Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Во время создания структуры управленческого учета и планирования бюджетов, менеджеры по финансам и руководители организаций зачастую вынуждены заниматься формированием классификаторов, включая классификаторы расходов. Структура классификаторов является основой, на которую опирается управленческий учет.
Эта статья ― своеобразная инструкция по созданию полноценной системы классификаторов для управления расходами, соответствующей всем условиям бюджетной системы и облегчающей учетный процесс. В контексте данной концепции отдельно рассматриваются места, в которых возникают те или иные расходы, а также их группировки и особенности выделения. Помимо этого, определению подвергается местоположение классификаторов расходов в общей классификационной системе и их ценность для планирования бюджетов.
Большая часть отечественных организаций уже давно не задаются вопросом, нужно ли создавать структуру управленческого учета или нет. Основные задачи, которые решаются посредством интеграции данной структуры:
- грамотное составление планов, распределение ресурсов, слежение за производством и мотивация сотрудников через систему планирования бюджетов;
- постоянное наличие информации у руководства организации, помогающей быстро принимать важные управленческие решения ― например, при выборе наиболее подходящего портфеля продукции и производственного объема, формировании стоимости, приобретении или производстве чего-либо, вложении средств в продукцию и так далее.
Актуальность работы заключается в том, используя на практике такие инструменты управленческого учета, как классификаторы, они способствуют обеспечить более детальный и полный анализ экономической обстановки на предприятии. Так же использование классификаторов помогает в формировании объективной оценки и свойств каждого из отдела организации. Стоит отметить, что помимо всего прочего, использование классификаторов позволяет более детально и успешно управлять организацией, путем видения полной картины происходящего и принятия верных решений.
Цель данной работы заключается в определении особенностей и разработке классификаторов управленческого учета.
ГЛАВА 1. Теоретические основы разработки классификаторов управленческого учета
1.1. Особенности формирования структуры классификаторов
Во время создания структуры управленческого учета, а также установления финансовой системы организации и ее пользователей с теми или иными требованиями, важно сформировать классификаторы. Структура классификаторов является основой, на которую опирается управленческий учет. Из этой структуры растут формы бюджетов и способы их взаимодействия, методы построения информационных систем, формы отчетов и способы определения расходов в стоимостной форме. Определение информационных систем и методологических документов, в которых уже используются классификаторы, является весьма трудновыполнимой задачей, поэтому внесение корректировок в такие классификаторы отнимает много времени и ресурсов.
В некоторых случаях внимание заостряется на составлении форм отчетов или форм бюджетов, которые становятся фундаментом для формирования структуры классификаторов. В данном случае такая структура обладает такими минусами, как[1]:
- субъективность;
- отсутствие гибкости;
- обеспечение лишь одной управляющей функции (составление планов, ведение учета, слежение или анализ);
- невозможность составления иных отчетов посредством информации, использующейся в определенных отчетных формах;
- невозможность предоставления отчетными и бюджетными системами полноценных данных о хозяйственной и финансовой деятельности.
Формирование структуры классификаторов является независимой деятельностью, которая позволяет использовать существующие формы бюджетов и отчетов в качестве материала, однако запрещает их перемещение в классификаторы. Поэтому необходимо очень внимательно выстраивать наиболее подходящую структуру классификаторов, чтобы в будущем она не нуждалась в каких бы то ни было корректировках. Далее по тексту представлены особенности формирования классификаторов, которые были определены непосредственно во время работы.
Классификатор ― это ряд объектов или их характеристик, подвергшийся систематизации. Позиции ― это выделенные части классификатора.
Предназначение структуры классификаторов заключается в систематизации объектов управления, без которой процесс управления становится крайне сложным или вовсе невозможным. Соответственно, во время построения структуры классификаторов необходимо принимать во внимание условия процесса и свойства объектов, нуждающихся в управлении.
Управленческий процесс состоит из четырех элементов:
- составление планов;
- ведение учета;
- слежение;
- анализ.
Каким условиям этих элементов должна соответствовать структура классификаторов?
- Одни и те же классификаторы для составления планов и ведения учета
Во время слежения плановая и фактическая информация подвергается сопоставлению, поэтому в системах составления планов и ведения учета должны использоваться одни и те же классификаторы.
- Использование методов комплексного анализа внутренних ресурсов и внешних возможностей организации
Составление планов, слежение и анализ требует использования методов комплексного анализа внутренних ресурсов и внешних возможностей организации и классификации объектов в соответствии с их свойствами. К примеру, запасы подвергаются разделению на группы А, Б, В, расходы ― на стабильные и изменчивые в соответствии с их поведением и так далее.
- Совместимость
Классификаторы, имеющие отношение к объектам, которые взаимосвязаны друг с другом, должны быть одними и теми же или хотя бы сопоставимыми. Совместимость позволяет последовательно составлять планы ― например, бюджет расходов является фундаментом для формирования закупочного бюджета, который, в свою очередь, позволяет сформировать платежный бюджет.
- Соотношение с центрами ответственности
Одна из задач классификаторов заключается в описании объектов управления, поэтому они должны иметь соотношение с центрами ответственности (субъектами управления). Статьи должны контролироваться центрами ответственности, каждый из которых, в свою очередь, должен обладать соответствующим набором статей классификаторов.[2]
- Урегулирование
Один классификатор ― один учетный объект. Каждый признак классификатора приводится единожды. Таким образом ведение учета становится проще, а формирование отчетов приобретает гибкость. Разделение элементов и статей на справочники дает возможность изменения или добавления каких-либо элементов без редактирования каждой статьи.
- Наличие полных данных и прозрачность
Классификационные позиции в целом должны содержать полную и детализированную информацию об объекте, чтобы его можно было полностью контролировать. Поэтому классификатор должен обладать позицией под названием «Прочее», имеющей максимум 10% от общей суммы по всем классификационным позициям.
- Определенность и несовместность
Каждая классификационная позиция должна содержать четкое определенное описание объекта, а все статьи не должны быть совместимы друг с другом: любое действие имеет соотношение лишь с одной конкретной статьей. Наименование позиции должно быть как можно более лаконичным, чтобы оно не выходило за границы электронных и печатных форм. Если короткое название не дает полного представления о позиции, комментарии к нему приводятся в методике.
Все условия, выполнение которых необходимо для формирования структуры классификаторов для управления, представлены в таблице 1.
Условие/Элемент управленческого процесса |
Составление планов |
Ведение учета |
Слежение |
Анализ |
Одни и те же классификаторы для составления планов и ведения учета |
● |
● |
● |
|
Использование методов комплексного анализа внутренних ресурсов и внешних возможностей организации |
● |
● |
● |
|
Совместимость |
● |
● |
||
Соотношение с центрами ответственности |
● |
● |
||
Урегулирование |
● |
● |
||
Наличие полных данных и прозрачность |
● |
● |
● |
|
Определенность и несовместность |
● |
Таблица 1. Формирование структуры классификаторов
1.2. Принципы классификации расходов
Необходимо заострить внимание на особенностях создания классификаторов расходов, поскольку система управления расходами ― главный и самый сложный элемент управленческого учета.
Для начала рассмотрим смысл расходов в качестве объекта управления. Расходы появляются, когда финансовые ресурсы используются в производственных и дополнительных процессах, а также при реализации продуктов. Соответственно, эта система позволяет управлять себестоимостью продукции, результативностью процессов, применением ресурсов.
Управление себестоимостью продукции требует тщательного соотношения расходов, осуществленных в определенный период, с получаемой продукцией. Чтобы отразить все расходы, которые связаны с изготовлением продукции, следует использовать справочник носителей расходов. В нем, помимо прочего, указана вся продукция, производством которой занимается организация, в том числе для удовлетворения собственных нужд.
Самый удобный и точный метод ― прямое соотношение всех использованных ресурсов и изготовленной продукции. Впрочем, данный метод пригоден для использования лишь в определенных видах производства (строительство и т.п.). Почти во всех современных организациях, использующих в производстве механику и автоматику, соотношение продукции возможно лишь с небольшой частью ресурсов (базовыми материалами). Однако и таким образом можно обозначить прямые расходы. Другие расходы, имеющие непрямое отношение к носителям расходов, могут быть сопоставлены исключительно с местами их возникновения (МВР). Чтобы определить результативность бизнес-процессов, слежения за деятельностью подразделений и распределения расходов, нужно отметить процессы, выполняемые в каждом МВР, выполнить установку их измерителей и переместить расходы на носитель или другое МВР. Именно для этого осуществляется формирование справочника МВР.
Управление результативностью процессов требует сопоставления измерителя процесса и расходов, которые идут на него. Все расходы в долгосрочной перспективе должны быть определены исключительно измерителем, а в краткосрочной перспективе поведение расходов в рамках одного МВР более противоречиво. Чтобы управлять расходами на главный и дополнительный процессы, а также разделять их по поведению в рамках одного МВР, следует использовать справочник статей расходов. Цели управления расходами и соответствующие классификаторы представлены в таблице 2.[3]
Управление/классификаторы |
Носителей расходов |
МВР |
Статей |
Частей |
Себестоимостью продукции |
● |
● |
||
Результативностью процессов |
● |
● |
||
Применением ресурсов |
● |
Таблица 2. Цели управления расходами
1.3. Классификация статей расходов
Статьей расходов является продукция, выпускаемая организацией, поэтому составляющие данного классификатора формируются исходя из специфики деятельности. Ее статьи подразделяются на три группы: продукты/внешняя работа, услуги/внутренняя работа, услуги. Для работ и услуг опционально может применяться дополнительный справочник заказов, который предназначен для отражения расходов по каждой работе и/или услуге.
Место возникновения расходов (МВР) является системным подразделением (единицей) организации, внутренние процессы которого провоцируют возникновение расходов. К МВР могут относиться рабочие пространства, отделы, участки, группы и конкретные средства производства. Наименование МВР обязано давать представление о процессе, осуществляющемся в нем. Это дает возможность изучения себестоимости как с точки зрения МВР, так и с точки зрения процессов. Одновременно с этим исчезает нужда в отдельных статьях, призванных дать обозначение процессам.