Файл: ВНУТРИГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ: ЛИДЕРЫ И АУТСАЙДЕРЫ (Управление знаниями).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4.Также во время проведения исследования авторами был выявлен факт различий в характерах лидеров и руководителей. Руководители обладают высокими интеллектуальными способностями, лидеры же обладают высокими эмоциональными способностями.[4]

Авторский подход к проблеме различий между лидером и руководителем. Проанализировав сложившиеся подходы, можно сформулировать подход к определению различий между руководством и лидерством, которые могут пригодиться для дальнейшего изучения данной проблемы (таблица 1).

Таблица 1. Сравнительная характеристика руководства и лидерства (по С. Джиббу)

Руководители

Лидеры

Имеет поддержку в аспекте организационной системы

Одобрение стихийное за достижения в группе

Целеполагание исходя из задач организации

Отражает пожелания и чувства группы

Возможность не учитывать чувства и мнение группы в целом

Учитывать чувства и мнение группы необходимо

Наличие социального разрыва руководитель-подчиненный

Выступает в качестве члена группы

Получает полномочия от вне группового источника

Власть получает от группы

В этой связи возникает конфликт между интересами личности и официальной структуры. Получается, что взаимодействие индивида и официальной структуры в большей степени напоминает переговоры, в результате которых стороны приходят к компромиссу, при котором каждая достигает своих целей. В случае лидерства цели последователей и лидера совпадают. Лидер является уникальной личностью. На нем завязаны личные отношения людей, их ожидания, впечатления, эмоции.

В то же время лидер проецирует и общественную ответственность, так как именно коллектив выбрал этого лидера.

Последователи понимают, что данный человек сильней каждого из них в отдельности (иначе бы они его не выбрали) и именно он поможет достичь им их цели. Руководитель же является лишь элементом среды. А отношение к руководителю может быть любое, так как назначается он кем-то извне, а не самой группой. И лидер, и руководитель ориентированы на повышение эффективности групповой деятельности. Однако делается это с помощью различных функций управления. Функция лидера – это мотивация людей, а руководителя – организация. Безусловно, руководитель тоже может мотивировать, а лидер – организовывать, но делается это с применением разных средств. Суммируя вышеизложенное, можно предложить следующую трактовку лидера: это тот, кто изначально побуждает идти за ним.[5]


Другое определение лидерства: это способ прививать цели людям и побуждать их к достижению этих целей. Руководитель же выполняет функцию правильной организации созданного движения к цели. Таким образом, очевидна взаимосвязь понятий лидерства и руководства, а также их взаимодополняемость. Кроме того, данный подход открывает перспективы получения синергетического эффекта от развития навыков как лидера, так и руководителя в одном лице.

Подводя общие итоги результатов проведенного опроса руководителей, необходимо сделать следующие выводы:

— в работе руководителей на современном этапе возникают сложности из-за большого потока поступающей документации, исполнения не влияющих на состояние служебной деятельности поручений, наличия большого объема отчетной документации;

— не все руководители знают и умеют применять технологии тайм-менеджмента в служебной деятельности;

— зачастую временные ресурсы планируемых мероприятий не совпадают с фактическим временем их исполнения из-за потерь рабочего времени, не зависящих от руководителя.

Уровень практической организации времени может рассматриваться через применение различных приемов организации времени, временной режим профессиональной деятельности, который предпочитает сотрудник, и построение временного континуума личности. Ориентируясь на проблемные зоны в управлении рабочем временем, выявленные в ходе анкетирования руководителей, были определены организационные основы рационализации служебного времени.

Большую роль в организации рабочего времени руководителя играет постановка правильной цели. Лишь четко сформулированная поставка цели позволяет добиться успехов и избежать ненужных затрат рабочего времени.

Время руководителя должно быть направлено на достижение цели, все, что не касается достижения цели, есть пустая трата как своего времени, так и времени подчиненных. Проведение анализа использования временных ресурсов помогает раскрыть причины потерь рабочего времени, выявить положительные аспекты организации управленческого труда.

Необходимость проведения анализа возникает, когда не установлено, какие временные ресурсы должны быть использованы для решения тех или иных задач, в служебной деятельности наблюдается острый дефицит служебного времени, необходимо изыскание резерва рабочего времени.

Анализ времени необходим для оценки результатов, прежде всего, служебной деятельности. Наиболее рациональное проведение анализа требует изложения его в письменной форме, при этом необходимо использовать программное обеспечение, например программу Visual Time Aпalyzer, которая помогает не только оптимизировать время, но и графически отобразить состояние служебной деятельности.


Как уже было упомянуто ранее, работа руководителя имеет свои особенности, такие как многозадачность, постоянно меняющаяся оперативная обстановка, большая ответственность за принятые решения. В целях оптимизации рабочего времени руководителю необходимо вести личное планирование, несмотря на то, что ведомственными приказами данный вид деятельности не регламентирован. Личный план работы руководителя, прежде всего, должен быть взаимосвязан с планом работы отдела на предстоящий период деятельности, его функциональными обязанностями.

План должен отражать цели и реальные способы их достижения. План необходимо как вести ежедневно, так и намечать мероприятия, которые требуется исполнить за определенный промежуток времени (месяц, квартал, год).

В зависимости от характера работ целесообразно планировать их выполнение в соответствии с «нулевой утомляемостью». Так, вопросами, требующими наибольших затрат умственной энергии и глубокого анализа, следует заниматься в утренние часы (вопросы, связанные с выполнением плана работы, рассмотрение проблемных уголовных дел и т. п.). Наименее производительное время можно отвести для несложных и второстепенных вопросов (например, обходы подразделений, просмотр корреспонденции и т. п.). Делегирование полномочий руководителем — это передача части своих функциональных обязанностей подчиненным сотрудникам. При этом персональную ответственность за качество и своевременность выполненной ими работы несет руководитель.

Делегирование позволяет разгрузить деятельность руководителя, оставляя время для решения основных задач подразделения.

Одной из форм проявления временной компетентности руководителя является организация проведения им служебных и планерных совещаний. Неправильно организованное совещание занимает большое количество рабочего времени подчиненного личного со- става. Для того чтобы минимизировать потери рабочего времени служебные совещания необходимо планировать заранее, график проведения совещаний целесообразно составлять на определенный промежуток времени (месяц, квартал), за исключением оперативных совещаний, требующих срочного разрешения возникающих проблем, и в строго определенные дни недели. Совещания, которые требуют участия большинства сотрудников, рекомендуется проводить в конце рабочего дня.

После этих влиятельных обзоров были разработаны новые методы и измерения, которые в конечном итоге восстановят теорию признаков как жизнеспособный подход к изучению лидерства. Например, улучшения в использовании исследователями методологии проектирования круговых исследований позволили исследователям увидеть, что люди могут и действительно становятся лидерами в различных ситуациях и задачах. Кроме того, в течение 1980-х годов статистические достижения позволили исследователям проводить метаанализ, в котором они могли количественно анализировать и обобщать результаты широкого спектра исследований. Это появление позволило теоретикам характеристик создать всеобъемлющую картину предыдущих исследований лидерства, а не полагаться на качественные обзоры прошлого. Оснащенные новыми методами, исследователи лидерства выявили следующее:


Отдельные люди могут выступать и выступают в качестве лидеров в различных ситуациях и задачах.

Между появлением лидерства и такими индивидуальными чертами, как:

Интеллект

Регулировка

Экстраверсия

Совестливость

Открытость опыту

Общая самоэффективность

Хотя теория лидерства, безусловно, вновь обрела популярность, ее возрождение не сопровождалось соответствующим увеличением числа сложных концептуальных рамок.

Таким образом, управление временем касается в большей степени организации рабочего времени, чем его экономии. Компетентный руководитель стремится к правильному распределению времени, исходя из личных интересов и интересов организации.

Прочитайте кейс и разработайте план разрешения этой ситуации, обоснуйте каждый шаг данного плана.

«Мария С., проработала в компании около года в должности менеджера по продажам, была назначена на должность руководителя отдела продаж. Этому способствовал ряд важных обстоятельств, которые учитывались руководством компании при принятии такого решения.

Мария С. имела высокие показатели продаж, была коммуникабельна, энергична, исполнительна. За время работы в компании она очень выросла как специалист, продемонстрировав незаурядные способности. Однако первый же рабочий день Мария С. в качестве руководителя не удался. Если в целом коллектив отдела встретил её доброжелательно, то одна из опытных сотрудниц Валентина Григорьевна демонстративно отказалась признать нового руководителя. В ответ на просьбу Марии С., которую она адресовала всем сотрудникам, о представлении ей для ознакомления отчетов о работе за минувший месяц, Валентина Григорьевна заявила следующее:

"Я работаю в отделе десять лет. Ваш предшественник на посту руководителя отдела, никогда не проверял мою работу. Он всегда был уверен в моей квалификации и исполнительности. За работу, которую я выполняла в эти годы, меня неоднократно поощряли. Недоверие ко мне, как к специалисту, с вашей стороны меня оскорбляет".

Решение

Для решения конкретной ситуации с человеком: Валентиной Григорьевной можно предложить конструктивное решение конфликтной ситуации в аспекте ведения переговоров с сотрудником.

Для формирования общей команды необходимо выделить следующие этапы формирования командного духа и усиления корпоративной культуры.

В соответствии с рассмотренными аспектами системы развития персонала можно предложить пути оптимизации деятельности по развитию персонала в контексте «обучающейся организации». И в соответствии с пятью умениями организации концепции П. Сенге будет предложен ряд мероприятий по совершенствованию развития персонала.


Первое «умение» — мастерство в совершенствовании личности.

В данном аспекте может быть предложена система разработанной эффективной мотивации и стимулирования труда персонала организации.

Далее представлена таблица мероприятий совершенствования системы мотивации и стимулирования персонала.

Второе «умение» — это интеллектуальные модели. Модели как стереотипы в отношении различных управленческих ситуаций так же укоренены в нас, как и чисто бытовые. Именно поэтому многие хорошие управленческие идеи так и остаются не воплощенными в жизнь.

Сотрудники должны использовать свой творческий потенциал для достижения поставленных целей. Руководство компанией осуществляет комплекс мер по формированию и использованию творческого потенциала сотрудников.

Перед руководством организации нередко встает вопрос о необходимости создания успешного управления всем коллективом организации, которое одновременно стимулирует творчество. Но качественное управление творческой деятельностью может стать эффективным источником, формирующим эффективное развитие компании.

Творческий потенциал непременно связан с практической деятельность сотрудника организации и производится оценка в прямой зависимости от того, как он осуществляет данную деятельность.

Успешное управление творческой деятельностью происходит при демократическом стиле управления, так как данные стиль управления предполагает непосредственное перекладывание ответственности и в то же время значительную степень свободы, но так же устанавливает некоторые рамки, которые формируют согласованность совместных усилий, позволяет контролировать процесс, устанавливает четкость управления.

Так же можно отметить, что наиболее эффективным в управлении творческой деятельностью персонала организации является инновационное мероприятие. В указанных мероприятиях используются более новые и эффективные способы достижения положительного результата.

Для регулирования творческой деятельностью могут быть использованы руководители креативных групп. Которые могут осуществлять деятельность по управлению творчеством персонала организации. В приложении 1 представлены права и должностные обязанности руководителя, креативного директора.