Файл: Теории происхождения государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Одна из самых актуальных тем теории государства и права – их происхождение. О возникновении и развитии государства существует много мнений, отражающих взгляды различных народов, культур, социальных слоев, что свидетельствует об отсутствии единогласно принятой теории происхождения государства и права. Автор отмечает, что данная тема до конца не изучена и её актуальность, по мнению автора, обусловлена тем, что с древнейших времен человек задавался вопросом, что такое государство и право, каким образом они появились? Интерес вызывало это, прежде всего, потому что государство и право и в древнем и современном мире непременно касаются каждого человека, нераздельно связаны, взаимозависимы и непременно взаимодействуют друг с другом.

На сегодняшний день учёными установлено, что человек появился около 2-ух миллионов лет назад[[1]]. Автор пришел к выводу, что древнейшие останки этого предка нынешнего «Homo sapiens» были обнаружены в Африке, более поздние реликты открыты в Азии и Европе. Эта длительная эволюция человека из животного царства была связана, прежде всего, с возникновением и развитием производства, различные этапы которого определяются в науке по материалу, из которого изготовлялись орудия труда (и оружие).

Первые государства формировались на территории одной из первых цивилизаций Месопотамии в 4-3 тясячелетиях до н.э. шумерами, аккадцами и вавилонянами. Именно там появились легендарные города-государства, упоминание о которых можно найти даже в библейских текстах: Ур, Вавилон, Ниневия[[2]].

Много тысяч лет разделяют появление человека и государства. Так почему же возникло государство? Почему это произошло спустя тысячелетия с момента появления человека? И как государство связано с человеком и обществом в целом?

Объектом исследования данной работы является такое общественное явление, как государство.

Предметом исследования являются основные учения о происхождении государства.

Автор не претендует на всеобъемлющее изучение и раскрытие этой темы, целью данной курсовой работы является выявление причин и предпосылок возникновения государства, анализ основных теорий происхождения государства. Для достижения этих целей автор ставит следующие задачи:

Рассмотреть переход догосударственного общества к государству, вариантность возникновения государства, предпосылки государственности у восточных славян;


Рассмотреть причины многообразности теорий происхождения государства и их классификацию.

Раскрыть глобальные и локальные теории происхождения государства.

Работа состоит из: введения; 2 глав, состоящих из 6 параграфов; заключения; библиографического списка.

Проблема возникновения государства нашла отражение в работах Платона, Аристотеля, Цицерона, в рамках теории государства и права интерес к данной теме в последнее время значительно возрастает, такой вывод мы можем сделать на основании того, что появились работы В.В. Лазарева, А.Б. Венгерова, Т.В. Кашаниной, А.В. Малько и многих других. В данной работе рассмотрена различная литература по истории зарубежных стран и происхождении древнего мира, человека и государства, авторами которых являются О.А. Жидков и Н.А. Крашенникова, Г.Ф. Шершеневич, Д.Л. Бродянский.

Глава I. Исторические предпосылки возникновения государства

§ 1.1. Переход к государству

Актуальным остается вопрос - всегда ли в истории человеческого общества существовал институт государства или же он появился на определенном этапе его развития? Ученые выяснили, что только исторический подход позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих, догосударственных организационных форм жизни общества. В последние десятилетия знания о первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно обогатилось благодаря успехам археологии и этнографии[[3]].

Как известно, связь между обществом и государством очень тесная. По словам российского цивилиста и теоретика права Г.Ф. Шершеневича, общежительность человека, в свою очередь, не есть свойство, данное ему природою в отличие от других живых существ. Это есть свойство, приобретенное в течение долгого развития человеческого рода, вследствие опыта, показавшего человеку, что жизнь в обществе более способна обеспечить интересы, нежели жизнь в одиночку[[4]].

Исследуя различные исторические источники, автор определил, что в то время, когда социальная организация характеризовалась семейной общиной, который руководили авторитетные и опытные добытчики пищи, знатоки обычаев и обрядов, характерным был кочевой образ жизни[[5]]. Основой семейной общины были родственные отношения, объединявшие, как правило, несколько поколений: родителей, молодых мужчин и женщин, детей. Они могли объединяться в более крупные образования для защиты от нападений, для организации военных походов, коллективных охот. Поскольку в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, именно они эту организацию определяют как родовой строй.


Как отмечает в своем труде юрист В.Я. Любашиц, в эпоху становления и развития родового строя основной формой общественной организации был материнский род. Объективными основаниями тому служили хозяйственное значение женщины, обусловленное разделением труда между мужчиной и женщиной, а также бесспорная связь матери и ребенка (беспорядочные половые связи приводили к неизвестности отца)[[6]].

В этом обществе существовала строго фиксированная система половозрастного разделения труда, распределения пищи, брачно-семейных отношений[[7]].

Как нам известно, по историческим данным, произошли неблагоприятные изменения климата, с этим связано вымирание мегафауны (пещерных медведей, мамонтов, саблезубых тигров и др.), которая являлась основным источником питания человека того времени. На эти кризисные явления человечество ответило переходом к новому способу существования и воспроизводства к производящей экономике, произошла «неолитическая революция»[[8]].

Постепенно от охоты, рыболовства и собирательства, а также архаичных форм земледелия, скотоводства человечество стало переходить к развитым формам земледелия, таким как подсечно-огневому, неполивному, поливному, в том числе ирригационному, и скотоводства, например, пастбищному, отгонному, а затем и кочевому. Все новые формы организации хозяйственной жизни стали играть основную экономическую роль в жизни общества.

Так, говоря о Древнем царстве, историк К.И. Батыр отмечал, что оно отличалось высоким уровнем развития хозяйства. Хорошо организованная армия работников обеспечивала население страны всем необходимым[[9]].

С точки зрения З.М. Черниловского и Г.Дж. Уэлса, земледелие и скотоводство возникли приблизительно на одном и том же историческом этапе. В зависимости от почвы и климата в одних районах мира преобладало земледелие, в других, - наоборот, скотоводство, приручение животных. Стада перешли в обособленную собственность домашних общин и семейных общин, в то время как обрабатываемая земля оставалась еще собственностью племени. При условии, что земля все еще равномерно разделена между семьями, главное богатство стало заключаться не в ней, а в скоте. Как указывают историки, появляются первые рабы – пастухи и скотоводы. Переход сопровождался не только селекционной деятельностью, которая легла в основу земледелия и скотоводства, прежде всего, он сопровождался изготовлением керамических изделий, а также металлургией и металлообработкой[[10]].


По словам Черниловского З.М., как люди научились выплавлять металл, мы не знаем, но, несомненно, уже в третьем тысячелетии до н.э. был изобретен воздуходувный мех, а вслед затем выделились в особо почитаемое "сословие" кузнецы. Можно предполагать, что выплавка металла произошла сначала в гончарной мастерской. Затем был изобретен плуг, а вместе с ним упряжь для волов[[11]].

Обработка металлов вызвала отделение ремесла от земледелия. Обособляется не только земледелие, но и ремесло в целом. Обособляются отдельные виды ремесленной деятельности, некогда совпадавшие в домашнем ремесленном труде. Появляются разнообразные предметы ремесла, а вместе с тем и разнообразные товары для обмена. Идет непрекращающийся рост производства. Возникает производство непосредственно для обмена, и даже заморская торговля[[12]].
Вместе с различиями между рабами и свободными углубляется пропасть между богатыми и бедными семьями; старая домашняя община взрывается. Пахотная земля переходит в частную собственность отдельных семей. Возникают различия и противоречия.

Со временем, в результате противоречий исчез род. Как отмечают в своем труде историки О.А. Жидков и Н.А. Крашенникова, с общественным разделением труда, с распространением ремесел и обмена родовые поселки теряют свое старое единство, они становятся местом поселения пришлого населения - иноплеменников, в том числе иностранцев, рабов, разного рода посторонних старому роду людей вообще[[13]]. Уходят и не возвращаются коренные жители родовых поселков. Одни уходят из-за отчуждения принадлежавшей им земельной собственности, другие - потому что занятие ремеслом или торговлей потребовало перемены местожительства, третьих выгнали какие-нибудь другие причины, в том числе война. Интересы ремесленников не совпадали с интересами купцов, обе новые общественные группы во многом враждебны деревне. Купцы и ремесленники принадлежат к разным родам, племенам. Ко всему этому сами родичи оказались разделенными на бедных и богатых. Функционирование родовых органов должно было поневоле прекратиться[[14]].

Возникло общество, расколотое на эксплуататоров-богачей и эксплуатируемых бедняков, укоренилось рабство иноплеменников, а вместе с ними и долговое рабство. Такое общество могло существовать только в непрекращающейся открытой борьбе между классами или же "под господством третьей силы, которая, якобы стоя над взаимно борющимися классами, подавляла их открытые столкновения и допускала классовую борьбу самое большое только в экономической области, в так называемой законной форме. Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствиями – расколов общества на классы. Он был заменен государством"[[15]].


С точки зрения ученого В.Л. Кулапова, возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании это не стихийный процесс. Государство стало результатом саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития, требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра. Государство является продуктом сознательной, коллективной воли и деятельности человека, отражающей его жизненный опыт и уровень социального развития[[16]].

Таким образом, процесс перехода к государству сопровождался изменениями в социальной структуре, которые были вызваны различиями в интересах, а также различными противоречиями, влиянием климата, которое привело к вымиранию мегафауны, основного источника пищи человека того времени, что значительно повлияло на его существование, и условий жизни, которые привели человеческое общество к новому устройству, называемому государство. В связи с этим, стал актуальным вопрос о происхождении государства. Множество мыслителей пытались разгадать загадку возникновения государства, выдвигая свои теории, разработка которых ведется и по сегодняшний день уже современными учеными и философами.

§ 1.2. Вариантность возникновения государства

Согласно мнению кандидата политических наук Т.К. Алябьевой, формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями[[17]].

Все теории ученые условно определяют на два варианта возникновения государства: первоначальный и производный.

Автор согласен с определением ученого – юриста Венгерова А.Б., что первоначальный – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей особого института, составляющего неотъемлемую его часть и одновременно выделяющуюся из общества благодаря особому влиянию на общество. Предполагается, что в обществе создавались догосударственные формы и предпосылки, которые приводили к образованию государства или не приводили[[18]].

В современных учебниках теории государства и права к данной группе теорий образования государства относят  господствовавший в средние века взгляд о богоустановлении государства и рассматривают как дарованное богом.