Файл: Курсовая работаФормы правления в прошлом и настоящем.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы наделяются. Республиканские, точно так же, как и монархические, формы правления определяются не только соотношением классовых сил, стремлением тех или иных социальных сил господствовать, эксплуатировать другие классы, но и историческими традициями, национальной психологией, экологическим (географическим) фактором, различными контактами с окружающими государствами (фактор заимствования, подражания, завоевания) и т.п. Например, древнегреческие республиканские формы правления вырастали из внутреннего социально-классового развития античного общества, островного положения многих древнегреческих полисов, роли морской торговли в экономической жизни. Древней Греции, победы демоса и его функций как коллективного рабовладельца и т.д. В иных регионах, например в некоторых месопотамских городах-государствах, роль собрания и совета вырастала из организации общинного земледелия, когда представители общинников-земледельцев - основной производительной силы этих обществ - брали на себя функции организации и осуществления государственной власти в своих интересах [10, с. 97].
Республиканское правление - это коллективное правление. Все высшие органы государственной власти - разного рода собрания, советы и т.п. - имеют сложную структуру, наделяются определёнными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону. Решения принимаемые - законодательными, представительными, - в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу [11, с. 219].
Считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство. Само происхождение термина «республика» связано с народом. «Respulica est res populi», - подчёркивал Цицерон, считая государство «делом народа». Республиканское правление основано на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную. Это означает, что различным органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством. Парламенту (народному собранию, национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу и т.д.) поручается принимать законы [6, с. 201].
Правительству и его органам (исполнительно-распорядительным органам) - выполнять законы, организовывать их исполнение. Судебным органам - осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение и т.д. Органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти.
Однако слаженная работа всех ветвей не всегда удаётся. При разделении властей зачастую происходит борьба между органами, представляющими те или иные ветви власти (например, президента и парламента), за большие полномочия, за верховенство в системе единой государственной власти. Этот процесс в отечественной истории называют «перетягиванием одеяла» и при таком способе борьба подчас приобретает весьма острые, даже ожесточённые формы. Под угрозой оказываются сами республиканские формы правления. Определённые политические силы начинают противопоставлять республиканским формам правления монархические, в том числе откровенно диктаторские альтернативы. По мнению лидеров определённых политических сил, в этих условиях могут быть ликвидированы и разделение властей, и иные республиканские способы организации и функционирования власти. Эти лидеры предполагают объединить власть в руках монарха или иного единоличного правителя или в руках нескольких лиц [6, с. 202].
Большие отличия от монархии имеет республика и в сфере образования органов власти. По существу, республика - это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют различные избирательные системы, одни из них менее, другие более демократичные. Но основной факт, что народ, так или иначе, но обязательно участвует в формировании органов государственной власти. В республике органы власти избираются на определённый срок. Исключения делаются только для судебных органов в некоторых странах, где судьи, чтобы обеспечить их фактическую независимость, избираются или назначаются пожизненно. В большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность [16, с. 79].
Прежде чем рассматривать особенности республиканской формы правления в Российской Федерации, определим республику, как государство, юридическая конструкция которого предполагает, что единственным субъектом суверенитета является народ. Все высшие государственные органы прямо или косвенно получают свои полномочия от народа и несут перед ним ответственность. Глава государства в республике - выборное должностное лицо (президент) или коллегиальный орган.
2.2 Признаки республиканской формы правления
Республика - это форма государственного правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти.
Республике присущи следующие признаки:
- существование единоличного и коллегиального главы государства - президента и парламента. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента - возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик;
- выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться народом на определённый срок;
- юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства [5, с. 132].
В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент;
- преимущественный приоритет прав личности над государственными [3, с. 72].
Юридическими свойствами республиканской формы правления являются:
- ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;
- выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;
- ответственность главы государства в случаях, определенным законом;
- представительство главы государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;
- обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
- преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность [13, с. 49].
Исторически республика как форма правления сложилась еще в Древнем мире. Примером тому могут служить рабовладельческие республики Эллады, Древний Рим периода республики (римская сенатская республика в V-I вв. до н.э.) др. Античные рабовладельческие республики существовали в форме аристократических и демократических республик. В Древнем Риме и Спарте власть принадлежала ограниченной группе должностных лиц - аристократии, а общенародные представительные органы играли второстепенную роль. В Афинской демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения [13, с. 50].
Однако в то время институты демократии были еще неразвиты, а рабовладельческие отношения и связанные с ними научные представления и знания не создавали предпосылок для возникновения гуманизма и связанных с ним современных принципов демократического государства. Поэтому расцвет республики связан не с рабовладельческим или феодальным государством, а с государством, где произошли изменения, характерные для эпохи Возрождения, появления идей гуманизма, «свободы, равенства, братства». В связи с этим, сначала в Европе, затем в Америке, а потом и во всем мире республиканская форма правления завоевывает позиции и становится наиболее характерной формой правления в современной мировой цивилизации [4, с. 102].
В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.
2.3 Виды республик
В государствоведении выделяют три классические формы республиканского правления:
- парламентарную;
- президентскую;
- полупрезидентскую (смешанную), обладающую чертами (признаками) как парламентарной, так и президентской республик.
Некоторые авторы выделяют социалистическую республику.
Президентская республика - это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства [19, с. 122].
В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом [12, с. 76]. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент). В противовес импичменту президент имеет свое «оружие» против правительства, он может наложить вето на законы принятые парламентом.
Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределения полномочий, закрепленных Конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов - государственных и общественных - при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции [19, с. 211].
Парламентская республика - это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.
Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент [7, с. 82]. Правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями (имеет право роспуска парламента), на практике не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые несут за них ответственность.
Смешанная форма или полупрезидентская форма республики - эта такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики. Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958г. по инициативе Шарля Де Голля.
Президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом.
В смешанной республике, президент может назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по-разному: самостоятельно или с согласия парламента. Президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство [21, с. 105].
Таким образом, в смешенной республике президент не относится ни к одной из ветвей власти, и правительство несет ответственность перед президентом. (РФ, Казахстан, Румыния, Франция и др.).
Для того чтобы уяснить механизм функционирования государственной власти Российской Федерации и ответить на главный вопрос формы правления: «Что из себя представляет высший орган государственной власти, как он организован?», обратимся к ст. 10 Конституции РФ, которая выражает и закрепляет одну из важнейших основ конституционного права - разделение властей. Согласно ст. 10, государственная власть определяется как совокупность трех независимых самостоятельных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Разделение единой государственной власти выражается, прежде всего, в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма [1].
Разделение властей, целью которого является обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола, предусматривает такие условия, при которых одна ветвь государственной власти ограничивается другой, ветви государственной власти действуют как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства.
Согласно конституции 1993г., в нашей стране действует президентско -парламентская система власти. Парламент, называемый Федеральным собранием, - двухпалатный законодательный орган, выбираемый прямым голосованием сроком на четыре года.
На общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную - Правительство, а судебную - федеральные суды (Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд и иные федеральные суды). Сравнивая права нынешних представительных органов России с правами Советов в СССР, отметим, что в современной России они имеют более урезанный вид. Они лишены даже контрольной функции за деятельностью исполнительных органов. Их роль в формировании исполнительных и судебных органов сводится лишь к одобрению кандидатур, представляемых исполнительной властью.