Файл: Теории происхождения государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными плюсами и минусами данной теории учёные считают взаимосвязь права и экономики, повышенное значение материальным благам, однако экономический фактор не является единственным при формировании государства.

Спортивная теория. Представители данной теории использовали факты из истории древнегреческих государств – полисов.

Автором спортивной теории является Х. Ортега – де-Гассет.

Основой этой теории является двигательная (физическая) активность человека.

Суть спортивной теории заключается в том, что развитие производительных сил в обществе и расширение набора необходимых трудовых навыков требовало усложнения физического воспитания подрастающего поколения. Подготовка членов рода к выполнению трудовых функций, охоте, обороне и ведению военных действий требовало особой организации[[62]].

Непосредственное влияние оказало проведение Олимпийских игр в Древней Греции. Органы, созданные для организации проведения игр, впоследствии стали органами государства.

Положительные стороны спортивное теории: достоверные исторические факты (проведение Олимпийских игр), большое значение физической силы человека.

Отрицательная сторона данной теории состоит в том, что Спарта, Древняя Греция – не единственные районы, не везде проводились игры, инициации (посвящения в племя). Также стоит отметить, что данная теория будет оправдана только в том обществе, где уже сформированы навыки управления[[63]].

Рассматривая локальные теории государства, стоит отметить их большое количество и различность. Каждая из теорий имеет свои плюсы и минусы. Все рассмотренные теории имеют право на существование. Каждая из теорий берет за основу образование государства на определенной территории (Древняя Греция, Германия и т.д.).

Тема локальных теорий происхождения государства достаточно широко рассматривается в работах, как современных теоретиков права, таких как А.В. Мелехин, Т.К. Алябьева, так и в трудах таких известных философов, мыслителей и учёных как Аристотель, Платон, К. Витфогель, К. Маркс и Ф. Энгельс и многие другие.

§ 2.3. Глобальные теории происхождения государства

Проанализировав литературу теории государства и права, автор отмечает, что глобальные теории происхождения государства – это учения о возникновении и развитии государства, охватывающие все территории, а не возникновение отдельно взятого государства на определенной территории, как в случае локальных теорий происхождения государства. Анализируя глобальные теории, рассмотрим некоторые из них.


Теологическая (божественная) теория. Одна из основных теорий происхождения государства. Данная теория нашла отражение во многих трудах современных теоретиков государства и права.

Основателями теологической теории принято считать религиозных деятелей Средневековья, одним из которых является философ и теолог Ф. Аквинский[[64]].

Суть теологической теории заключается в том, что государство, согласно данной теории, является результатом Божественного промысла, а правитель призван исполнять Божественную волю и отвечать за государство перед Богом.

На правителя возлагаются такие обязанности как наказание творящих зло, распространение Божьего учения, создание условий для благочестивой жизни людей[[65]].

Выделяя достоинства теологической теории, необходимо отметить, что данная теория способствует укреплению авторитета правителей, а также связи государства и церкви. Теологическая теория упрочняет в сознании общества необходимость соблюдения законов и порядка. Необходимо отметить и тот факт, что первые государства являлись теократическими.

Главный недостаток теологической теории – данная теория не является научной, её невозможно доказать. Данная теория основана только на вере в Бога, не раскрывает способы реализации Божественной воли.

Органическая теория происхождения государства. Данная теория была выдвинута под влиянием идеи естественного отбора Ч. Дарвина[[66]].

Представитель органической теории – Г. Спенсер, его взгляды также поддержали швейцарский юрист И. Блунчли и французский социолог Р. Вормс[[67]].

Суть органической теории. Согласно данной теории общество рассматривается как живой организм. Спенсер рассмотрел стадийность развития общества (человек объединяется в общественную группу, племя, затем племя – в союз племен, союз племен – в город – государство). Общество функционирует подобно человеческому организму[[68]].

Государство, согласно органической теории, рассматривается как организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа[[69]]. Самые умные, сильные и приспособленные выделяются в верхушку, так появляются правители – мозг. Государство, с точки зрения органической теории, также как и человеческий организм рождается, развивается, претерпевает изменения, умирает.


Основные достоинства органической теории, по мнению автора, заключаются в том, что теория рассматривает государство как единое целое, целостный взаимосвязанный организм. Однако государство является организмом социальным, к которому нельзя применить биологические закономерности, что является несомненным минусом теории. Как отмечают некоторые современные юристы, органическая теория не раскрывает происхождение государства.

Теория насилия. Одна из широко известных теорий происхождения государства. Возникла данная теория в Германии и предусматривает 2 варианта насилия: внутреннее и внешнее.

Автором теории внутреннего насилия является немецкий философ и социолог Е. Дюринг. Внутреннее насилие, с точки зрения Дюринга, подразумевает насилие одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству[[70]].

Теория внешнего насилия, авторами которой являются австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович и немецкий социолог К. Каутский, подразумевает под собой завоевание одним племенем другого[[71]]. Государство, согласно этой теории, возникает в результате действий военно – политического характера.

Л. Гумплович в своих работах утверждал, что не знает ни одного примера возникновения государства иначе, чем при помощи насилия одного племени над другим[[72]].

Согласно теории насилия государство рассматривается как средство реализации подчинения слабого сильному.

Из плюсов теории насилия можно выделить конкретность исторических фактов. Действительно, происхождение некоторых государств можно объяснить рассматриваемой теорией. Однако невозможно объяснить происхождение других государств, военный (насильственный) фактор в данном случае следует рассматривать как второстепенный, сопутствующий, а не главный.

Психологическая теория. Довольно распространенная теория происхождения государства, представителями которой являются Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н.М. Коркунов. Данная теория рассматривает связь государства со свойствами человеческой психики[[73]].

Цицерон считал, что государство возникает в силу общественной природы человека, люди объединяются, подчинялась требованиям разума жить сообща[[74]].

Петражицкий связывает появление государства со стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указанием которого следовать в повседневной жизни[[75]].


Говоря о достоинствах психологической теории, можно выделить то, что в ней учитываются психологические особенности человека. Недостатком, по мнению автора, является преувеличение психологических факторов. Не учитываются другие факторы (экономические, военно – политические), влияющие на возникновение государства.

Договорная теория (теория общественного договора). Одна из самых популярных и приемлемых, по мнению автора, теорий происхождения государства. Некоторые её положения были разработаны ещё в Древней Греции.

Представителями договорной теории являются Г. Гроций, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк, А.Н. Радищев.

Суть теории. В рамках договорной теории предусматривается, что в «естественном» состоянии права одной группы людей стали нарушать права другой группы людей, вследствие чего нарушился порядок в обществе, произошло насилие. После чего все люди добровольно объединились и заключили договор с целью обеспечения свободы и взаимных интересов (разумная воля народа).

Государство, согласно данной теории, произошло посредством заключения общественного договора. Сторонники договорной теории рассматривают государство как искусственное произведение сознательной воли людей[[76]].

Как отмечает юрист Григорьева, государство, по мнению представителей договорной теории, возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находящиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии[[77]].

Договорная теория происхождения государства предполагает, что люди передают государству часть своей свободы, своей власти. А государство заботится о своих подданных, принимает законы, в целях обеспечения общественного порядка, обеспечивает охрану прав и свобод, территории, собственности. Граждане в свою очередь обязаны соблюдать законы, платить налоги и т.д. Граждане также вправе расторгнуть общественный договор.

Достоинствами договорной теории являются демократическое содержание и признание теорией приоритета естественных прав человека. Анализ договорной теории привел к выводу, что основными её недостатками можно считать идеализацию первобытного общества (как смогли договориться разные группы первобытного общества?), недооценку объективных внешних факторов (игнорируются социально – экономические, военно – политические факторы), кроме того договорная теория не отвечает на вопросы где и когда заключается подобное соглашение (нет достоверных исторических фактов).


Анализ глобальных теорий, рассмотренных в литературе, показал, что локальные теории некорректны в отношении происхождения всех известных государств, так как все государства индивидуальны, расположенные на различных природных ландшафтах, с различными климатическими условиями, а также людьми разных наций, представителями разных народов и культур, с разными политическими и идеологическими взглядами.

Подводя итог, следует ещё раз сказать о плюрализме теорий происхождения государства. Причинами многообразия теорий происхождения государства являются исторические факторы, накопленный объем знаний, идеологические и политические взгляды и многое другое.

Попытки классифицировать теории происхождения государства известны давно. В настоящее время в юридической литературе можно встретить основные теории происхождения государства (теологическая, патриархальная и другие), современные теории (кризисная, специализации и т.д.), локальные теории (например, ирригационная или спортивная), глобальные (теория общественного договора, органическая и другие) и т.д.

Каждая из выдвинутых мыслителями, философами, социологами и юристами теория происхождения государства по – своему уникальна и имеет право на существование. В каждой теории происхождения государства есть свои достоинства и недостатки.

Заключение

Люди уже на протяжении нескольких тысячелетий живут в условиях государственно-правовой действительности. Существует множество учений, каждое из которых с определенной степенью доказательности объясняет причины происхождения государства и права. В основе этого явления лежат многие факторы, к которым следует отнести: время зарождения учения; проповедуемая идеология; характер экономических отношений; официально осуществляемая политика; бытующий характер вероисповедания и т. п.

Необходимо отметить, что цель изучения любого общественного явления заключается в познании его сущности. Она достигается при помощи применения различных методов познания и всегда носит познавательный характер. Результаты исследования находят свое применение не только в теории, но и в практике государственного строительства.

В первой главе автор рассматривает переход первобытного общества к государству. Автор, изучая литературу по истории государства, пришел к выводу, что переход к государству сопровождался изменениями в социальной сфере, которые заключались в различиях интересов разных групп, противоречиях, а также влияние климата, что в совокупности привело человека к появлению государства.