкими расстройствами функций организма. МСЭ осуществляется на основании теоретических положений, методических и организационных принципов. Эти пожелания и принципы вытекают из того, на каком этапе политического, социально-экономического развития общества находится государство, также из современных научных и практических достижений различных клинических дисциплин.


Вопросы, стоящие в настоящий момент перед медико-социальной экспертизой, стали активно развиваться в России с начала XX века. 31 октября (13 ноября по новому стилю) 1918 года председателем Совета Народны Комисаров В. И. Лениным подписывается декрет «Положение о социальном обеспечении трудящихся». 6 июля 1928 года было утверждено «Положение о врачебно-трудовых комиссиях» и определен круг решаемых ими задач: установление наличия её возникновения, определение способов восстановления трудоспособности путём лечения, переобучения и дальнейшего протезирования инвалидов.

Основания для назначения и размер пенсии до 2001 года были привязаны к стажу работы, имеющемуся на день установления инвалидности и к причине ее наступления. Так более высокий размер устанавливался в случае наличия производственной травмы.

Начиная с 2001 года, пенсия по инвалидности устанавливается вне зависимости от причины. Устанавливается она только на то время, в течение которого человек признается инвалидом. Признание человека здоровым, то есть снятие группы инвалидности, влечет за собой потерю права на этот вид пенсии 10, С.16.

В течение шести лет, с 2003 по 2009 год, в России официально устанавливалась группа инвалидности, а также степень нетрудоспособности. Такая практика принята во всем мире. При этом инвалиду 1 группы могла быть установлена 3 или 2 степень ограничения к трудовой деятельности, а инвалидность могла быть установлена и вовсе без такого ограничения – в последнем случае право на пенсию отсутствовало. Но эта система не прижилась у нас в стране, и с 2010 года – вернулись к старому порядку. В настоящее время основанием для назначения пенсии является установленная группа инвалидности.

Таким образом, инвалидность определяется как стойкая неспособность человека участвовать в экономических процессов или участвовать в них с определенными ограничениями. Пенсионное обеспечение инвалидов формировалось в течении длительного времени, окончательно оно оформилось уже в независимой России, когда инвалиды получили дифференцированный социальный пенсионный пакет.

1.3 Анализ динамики пенсии по инвалидности

За последние почти 20 лет общее число инвалидов в Российской Федерации увеличилось почти на 3 млн. человек и по состоянию на 1 января 2017 г., по данным Росстата, составило 12,25 млн. человек - 11,9% от общей численности населения страны (146,8 млн. человек).


При этом ту или форму инвалидности имеют не менее 25% населения страдают различными расстройствами здоровья. В настоящее время инвалидизация граждан трудоспособного возраста, особенно среди первично освидетельствованных, значи­тельна. Ежегодно в России статус инвалида приобретают более 2 млн. человек, из них около 700 тыс. человек - впервые, при­мерно половину которых составляют граждане трудоспособного возраста. Почти 80% инвалидов трудоспособного возраста не работают. Инвалиды как особая социальная категория людей нуждаются в значительных мерах социальной защиты. Эти виды помощи определены законодательством, однако, следует отметить, что данные нормативно-правовые акты касаются льгот, пособий, пенсий и др., направленных на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материального обеспечения. Вместе с тем люди с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в такой государственной поддержке, которая могла бы стимулировать их к общественно-полезной деятельности, подавляя иждивенческие настроения. По существу, речь идет о полноценной интеграции инвалидов в общество, которая является конечной целью их профессиональной реабилитации. В связи с этим в настоящее время в современной России назрела необходимость формирования научной концепции профессиональной ре­абилитации инвалидов, основанной на восстановлении социального и трудового статуса инвалидов и включения их в трудовую деятельность 15, С.603

Группа ученых (А. А. Шабунова, О. Н. Калачико-ва, Н. А. Кондакова и др.), исследовавших вопросы инвалидизации населения, пришли к выводу о том, что к 2030 году возможно увеличение численности инвалидов еще на 10%. В связи с этим проблема социальной защиты лиц с ограниченными возмож­ностями здоровья становится наиболее важной и актуальной, а неизменно высокая их доля в общей структуре населения представляет собой устой­чивую тенденцию и может оказывать негативное влияние на социально-экономическое развитие страны.

Важнейшим направлением реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья является профессиональная реабилитация, под которой принято понимать «многопрофильный комплекс мер, направленных на восстановление трудоспо­собности инвалида или приобретение им новых профессиональных навыков в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда».

Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия и услуги:

МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 2. С. 330-336


Рисунок 1. Динамика численности инвалидов в Российской Федерации, тыс. человек

Государством определены комплекс реабилитаци­онных мероприятий, гарантированных инвалидам федеральным и региональным законодательством и которые включают медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Комплексная профессиональная реабилитация, т.е. с их последующим трудоустройством, эконо­мически выгодна государству. Проведение сво­евременной профессиональной ориентации и профессиональной подготовка является необхо­димым условием эффективной профессиональной реабилитации, так как именно они создают необ­ходимый базис для реализации принципа равных возможностей инвалидов. Важно понимать, что средства, вложенные в профессиональное обра­зование инвалидов, возвращаются государству через уплату налогов. Обучение и последующее рациональное трудоустройство позволит инва­лидам реализовывать концепцию независимой жизни, обеспечить им самостоятельных доход вне зависимости от государственной социальной по­мощи в виде пособий и пенсий 20 С. 59.

Профессиональную реабилитацию как состав­ную часть комплексной, многопрофильной реаби­литации можно рассматривать как систему и как процесс восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда, сущностными признака­ми которой являются одновременно системный и процессуальный подход.

Рассматривая профессиональную реабилитацию инвалидов с системных позиций, нам представля­ется целесообразным определить ее следующими положениями:

• система профессиональной реабилитации -есть сложная система, эффективность которой основывается на множестве факторов (полити­ческих, экономических. социальных, психологи­ческих, правовых и др.);

• это система, включающая управляемую и управ­ляющую подсистемы, целевые установки, зада­чи, принципы, направления, формы и методы, критерии эффективности деятельности системы и др. системообразующие элементы;

• данная система является социальной структу­рой, воздействующей на личность с инвалидно­стью и общество и, прежде всего, на создание условий для полноценной интеграции инвалидов в сферу труда;

• система профессиональной реабилитации яв­ляется подсистемой более высокого порядка, определяющей и реализующей социальную по­литику государства в отношении инвалидов;

Рисунок 2. Система интеграции инвалидов в сферу труда


На рис. 2 в общем виде представлена система ин­теграции инвалидов в сферу труда посредством комплексной реабилитации. 22, С.21

С другой стороны, вследствие многоплановости, сложности и многоаспектности профессиональ­ной реабилитации инвалидов ее можно рассма­тривать как часть комплексной системы реабили­тации инвалидов с аналогичными компонентами и элементами. Опираясь на данные представления, система профессиональной реабилитации инва­лидов включает:

• концептуально-методологические основы;

• нормативно-правовой базис;

• научно-технические разработки;

• медико-социальную экспертизу;

• индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалидов (ИПРА);

• реабилитационную индустрию, включающую реабилитационно-восстановительные, реаби-литационно-образовательные, социальные, производственные учреждения и организации разной ведомственной подчиненности, где осу­ществляются различные по видам и задачам ме­роприятия профессиональной реабилитации;

• органы организации и координации системы ре­абилитации инвалидов;

• общественные организации инвалидов и др.

С концептуально-системных позиций в системе профессиональной реабилитации инвалидов мож­но выделить три иерархически соподчиненных, но относительно самостоятельных уровня: 1) государ­ственно-региональный (макроуровень); 2) процес­суально-технологический (мезоуровень); 3) инди­видуальный (микроуровень). В свете ратификации Российской Федерацией в 2012 г. Конвенции ООН о правах инвалидов государством предпри­нимаются меры, направленные на полноценную интеграцию (реинтеграцию) инвалидов в социум. Концепция полноценной интеграции инвалидов в общество включает в себя следующие положения:

1. Люди с ограниченными возможностями здоро­вья должны жить в обычной среде и (при необ­ходимой поддержке государства) вести полно­ценную жизнь наряду с обычными гражданами.

2. Инвалиды имеют право на получение гаранти­рованной государством социальной помощи и реабилитации в обычных и специализирован­ных учреждениях.

3. Люди с ограниченными возможностями здо­ровья принимают равноправное участие в социально-экономической жизни общества, включая реализацию права на достойный по­сильный труд.

4. Имеют равные обязанности с другими членами общества.

Тем не менее на пути интеграции в сферу труда инвалиды сталкиваются с различными барьерами. Для сравнения у инвалидов, состоящих на учете в службе занятости и признанных безработными, от­мечается наиболее продолжительный период без­работицы по сравнению с другими категориями граждан. Во Всемирном докладе об инвалидности [4] обозначены основные барьеры и ограничения, связанные с инвалидностью: