Файл: ВНУТРИГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ: ЛИДЕРЫ И АУТСАЙДЕРЫ (Управление знаниями).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность. Феномен руководства и лидерства привлекают исследователей для применения наработок в аспекте организационного управления.
Прежде всего, лидерство зависит от социально-психологических установок в этой малой группе, а также на основании личных качеств лидера или руководителя.
Среди главных признаков лидерства исследователи отмечают: высокая активность и инициативность, большая информированность о имеющейся задаче. Из признаков лидера и руководителя формируются задачи данного в малой группе.
Также исследователями выделяются несколько видов лидерства:
1.Лидерство в эмоциональной сфере.
2.Лидерство в деловой сфере.
Объектом работы является лидеры и аутсайдеры компании, предметом – внутригрупповые отношения.
Целью данной работы является рассмотрение аспектов руководства и лидерства в малой группе.
Задачами работы являются:
1.Рассмотрение неформальной структуры группы.
2.Изучение кейса и предоставление разработки этапов решения.
Взаимодействие группы и лидера - одна из актуальных проблем социальной психологии. По мнению ряда авторов, лидер является носителем черт, ценимых группой.
В работе были использованы методы теоретического анализа литературных источников, метод кейса.
Работа состоит из введения, двух пунктов, заключения и списка использованных источников.
Неформальная структура группы: Лидер, Принятые, Изолированные, Отвергнутые. Внутригрупповые отношения в организации.
Эти два знакомых слова смешиваются с нашей сложной жизнью, и мы можем сказать, какой вывод из каждого дела мы делаем.
Лидер означает, кто выбирает лучшую задачу среди всех задач и руководитель, кто делает выбранную работу хорошо, который в качестве приоритетного лидера в первом шаге и директор во втором.
Лидер похож на инженера, который делает структуру здания, а директор, который приспосабливает эту структуру. Лидер должен иметь определенные характеристики, такие как, лидер должен представить, что хочет сделать, прежде чем выполнять эту задачу, поэтому эта причина, когда он или она хочет сделать это дело, то уровень рисков будет низким.
Но если директор и руководитель - один человек?
Можно сказать, что лидер и директор - это две личности в теле, но он накоплен, которые из-за формальностей в офисе, лидер и директор являются отдельными лицами, и задачи разделены между ними.
Руководитель и директор мог бы быть в теле, можно сказать, что это характеристики, которые есть у каждого успешного человека. Лидер и директор дополняют друг друга, которые являются обязательными характеристиками для человека.
Каждый человек может быть хорошим руководителем и директором, но в состоянии, в котором он или она растет лучшие характеристики успешных личностей. Он или она может вести и руководить своим делом в его хорошем состоянии.
На смену теории черт лидерства пришла «теория лидерства как функции ситуации». Согласно данной теории, человек воздействует на группу и становится лидером не в силу его черт, а в силу ситуации, в которой он действует. Р. Стогдилл отмечает, что личность, являясь лидером в одной ситуации, может не быть им в другой. Таким образом, лидерство начинает рассматриваться как функция группы.[1]
Согласно данной концепции, лидеру, чтобы эффективно руководить группой, необходимо обладать гибким, адаптивным стилем руководства, учитывать особенности ситуации, в которой действует группа, и индивидуальные особенности «последователей». Ситуативная теория, появившись более 50 лет назад, получила широкое распространение в зарубежной социальной психологии. Наряду с позитивными моментами, которые привнесла данная теория в изучение лидерства, многие авторы указывают, что сама по себе ситуация не является достаточной для определения лидерства и его роли в жизни группы. Предложенный подход приуменьшает роль активности личности, возводя совокупность тех или иных обстоятельств в ранг высшей силы, всецело определяющей роль лидера в жизни группы.[2]
Лидерство-это как область исследований, так и практический навык, включающий способность человека или организации "вести" или направлять других людей, команды или целые организации. В специальной литературе обсуждаются различные точки зрения, противопоставляющие восточные и западные подходы к лидерству, а также подходы США и Европы. Академическая среда определяет лидерство как "процесс социального влияния, в котором человек может заручиться помощью и поддержкой других в выполнении общей задачи".
Исследования лидерства породили теории, включающие черты, ситуационное взаимодействие, функцию, поведение, силу, видение и ценности, харизму и интеллект, среди прочих.
Лидерство-это процесс социального влияния, с помощью которого лидер заручается помощью и поддержкой последователей в выполнении общей задачи. Это можно определить как способность человека заставить других охотно следовать. Это процесс, с помощью которого человек влияет на других для достижения цели и руководит организацией таким образом, что делает его более сплоченным и согласованным. Это способ сосредоточиться и мотивировать группу людей для достижения своих целей. Это делает людей подотчетными и ответственными за организацию в целом. Процесс направлять людей для того чтобы соотвествовать организационным и улучшать организацию через изменение.
Стиль лидерства - это стиль лидера, чтобы обеспечить направление, реализовать планы и мотивировать людей. Это результат философии, личности и опыта лидера.
Различные ситуации требуют различных стилей руководства. В чрезвычайной ситуации, когда мало времени для сближения по соглашению и где назначенный орган имеет значительно больше опыта или знаний, чем остальная часть команды, автократический стиль руководства может быть наиболее эффективным; однако в высокомотивированной и выровненной команде с однородным уровнем знаний более активный или демократический стиль может быть более эффективным. Принятый стиль должен быть один, что наиболее эффективно достигать целей организации, баланса интересов разных людей.
Лидер-это человек, который организует группу людей для достижения общей цели. Он влияет на людей группы к конкретному результату. Он не зависит от правового титула или официальных полномочий. Он является человеком, способным последовательно преуспевать в данном состоянии и рассматриваться как отвечающий ожиданиям организации. Он признан своей способностью заботиться о других, четкой связью и приверженностью упорству. Лицо, назначенное на управленческую должность, имеет право командовать и обеспечивать послушание в силу полномочий, которыми обладает оно. Однако он должен обладать достаточными личными качествами, чтобы соответствовать этой власти, потому что власть только потенциально доступна ему.
В отсутствие достаточной личной компетентности руководитель может столкнуться с новым руководителем, который может оспорить свою роль в организации и свести ее к роли номинального руководителя. Тем не менее, только авторитет позиции имеет поддержку официальных санкций. Из этого следует, что тот, кто обладает личным влиянием и властью, может узаконить это только путем получения официальной позиции в иерархии с соответствующим авторитетом. Каждая организация нуждается в лидерах на каждом уровне.
Лидер выходит из структуры организации. Его личные качества, требования ситуации или сочетание этих и других факторов привлекают последователей, которые принимают его руководство. Вместо полномочий, занимаемых назначенным руководителем или начальником, возникающий лидер обладает влиянием или властью. Влияние-это способность человека получить сотрудничество от других посредством убеждения или контроля над вознаграждениями. Власть-это более сильная форма влияния, потому что она отражает способность человека осуществлять действия через контроль над средством наказания.
Лидер, демонстрирующий настойчивость, упорство, целеустремленность и синергетические навыки общения, обычно проявляет те же качества в своей группе. Хороший лидер использует свое внутреннее я, чтобы активизировать свою команду и организацию. Он ведет команду к достижению успеха, так как у него есть атрибуты лидерства, такие как убеждения, ценности, этика, характер, знания и навыки. Он создает доверие к группе и создает доверие лидер поддерживает систему ценностей: поведение, которое повышает доверие, приверженность и энтузиазм людей группы.
У лидера есть видение. Он не следует намеченному пути. Он устанавливает высокие стандарты и цели на всем спектре, такие, как стратегии, лидерство на рынке, планы, встречи и презентации, производительность, качество и надежность и т. д. Он предвидит то, что происходит в будущем, благодаря своей интуиции и опыту. Он предвидит изменения парадигмы которые идут и направляет его команду и организацию на путь успеха. Он делает несколько шагов впереди своей команды, но не слишком далеко, чтобы команда могла понять и следовать за ними.
В группе могут возникнуть споры от незначительных расхождений во мнениях до фундаментальных расхождений в идеологии. Лидер группы должен обладать качествами, чтобы конструктивно справляться с такими разногласиями и обеспечивать, чтобы люди команды оставались сосредоточенными на достижении целей организации. Лидер призывает людей отойти от любых разногласий и смотреть на вещи объективно. Делая это, лидер не только решает любые разногласия, но и избегает любых возможных конфликтов.
Исследование проводилось с 2014 по 2017 г. Беспаловым и Д. В., Матвеевой А. В. [3]
Данное исследование было проведено авторами среди учащихся техникума, где в состав исследования попали 53 человека, а так же студенты университета с числом испытуемых 167 человек, участники молодежной организации-актива – 257 человек, также руководители в государственном университете, администрации города Курска – 29 человек.
- Эмпирический объект исследования – молодежные объединения Курска;
- Выборочное;
- Репрезентативное исследование;
- Генеральная совокупность, отбор учащихся техникума, где в состав исследования попали 53 человека, а так же студенты университета с числом испытуемых 167 человек, участники молодежной организации-актива – 257 человек, также руководители в государственном университете, администрации города Курска – 29 человек.
- При отборе применялся данный вид ступени:
- Случайная выборка, стратифицированный отбор. Единицы совокупности – молодежные объединения.
В осуществленном исследовании было выделено четыре этапа.
Первый этап имел следующие задачи:
-установка полного необходимого объема выборки;
-формирование гипотезы;
-установление плана работы.
Второй этап характеризуется определением лидеров из общего числа испытуемых. В данном этапе применялся метод наблюдения, опроса, применение аппаратурных методик диагностики. В данном периоде исследования авторы наблюдали путь от лидерства к руководству.
В третьем периоде исследования с помощью применения «Карты-схемы психолого-педагогической характеристики личности организатора» исследователи определяли различные особенности, и непременно сходства-различия в организаторских способностях как лидеров так и молодых руководителей.
На четвертом этапе исследования ставилась цель произвести оценку организаторского потенциала лидеров молодежных общественных объединений в ходе областного конкурса «Лидер XXI века».
Таким образом, исследователями были сделаны соответствующие выводы, которые позволяют судить о динамке лидерства в малых группах.
1.Организации, которые непременно состоят из молодых участников, за счет субъектности, которая может повышаться в малых группах, способствуют непременному увеличению возрастанию роли успешного лидерства и руководства, а также их положительной динамике. При этом данные аспекты способствуют развитию необходимых лидерских способностей и навыков молодых участников группы. Таким образом, во время исследования было выявлено, что большое количества успешных лидеров – 83% - являются участниками молодежных организаций и сообществ. А так же абсолютное большинство молодых руководителей связаны с участием в молодежных организациях в прошлом или настоящем.
2.Также было определено, что молодежные лидеры и руководители отличаются особенностями и направлениями организационных воздействий. Было определено, что для руководителя важным аспектом является деятельность, которую совершают участники его группы, а также поставленная задача. При этом молодежные лидеры направлены на отношения в группе, их формирование и поддержание.
3.При сравнении организаторских способностей как лидера, так и руководителя, между ними существует большая доля отличительных особенностей.
Лидеры обладают большим уровнем критичности и воздействия общества. При этом уровень требовательности оказался на низком уровне. При этом руководители показали высокие результаты в следующих аспектах: психологический ум и такт, требовательность к группе.