Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
Н. Володин определяет государство, как организацию, которая имеет специальный контрольный прибор, который обычно является обязательным для всех людей с правами и высшей политической властью во всей стране.
Главной целью государства, по его мнению, является управление обществом. Эффективность государственного управления зависит, прежде всего, от качества внутренней и внешней политики. Для этих внешних и внутренних дел государство нуждается в суверенитете, который выступает в качестве гарантии освобождения[18].
Суверенитет имеет особенности проявления в состоянии, в котором этот атрибут необходим в единстве политического содержания, состоящий в возможности высшей государственной власти самостоятельно создавать и осуществлять свою волю или юридическую форму, то есть свойства суверенитета закрепления в структуре правовой системы и компетенции государственных органов.
Так А.Л. Бредихин выделяет следующие основные черты суверенитета:
- возможность того, что верховный держатель власти самостоятельно определяет и реализует свою волю. Это означает, что обладатель суверенной власти имеет право издавать приказы на основе чисто личных интересов;
- высший орган должен осуществляться без внешних ограничений, то есть другие суверенные субъекты не имеют права влиять или иным образом
вмешиваться в политические и правовые процессы этого государства;
- высший орган должен иметь свои собственные институты, с помощью которых он будет осуществлять свою власть;
- все решения, принятые субъектом, обеспечивающим суверенитет, должны быть выражены в правовых нормах[19].
Государство осуществляет высшую власть в обществе в пределах собственных границ.
Другие государства не вправе вмешиваться во внутренние дела суверенного государства.
Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима[20].
Следует отметить, что верховенство государственной власти предполагает следующее:
- безусловное распространение этой власти на население и все социальные структуры общества;
- монопольную возможность применения таких средств воздействия, которыми не располагают другие субъекты политики (принуждение, силовые методы);
- осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего, юридических (правотворческой, правоприменительной, правоохранительной);
- прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства[21].
Государственный суверенитет включает следующие основополагающие принципы:
- единство и неделимость территории;
- неприкосновенность территориальных границ;
- невмешательство во внутренние дела[22].
Суверенитет государства имеет экономические, политические и правовые аспекты.
Экономической основой суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.д.
Политическая основа суверенитета – существование стабильного, сложившегося государства, наличие достаточно развитой политической организации власти.
Правовой основой суверенитета являются конституции (основные законы), законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела и прочее[23].
Принцип суверенитета, как в теории, так и на практике взаимоотношений в России между федеральным центром и её субъектами является одним из наиболее сложных вопросов.
Исследование процесса становления федеративных отношений в России дает четко понять, что нашему государству не удалось окончательно решить проблемы, связанные с суверенитетом, и аспектами его принадлежности[24].
Главенствующими здесь являются основные положения Конституции РФ, которые на законодательном уровне закрепили исходные начала в виде принципов построения государственности.
Согласно положениям, закрепленным в ст. 3 Конституции Российской Федерации, единственный источник власти в России - её многонациональный народ, носитель суверенитета, осуществляющий свои властные полномочия непосредственно, а также путем делегирования их части органам государственной власти и местного самоуправления; высшим выражением власти которого являются референдум и свободные выборы[25].
Следовательно, многонациональный народ Российской Федерации, реализует свой суверенитет посредством наделения полномочиями органов государственной власти, путем проведения референдума и свободных выборов, а государственный суверенитет, в свою очередь, являет себя производным от суверенитета народа[26].
На основании ч. 1 ст. 4 Конституции, суверенитет распространяется на всю территорию Российской Федерации. Это нормативно закрепленное положение означает, что территория государства есть пространственный предел государственной власти в Российском государстве. В ст. 15 Конституции Российской Федерации содержится положение, которое закрепляет прямое действие и высшую юридическую силу Конституции, её применение по всей территории Российской Федерации[27]. Любые нормативно-правовые акты, ныне существующие и принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить высшему законодательному акту страны - Конституции.
На основе данного, юридически закрепленного положения существует прямое требование полного соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству всех правовых актов, принимаемых на территории Российской Федерации[28]. При обнаружении несоответствий акты, в установленном законом порядке, признаются недействительными, или же необходимости к приведению в соответствие.
На наш взгляд, рассуждая о содержании понятия суверенитета, следует придерживаться мнения, подразумевающего обладание суверенитетом только федеральной государственной властью. Подобный вывод подтверждается анализом процесса становления и развития федеративных отношений на территории Российского государства.
1.3.Концепции суверенитета
Жан Боден впервые в истории политической и правовой мысли сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как неотъемлемую черту государства: «Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства ... Абсолютная, не связанная никакими законами, власть над гражданами и субъектами ...». «Сила государства постоянна и абсолютна, это высшая и независимая власть, как в стране, так и в отношениях с иностранными державами». Бог и законы природы находятся выше держателя суверенной власти"[29].
Доктрины, которые оправдывают юридический характер суверенитета в федеративном государстве, основаны на конкретных подходах к пониманию характера отношений между федерацией и ее субъектами[30]. Оригинальность подходов к этой проблеме выражается в теориях разделенного суверенитета (делимости суверенитета), независимых государств, так называемой теории разделения, теории участия и теории остаточного суверенитета.
Теория разделенного суверенитета представляет собой доктрину,
вытекающую из того факта, что в федеративном государстве суверенная
власть в равной степени осуществляется как федерацией, так и ее избирателями (субъектами). Поэтому суверенитет принадлежит как федерации, так и субъектам: каждому в своей сфере[31].
Идея теории разделенного суверенитета (делимости суверенитета) была подтверждена в конце XVIII века. Авторы американской конституции А. Гамильтон, Д. Мэдисон, А. Токвиль. Подобно теории разделенного суверенитета, дуалистической теории, подтвержденной российским государственным
ученым в начале 20-го века А. Ященко («Теория федерализма»), согласно этой теории в федеративном государстве, центральные и местные власти не соседствуют друг с другом.
В то же время необходимо различать полномочия субъектов Федерации, которые не имеют полного государственного суверенитета, но участвуют в создании единого суверенитета; центральный орган союза, который также не обладает полным государственным суверенитетом, но также участвует в создании единого суверенитета; и, наконец, государственная власть, представляющая федеративное государство в целом[32]. Эта последняя власть суверенная и состоит из согласованного решения местных и центральных властей.
Сепаративная теория предполагает, что суверенитет федерации или ее субъектов возможен в федеральной ассоциации государств. В первом случае, согласно этой теории, суверенное государство является федерацией в целом, а ее субъекты - государства-члены - теряют суверенитет и представляют собой политические организации, созданные для достижения конкретных целей[33].
Во втором - федеральное государство, возникшее из договора -
неправомерно подчиняется воле создавших его государств. Данная теория возникла в XIX в. в противовес теории делимости суверенитета. Проявления сепаративной теории (ее можно было бы назвать теорией ограниченного суверенитета, поскольку ее основная идея – в признании неполного, ограниченного волей субъектов суверенитета федерации) имеют место в практике современного российского федерализма[34].
В частности, популяризация регионального суверенитета наблюдалась в 1990- 1992 гг., когда не только национальные, но и территориальные образования - составные части РСФСР провозглашали собственный "государственный" суверенитет.
После принятия Конституции РФ попытка ограничить суверенитет субъектов Федерации в той или иной форме сформулировала конституцию республиканский суверенитет республики: назначение республики суверенного государства и всевозможное продление государственного суверенитета республики; консолидация для создания конфедеративного типа связи, а также право приостановить односторонние действия с федеральным законодательством, таким образом, право подлежит ратификации федеральными законами; стремление многих субъектов, вопреки федеральной конституции, определять свой статус только в персонализированной форме путем заключения соглашения с федеральными органами власти[35].
Теория остаточного суверенитета, основанная на признании субъектов
Федерации всей государственной власти, подлежащей исключительной
компетенции и субъектов совместной компетенции Федерации и ее субъектов. Выбор этого варианта важен для взаимоотношений российского федерализма и понимания - на территории Федерации не может быть «другого» неограниченного суверенитета, субъекты Федерации, называющие себя самими, могут рассматриваться только как имеющие остаточный суверенитет. В соответствии с Конституцией (ст. 73) субъектам была предоставлена «вся полная государственная власть», но только после вычета юрисдикции Федерации и ее субъектов. Суверенные права, переданные Федерации, не могут быть возвращены в одностороннем порядке на конституционной основе[36].
Универсальность концепции «суверенитета» позволяет автономии, федеральным органам и органам местного самоуправления подавать заявку на участие и говорить об ограничении суверенитета государства[37]. Как правило, в этом случае государственный суверенитет определяется либо как компетенция, либо представляется в качестве основы для передачи дополнительных подразделений компетенций и полномочий в рамках их реализации на местный уровень.
Контрактная практика 1990-х гг. и асимметричный характер РФ позволили предоставить дополнительные права и привилегии субъектам Федерации. Эта практика привела к увеличению асимметрии, увеличению неравного положения субъектов РФ.
Процесс политизации термина «суверенитет» вызвал вопросы правомерной и неправомерной сецессии (оправдывая требование части территории одного государства к самоопределению и признавая возможность осуществления права на выход), что фактически означало бы единство экономического пространства и территориальной целостности государства[38].