Файл: Курсовая работаФормы правления в прошлом и настоящем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

Что касается места и роли Президента РФ в системе органов государственной власти, то, согласно Конституции, президент непосредственно отвечает за деятельность правительства. Он назначает премьер-министра, который формирует Совет министров. Также, по мнению ряда ученых, Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех властей, он занимает особое место в системе органов государственной власти и согласно ст. 80 Конституции РФ «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти», в основном взаимодействие президента происходит с исполнительной властью [1]. Президент РФ, будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, осуществляет нормотворческую функцию, управляет, разрешает споры, осуществляет конституционный контроль.

Правительство и органы исполнительной власти непосредственно подконтрольны Президенту.

Существует и точка зрения на власть президента, как на особую форму государственной власти - президентскую. Эта точка зрения основывается на исключительных полномочиях, которыми обладает Президент РФ в вопросе координации деятельности всех ветвей государственной власти.

Такая тенденция превращения президента в арбитра над другими публичными властями, государственными органами, характерна не для всех республиканских форм правления, она присуща ряду стран с «гибридными» формами республики, в которых президент фактически руководит правительством (Белоруссия, Украина, Россия).

Поэтому еще одной особенностью президентской власти является такая функция Президента РФ, как обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Что позволяет в свою очередь сделать вывод: президентская власть в Российской федерации является самостоятельной ветвью власти, при этом президент РФ является главным интегрирующим звеном всей системы государственной власти в России и воплощает собой единство государства и государственной власти в целом, а не ту или иную ветвь власти в отдельности.

Рассматривая республиканскую форму правления в Российской Федерации, отметим, что единого мнения по этому вопросу среди ученых не существует. Так, по мнению одних ученых, формой правления в современном Российском государстве является с формальной юридической точки зрения полупрезидентская республика, в которой помимо должности президента имеются парламент (Федеральное Собрание) и правительство, однако существующая модель государственного управления ближе к президентской республике.


В силу значимости президентского компонента в системе государственной власти и государственного управления, ряд отечественных и зарубежных исследователей называет Россию «суперпрезидентской республикой».

Такие выводы ученые делают, основываясь на привилегированном положении Президента, на его исключительных полномочиях, на доминировании института президентства над всеми остальными.

Выводы по главе 2

Республиканская форма правления - эта такая форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на определенный срок. В республике главой государства является президент, выбирается народом.

Можно выделить следующие основные признаки республики:

  • существование единоличного или коллегиального главы госу­дарства;
  • выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
  • осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
  • юридическая ответственность главы государства в случаях, пред­усмотренных законом;
  • обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
  • преимущественная защита интересов граждан государства, вза­имная ответственность личности и государства;
  • имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Президентская республика - это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства. Коста-Рика, Уругвай, Замбия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Франция, США, Бразилия.

Парламентская республика - это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства. Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль, Индия, Эстония.

Смешанная форма или полупрезидентская форма республики - эта такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формы правления государства - это вид системы государственного управления. Это понятие включает метод ее образования, сроки действия этой системы, права, а также способы взаимодействия элементов правления между собой и народом. Она же определяет силу влияния общественности на формирование правительственного состава. Изначально это понятие может пониматься в узком и широком смысле: в первом случае оно означает организацию только высших слоев правления, а во втором взаимодействие всех элементов государства.


Основные формы правления представлены двумя видами: монархией и республикой. Они кардинально отличаются друг от друга: способом, с помощью которого передается власть, ответственностью, спектром полномочий между властными органами.

Монархия - это такая форма управления, когда государство возглавляет один человек – монарх. Этот человек получает властные права по наследству, и перед обществом государства, которым он управляет, не несет ответственности, а юридически его невозможно лишить власти.

Существует несколько видов монархии:

1. Абсолютная - представлена неограниченной властью главы: он высший орган, и в его руках абсолютная власть. В современном мире с таким правлением существует Оман и Саудовская Аравия.

2. Ограниченная - в этом случае государством правит не один человек, а еще властные органы, которые монарху не подчинены. Власть между ними рассредоточена, а полномочия его ограничиваются традициями или конституцией.

Республика - при таком типе устройства органы власти, а, в частности, их состав, формируется народом. Представители власти обязательно несут ответственность перед гражданами страны в равной степени. Действия президента осуществляются от имени народа, а органы власти сформированы таким образом, чтобы быть независимыми друг от друга. Лимит действия избранных народом - особая мера, в которой выражается ответственность их перед гражданами страны. Власть дается на определенный срок, который может быть сокращен, если избранники не выполняют свои обязанности должным образом.

Существует три вида республик:

1. Парламентская, при которой парламент играет основную роль и имеет больше власти, чем президент. Именно он формирует правительство и отправляет его в отставку, если это необходимо.

2. Президентская - отличительная черта этой формы правления государства в том, что основная власть сосредоточена в руках президента, который формирует правительство.

3. Смешанная форма - в этом случае полномочия разделяются между парламентом и президентом.

Таким образом, перечисленные типы правления имеют ряд достоинств и недостатков. На настоящий момент монархия не так распространена, и, вероятно, ее сложно представить сегодня как прогрессивный вариант.

Народное правительство также не идеал правления, поскольку наличие множества ответственных лиц в результате приводит к тому, что не ответственен никто, а равномерное разделение власти способствует перетягиванию канатов и пустым спорам. В этом смысле монархическая форма правления подразумевает большую конкретику. Возможно, существует идеальная форма правления, о которой нам еще неизвестно, а может быть, она заключается в его отсутствии. Так или иначе, но республика и монархия - две крайности, между которыми находится народ, который должен мириться с одной из них.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. №6-ФКЗ, от 30.12.2008г. №7-ФКЗ, от 05.02.2014г. №2-ФКЗ, от 21.07.2014г. №11-ФКЗ).
  2. Абдулаев М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. - М.: Право, 2018. - 244 c.
  3. Ахвердиев Э.А. Форма правления и политико-правовые факторы, влияющие на становление формы правления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - №1 (январь). - С. 72-77.
  4. Беляева О.М. Актуальные проблемы теории государства и права. Практикум / О.М. Беляева. - М.: Феникс, 2015. - 448 c.
  5. Василенко А.И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. - М.: Книжный мир, 2018. - 384 c.
  6. Венгеров А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Новый Юрист, 2018. - 624 c.
  7. Власова Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 226 c.
  8. Жинкин С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. - М.: Феникс, 2018. - 493 c.
  9. Клименко А.В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. - М.: Высшая школа, Мастерство, 2018. - 224 c.
  10. Комаров С.А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. - М.: Юридический институт, 2018. - 352 c.
  11. Кудряшов К.В., Санькова А.А. Президентская республика: историко-правовое исследование проблем и перспектив // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - №9 (сентябрь). - С. 219-227.
  12. Лазарев В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - М.: Юрайт, 2016. - 521 c.
  13. Малахов В.П. Теория государства и права / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2016. - 160 c.
  14. Малько А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. - М.: ЮРИСТЪ, 2017. - 304 c.
  15. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 512 c.
  16. Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - М.: Юрайт, Юрайт, 2018. - 384 c.
  17. Прокуронова С.С. Теория государства и права. Конспект лекций / С.С. Прокуронова. - М.: Издательство Михайлова В.А., 2016. - 904 c.
  18. Рассказов Л.П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР, 2017. - 464 c.
  19. Стрейкмане Л.Р. Форма правления в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2019. - №1. - С. 120-123.
  20. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. - М.: Интерстиль, 2017. - 384 c.
  21. Шайхеева Д.Р. Нетипичные формы правления государства // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. №4(4). - Новосибирск: СибАК, 2017. - С. 105-108.