Файл: Человеческий фактор в управлении организацией (АО«Газпромнефть – МНПЗ»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты влияния человеческого фактора в управлении организацией
1.1. Роль человеческого фактора в управлении
1.2. Участие работников в капитале предприятия как форма мотивации трудовой деятельности
2. Особенности влияния человеческого фактора в управлении АО «Газпромнефть – МНПЗ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика АО «Газпромнефть – МНПЗ»
2.2. Исследование человеческого фактора в управлении АО «Газпромнефть – МНПЗ»
3. Совершенствование подходов к оценке человеческого фактора в управлении АО «Газпромнефть – МНПЗ»
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы мотивации в АО «Газпромнефть – МНПЗ»
3.2. Разработка системы управления деловой карьерой как фактор мотивации персонала
Причиной столь существенного снижения выручки послужило снижение цены реализованной продукции.
Наглядно динамику объема реализации продукции АО «Газпромнефть – МНПЗ» и ее себестоимости за 2016-2018 гг. можно увидеть на рисунке 3.
Рис. 3. Динамика объема реализации продукции АО «Газпромнефть – МНПЗ» и ее себестоимости за 2016-2018 гг.
Рисунок составлен по: приложения 1 – 3.
Среднесписочная численность персонала снизилась на 0,25% и составила в 2018 г. 1997 чел. Причиной снижения численности стало падение объема реализованной продукции.
В связи с тем, что темп снижения среднесписочной численности персонала ниже, чем темп снижения выручки, следовательно, производительность труда за анализируемый период упала на 13,75%, что является крайне неблагоприятным фактором для исследуемой компании.
В отношении финансового результата деятельности необходимо отметить, что за весь рассматриваемый период показатель снижается. В 2018 г. по сравнению с 2016 г. объем чистой прибыли снизился на 6266070 тыс. руб. (63,72%). Отсюда следует, эффективность деятельности компании значительно снизилась.
Затраты на 1 руб. реализованной продукции за 2016-2018 гг. повысились на 20 коп. и составили в 2018 г. 80 коп. Высокое значение данного показателя является негативным фактором в деятельности рассматриваемой компании, так как напрямую влияет на финансовый результат.
Размер оборотных активов в течение рассматриваемого периода увеличился на 26998150 тыс. руб. (475,55%).
Рентабельность продаж по показателю чистой прибыли за весь рассматриваемый снизилась на 19,26%, что является следствием снижения объема реализации и повышения себестоимости продукции.
В целом необходимо отметить, что финансово-экономическая активность АО «Газпромнефть – МНПЗ» за рассматриваемый период снизилась.
2.2. Исследование человеческого фактора в управлении АО «Газпромнефть – МНПЗ»
Стратегия управления персоналом в АО «Газпромнефть – МНПЗ» основана на разумном сочетании экономических целей компании, потребностей и интересов работников (достойная оплата труда, удовлетворительные условия труда, возможности развития и реализации способностей работников и т.п.).
Система мотивации сотрудников АО «Газпромнефть – МНПЗ» направлена на достижение следующих основных целей:
- удержать сотрудников в компании;
- повысить результативность и эффективность сотрудников;
- обеспечить преданность (приверженность) сотрудников.
Нормы и ценности компании отражает матрица организационной культуры (таблица 2).
Таблица 2
Матрица организационной культуры АО «Газпромнефть – МНПЗ»
Нормы и ценности культуры организации |
Положительны е аспекты |
Отрицательные аспекты |
Проблемы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Ориентация на действия |
Стремление двигаться вперед, совершенствовать организацию |
«Зацикленность» на своей работе |
Недостаточность ресурсов для осуществления планов |
Самостоятельность и предприимчивость |
Творчество и энтузиазм, основанный на свободе действий |
||
Отношение к заказчику |
Все для удовлетворения потребностей заказчика |
||
Связь с реалиями и ценное руководство |
Объективные знания |
Малая степень адаптации к внешней среде |
|
Отношение к персоналу |
Люди - главный источник производительности |
Недостаточно проработана система мотивации в продвижения по службе |
Снижение производительности |
Свобода действий и жесткость одновременно |
Контроль качества выполнения работы |
Не всегда объективно понимается обстановка |
Недостаточный опыт и квалификация |
Приверженность своему делу |
Интерес к работе, повышение производительности |
Необходимость подготовки кадров |
Дополнительные расходы |
Простая форма организации |
Эффективные коммуникации внутри организации |
Не всегда эффективное управление |
Дублирование при выполнении обязанностей |
Таблица составлена по: Михайлина Г.И. Управление персоналом: Учебное пособие / Г.И. Михайлина, Л.В. Матраева. - М.: Дашков и К, 2016. – 280 с.
Активная кадровая политика на предприятии направлена на то, чтобы:
- обеспечить условия, которые обеспечивают инициативную и творческую деятельность сотрудников, учитывая их индивидуальные особенности и профессиональные навыки;
- разрабатывать материальные и социальные стимулы;
- решать вопросы по медицинскому обслуживанию, организовывать общественное питание, развивать физкультуру и спорт, обеспечивать социальную защиту отдельных категорий работников.
Сегодня полностью сформирована основа сотрудников с наличием богатого профессионального и практического опыта. Все руководители малого и среднего звена имеют высшее образование, многие из них начинали работать на рабочих должностях, прошли все ступени роста, и сейчас стоят во главе всех основных служб. Существует на предприятии и план оздоровления коллектива, оказывается материальная помощь.
На проводимых совещаниях и планерках руководителями осуществляется оценка работы подразделений. При достижении положительных результатов объявляется благодарность как отдельным работникам, так группам.
Система поощрения сотрудников компании состоит из морального и материального вознаграждения. Для этого в компании разработана инструкция по определению мер поощрения.
Для удержания работников в компании разрабатываются мероприятия для создания благоприятной атмосферы путем сплоченности коллектива. Для этого разработана инструкция по сплочению коллектива.
Демографическая политика компании направлена на «омоложение» коллектива. Проводится планомерная работа с кадрами, с резервом для выдвижения, которая строится на таких организационных формах, как подготовка кандидатов на выдвижение по индивидуальным планам, обучение на специальных курсах и стажировка на соответствующих должностях. Удельный вес молодых работников на руководящих должностях составляет 70-80%.
В соответствии с действующим законодательством АО «Газпромнефть – МНПЗ» самостоятельно определяет форму и системы оплаты труда, размеры должностных окладов, размеры и виды доплат, надбавок, премий и других видов материального поощрения работников.
Условия оплаты труда работников, в т.ч. размер оклада, установленный в организации, определяются трудовым договором (контрактом) и штатным расписанием организации.
Таким образом, цель системы оплаты труда, провозглашенная менеджментом организации - стимулирование деятельности персонала, направлена на достижение целей компании.
Перед системой оплаты стоят следующие задачи:
- повысить интенсивность труда работника;
- заинтересовать работника в увеличении интенсивности труда, для достижения высокого конечного показателя деятельности организации;
- контролировать и оценивать деятельность сотрудника;
- предупреждать отклонения в работе персонала, связанных с отношением к выполнению обязанностей и регламента организации;
- вовлекать коллектив в оценку деятельности работника.
В настоящее время разрабатываются условия, чтобы обеспечить баланс между экономической и социальной эффективностью использования трудовых ресурсов. Система оплаты труда не ограничивается минимальным и максимальным размером и зависит от результатов работы коллектива в целом и каждого работника в частности. Для отдельных работников и групп работников установлены градации качества для того, чтобы работники могли увидеть, чего они могут достигнуть в своей работе, тем самым, поощряя их к достижению необходимого качества. Оплата труда работников происходит в полном соответствии с их трудовым вкладам в конечные результаты труда коллектива, в том числе по повышению качества оказываемых услуг.
Для поддержания уровня квалификации сотрудников, который диктует производственная необходимость, проводится ежегодная аттестация кадров. По результатам аттестации разрабатываются планы по повышению квалификации и переподготовке персонала, а затем совершаются кадровые перестановки.
Для последовательного повышения квалификации рабочих, получения ими технических знаний, необходимых для овладения передовой техникой, высокопроизводительными методами выполнения работ, тарифицируемых по более высоким разрядам данной специальности, организуются:
- производственно-технические курсы;
- курсы целевого назначения;
- обучение рабочих вторым и смежным профессиям;
- экономическое обучение.
Ежегодно в АО «Газпромнефть – МНПЗ» проводится заключение коллективного договора, в котором отражено повышение эффективности производства и направления использования прибыли, принципы трудового коллектива и обеспечение занятости, организации труда и заработной платы, социально-экономические гарантии, условия работы, охрана и безопасность труда, организация социально-медицинского, санитарно-курортного лечения и отдыха работников.
В частности, коллективный договор предусматривает выплату единовременного пособия в связи с уходом на пенсию, а также работникам, достигшим юбилейного возраста 50, 55, 60 лет, согласно приказу.
Руководством постоянно проводится работа, направленная на удовлетворение требований и ожиданий персонала компании, отражающая возможности и перспективы продвижения по службе и наделяя наиболее перспективных сотрудников дополнительными полномочиями, путем предоставления всем равных стартовых возможностей.
Активно поощряется участие работников предприятия в принятии управленческих решений методом проведения общих и дифференцированных собраний, созданием специальных рабочих групп, ориентированных на решение четко поставленных задач и достижений определенных целей. При этом большое внимание уделяется подготовке и образованию персонала, заключаются договора с различными учебными заведениями.
Большую роль в мотивации труда имеет метод соучастия работников в делах фирмы, который находится в тесной связи с современным стилем руководства.
Метод предполагает наличие голоса каждого работника при решении проблем, постоянных консультаций и поисков согласия, целенаправленных, совместного принятия решений, действенного делегирования прав, совместного выявления проблем и определения соответствующих действий, возможностей организации надлежащих условий и установок.[13]
В общем виде основные формы и методы приведены в таблице 3.
Таблица 3
Методы, формы мотивации и стимулирования персонала
Методы |
Формы |
Экономические |
- заработная плата (оплата труда наемных работников, включая основную (повременную, сдельную) заработную плату и дополнительную: надбавки за профессиональное мастерство, доплата за тяжелые условия труда, совместительство, работа в ночное время, подросткам, кормящим матерям, работа в праздничные и воскресные дни, сверхурочная работа, за руководство подразделением, оплата или компенсация за отпуск); - премия; - участие в прибыли; - бонусы (премия за стаж работы в компании, за отсутствие прогулов, за заслуги и т. д.); - страхование жизни и здоровья; - льготное питание; - оплачиваемый отпуск; - оплата транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом; - ссуды с пониженной процентной ставкой или беспроцентные ссуды для обучения детей сотрудников, для дошкольных и оздоровительных мероприятий, для строительства дома, дачи и т.д.; - ценные подарки; - плата за знания и компетенцию; - скидки на покупку товаров фирмы |
Неэкономи-ческие |
- постановка целей перед каждым членом организации; - продвижение по службе; - оценка результативности; - гибкий рабочий график; - обучение, стажировки, в том числе за рубежом; - программы физического оздоровления; - корпоративная культура; - соучастие в управлении организацией; - вручение грамот, значков, вымпелов, объявление благодарности, публичные поощрения, размещение фотографии на Доске почета и т.д.; - членство в клубах (спортивных, социальных и др.); - программы повышения качества трудовой жизни |
Таблица составлена по: Михайлина Г.И. Управление персоналом: Учебное пособие / Г.И. Михайлина, Л.В. Матраева. - М.: Дашков и К, 2016. – 280 с.