Файл: ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ (СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современной ситуации переходного периода нередко можно слышать критику в адрес планово-регулируемой экономики. Однако крупные провалы советской экономики в прошлом обусловлены не принципом плановости и не централизацией управления, а полнейшим застоем некогда неплохо функционировавшей плановой системы, что вызвано догматизмом государственного и политического аппарата, не допускавшего отступлений от застывших доктрин. Система хозяйственного управления в СССР, будучи передовой и прогрессивной с момента своего возникновения в 20-х годах, постепенно оказалась законсервированной и не способной реагировать на происходящие изменения.

Широкое распространение получила точка зрения, что в условиях политической и экономической нестабильности, а также высоких темпов инфляции планирование не имеет смысла. Однако чем выше уровень неопределенности, порождаемой нестабильностью, тем значительнее роль планирования, в ходе которого должны быть обоснованы различные варианты хозяйствования, адекватные соответствующим прогнозным сценариям развития. При этом сама система планирования должна быть перестроена.

Для производственных предприятий в условиях дестабилизации макроэкономической ситуации и сокращения деловой активности актуальным является поиск путей более эффективного управления, что может быть осуществлено на основе логистического подхода. Управление закупками является одним из составных элементов логистической системы производственного предприятия, и эффективное управление закупками может привести к сокращению затрат предприятия за счёт оптимизации процессов товародвижения, работы с поставщиками и т.д. В силу этого можно говорить о том, что совершенствование системы планирования является одной из потенциальных областей повышения эффективности производственного предприятия, что подтверждает актуальность выбранной темы работы.

Объектом исследования является ООО «ПОВОЛЖЬЕ ПОЛИМЕР». Предметом исследования является система планирования на предприятии.

Актуальность работы обусловлена реальной потребностью организации в совершенствовании системы планирования, как важнейшего элемента управления предприятием.

Цель данной работы состоит в совершенствовании системы планирования на предприятии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• Провести анализ хозяйственной деятельности предприятия;

• Провести анализ существующей системы планирования на предприятии:


• Проанализировать теоретические основы планирования на предприятии:

• Разработать и обосновать мероприятия по совершенствованию системы планирования предприятия;

• Рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприятий.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Виды и методы планирования на предприятии

В настоящее время планирование является основой в управлении предприятием, обеспечивающая устойчивое экономическое развитие предприятия и увеличение конкурентоспособности оказываемых услуг и производимых товаров.

Роль планирования предприятия резко возросла в последние десятилетия. Тем не менее, какой-либо единой стратегии для всех предприятий не существует, также, как и не существует какого-либо единого стратегического управления.

Каждое предприятие по-своему уникально, следовательно, для каждого предприятия процесс выработки стратегии будет по-своему уникален. К факторам, оказывающим на это влияние относятся:

• позиция предприятия на рынке;

• динамика развития предприятия;

• потенциал предприятия;

• поведение конкурентов;

• состояние экономики и т.д.

К видам стратегического планирования относятся [1, с. 10]:

1. Перспективное или долгосрочное планирование. Данный вид планирования подразумевает долгосрочные цели и основную стратегию действий, а также предполагает, что планы, которые рассчитаны на короткий срок становятся частью долгосрочных. Стоит отметить, что альтернативные стратегии, разрабатываемые на предприятии, не включаются в план, они находят свое отражение в специальных программах, которые содержатся в приложениях. Долгосрочные планы содержат предложения и показатели, которые отражаются в обобщенных, зачастую в финансовых показателях. Такие планы обычно разрабатываются на 5-10 лет.

2. Среднесрочное планирование, в основе которого лежит:

• реальный спрос на товары и услуги предприятия и изменение ее характеристик в ближайшем будущем;

• финансовые ограничения;

• трансформация технологических процессов производства;


• конъюнктура, риск потери партнеров и т.д.

Данный вид планирования обычно разрабатывается на срок от одного года до пяти лет.

3. Краткосрочное планирование. Данное планирование разрабатывается на срок от нескольких недель, до нескольких месяцев. Целью такого планирования является регулирование текущего использования ресурсов. Данная цель осуществляется через составление календарных программ производства и контроля за ним, а также через управление материальными запасами и полученными кредитами.

4. Оперативное планирование. Задачами данного планирования является ежедневный контроль за загрузкой оборудования, а также контроль за последовательностью операций, расстановкой работников и т.д.

Планирование «сверху-вниз» обычно используется на специализированных предприятиях. При данном планировании основная информация, стратегии и задачи формируются в целом на уровне предприятия.

Планирование «снизу-вверх» обычно применяется на диверсифицированных предприятиях. При данном планирование цели отделений и производственные планы инициируются производственными подразделениями, однако, финансовые показатели и основные элементы стратегии передаются в разработку высшему руководству.

Интерактивное планирование является чем-то средним между вышеописанными схемами. Данное планирование предполагает плод коллективного разума. Однако окончательное решение принимает высшее руководство.

Процесс планирования можно увидеть на рисунке 1.

Рисунок 1 - Схема процесса планирования [2]

Из рисунка 1 видно, что процесс планирования включает в себя последовательные этапы. Началом в данном процессе является выбор миссии предприятия. Далее определяются цели с учетом миссии, определяющие направления деятельности предприятия. Цели предприятия - это основа принятия любого делового решения. Также цели помогают сформировать определенные плановые показатели.

Цели должны отвечать следующим требованиям:

1. быть конкретными и измеримы, т.е. цель должна отражать конкретное цифровое выражение и иметь точные аспекты;

2. цель должна быть достижима и реальна;

3. цель должна быть ориентирована во времени;

4. цель должна быть совместима с целями подразделений и в общем с целями предприятия, иначе произойдет эффект лебедя, рака и щуки.

Поскольку решить все проблемы невозможно, тогда следует установить приоритеты стратегических целей. Зачастую, основной проблемой на предприятии является отсутствие четкой картины поставленной цели.


Реализация целей происходит при помощи адаптации предприятия к внешней среде, а также с помощью концентрации усилий и ресурсов на более важных подразделениях и эффективной внутренней координации деятельности предприятия. Для это необходимо четко понимать ситуацию, которая складывается в деятельности предприятия и знать его сильные и слабые стороны.

При оценке и анализе внешней среды в первую очередь исследуют изменения, оказывающие влияние на стратегию деятельности предприятия. Также особое внимание уделяется факторам, которые с одной стороны раскрывают дополнительные возможности для предприятия, а с другой, — могут повлечь серьезные угрозы для деятельности предприятия. К факторам, которые обычно рассматривают при оценке и анализе внешней среды относятся: рыночные, экономические, конкурентные, политические, технологические, социальные и международные. Также, сравнительную значимость факторов определяют при помощи специальных коэффициентов.

После анализа и оценки внешней среды логично проводить анализ внутренней среды предприятия. Данный анализ позволит оценить есть ли у предприятия внутренние силы, чтобы использовать возможности, а также поможет выявить внутренние слабости, которые могут усложнить ситуацию в деятельности предприятия, которые связаны с внешними угрозами. Данный анализ строится на таких функциональных зонах, как бухгалтерский учет, маркетинг, производство, персонал, имидж предприятия и его организационная культура, в ходе проведения анализа выделяются зоны, которые требуют необходимого вмешательства и зоны, которые могут выступать в качестве основы при разработке и реализации стратегии.

Далее, исходя из рисунка 1 видим, что происходит анализ стратегических альтернатив, с помощью этого анализа формулируются разнообразные варианты стратегий. Также предприятие выявляет относительное положение каждого альтернативного направления действия. Затем, исходя из целей и миссии предприятия, факторов среды, перспектив развития, внутренней культуры выбирается лучшая стратегия. После определения стратегии предприятия разрабатывается конечный вариант стратегического плана деятельности предприятия.

Среди возможных вариантов стратегий выделяют: рост, ограниченный рост, сокращение, либо же сочетание всех трех альтернатив [2, с.78].

При стратегии роста краткосрочные и долгосрочные цели в каждом году значительно увеличиваются по сравнению с показателями предыдущего года.


Стратегия ограниченного роста представляет собой стратегическую альтернативу, характеризующуюся целями, которые установлены на уровне прошлых достижений, учитывая инфляцию. Данная стратегия обычно используется в хорошо развитых отраслях со статической внешней средой.

Стратегия сокращения представляет собой стратегическую альтернативу, характеризующуюся установлением достигнутого уровня или же исключением некоторых направлений деятельности предприятия.

Сочетаний всех трех альтернатив чаще всего используют предприятия, которые активно действуют в различных отраслях.

На следующих этапах разрабатываются программы и среднесрочные планы. На их основе происходит разработка годичных оперативных планов и проектов.

По итогу определяют предпосылки для создания новых плановых программ, а также рассматривают что предприятия смогло достичь, а что нет.

Планирование будет иметь смысл только тогда, когда на предприятии будет разработана точная программа действий и налажен процесс реализации фактического плана.

Под программой действий понимается программа, включающая в себя [3, с. 234]:

1. цели, сроки и порядок реализации мероприятий;

2. руководство по осуществлению целей, сроков и порядка реализации мероприятий;

3. общую потребность в ресурсах, средствах и персонале;

4. дополнительную потребность в оборудовании и ресурсах;

5. ожидаемую прибыль от осуществления программ;

6. финансовые результаты.

Стратегия предприятия реализуется в оперативных планах. Краткосрочные планы, которые разработаны на основе стратегических планов выступают в качестве тактики предприятия, которая отражает краткосрочные цели, которые, в свою очередь, согласованы с долгосрочными целями. В большинстве случаев тактика охватывает среднесрочные и краткосрочные периоды и разрабатывается средним звеном руководства предприятия.

Подробным, охватывающим все сферы деятельности предприятия является оперативный план. В него включены: бюджет, корпоративная стратегия, стратегические цели, план развития человеческих ресурсов, детальный план действий и установление финансовых целей, которые отражаются в структуре баланса и финансового отчета.

К составной части оперативного плана относятся: финансовый план, бизнес-план, план производства, план по маркетингу и план закупок.

Стоит отметить, что на предприятии должны быть не только тактические и стратегические планы, но и должна быть определена его политика, т.е. общее руководство для решений и действий, которые направлены на достижение целей. Обычно, политика предприятии определяется на длительный период.