Файл: Право на социальное обеспечение и его место в системе социально-экономических прав человека (Социально–правовой механизм обеспечения прав человека).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовая характеристика принципов права социального обеспечения
1.1 Социально–правовой механизм обеспечения прав человека
1.2 Понятие и особенности принципов права социального обеспечения
2. Анализ механизмов участия государства в реализации принципов права социального обеспечения
3. Пути совершенствования механизма реализации социальных прав граждан
В связи с этим многие авторы обоснованно критикуют конституционные положения за отсутствие в них необходимых стандартов социального обеспечения, определенных критериев его уровня. В то же время, имеются все основания считать, что указанное сделано сознательно. Бесспорна преемственность между положениями ст. 26 Всеобщей декларации прав и положениями ст. 39 Конституции РФ.
В то же время, в Конституцию не включено принципиально важная норма указанной статьи Всеобщей декларации прав о том, что государственные пенсии, пособия, а также иные виды социальной помощи должны обеспечить уровень жизни, являющегося не ниже предусмотренного законодательством прожиточного минимума. Отсутствие указанного положения в Конституции РФ отрицательно сказывается на фактически образовавшейся ситуации в области социального обеспечения[17].
Одной из главных проблем, которые порождают массовые нарушения прав российских граждан, включая отдельные слабо обеспеченные категории в виде пенсионеров, детей и инвалидов, считается проблема бедности.
К примеру, растет количество детей, которые не имеют возможности приобрести должное образование, не имеют возможности полноценно отдохнуть, провести разумный досуг. Все больше число несовершеннолетних занимается бродяжничеством и попрошайничеством, продолжается вовлечение детей в наркобизнес. Множество неграмотных детей оказываются вне школы. Кроме того, тревогу вызывает общее физическое состояние здоровья несовершеннолетних[18].
Также очень остро в современный период стоит проблема очередей для определения детей в детские дошкольные учреждения. Совершая регистрацию на портале государственных услуг и постоянно просматривая движение собственной очереди, родители нередко возмущены состоянием дел, потому что вынуждены искать другие возможности обеспечить своим детям такого рода образование, в большей части за счет частных услуг.
Необходимо заметить, что право на льготное поступление в детские сады предоставлено детям одиноких матерей, многодетным семьям, детям матерей, которые еще проходят обучение, детям студентов, военнослужащих, детям инвалидов, детям сирот, детям тех лиц, которые перенесли или получили лучевую болезнь, и детям инвалидов-чернобыльцев, также детям беженцев и вынужденных переселенцев, детям педагогов и служащих различных государственных образовательных учреждений, детям судей, следователей, детям прокурорских работников, а также детям сотрудников полиции. С учетом того, что льготный список очень велик, думается, что обычной семье попасть в обычное государственное дошкольное образовательное учреждение представляется вряд ли возможным.
Также, лишившись государственного пособия по уходу за ребенком по достижении полутора лет, родители сталкиваются со сложностью устройства данного ребенка в ясли. В большинстве детских садов происходит доукомплектование групп практически до 40 человек, а группы, где должны воспитываться дети в возрасте до трех лет просто закрывают[19].
Различные споры по проблемам установления инвалидности, исполнения индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления определенных мер социальной защиты, а также различные споры, которые касаются других прав и свобод инвалидов, могут быть рассмотрены в судебном порядке.
Таким образом, проблемы в социальной защите различных слоев населения нашего государства в настоящее время все еще остаются актуальными. Причем, большинство рассмотренных в данном пункте работы проблем относятся именно на неудовлетворительное материальное обеспечение слабозащищенных в социальном плане категорий граждан.
3. Пути совершенствования механизма реализации социальных прав граждан
Определим предложения, которые являются направлениями по совершенствованию механизма нормативного регулирования осуществления социальной защиты семей для разрешения проблемных вопросов, связанных с обеспечением необходимого достойного уровня жизни российских граждан и воспроизводства населения нашей страны.
Целесообразно выработать комплексную целевую программу по социальной поддержке семей, включая многодетные семьи, в которой необходимо предусмотреть как предоставление государственных пособий российским гражданам, семьям, имеющим детей, которые отвечают необходимому достойному уровню жизнеобеспечения, но и направления совершенствования трудоправового статуса беременных женщин, статуса лиц, которые имеют детей, дополнительные меры государственной социальной защиты семьи в области формирования пенсионного законодательства, гарантирование права на получение материнского (семейного) капитала без указания срока, предоставление семьям, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, необходимых жилых помещений, а также предоставление земель многодетным семьям, повышение гарантий оказания бесплатной медицины женщинам и детям (включая обеспечение полноценным питанием или необходимым материальным обеспечением для его получения беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет), решение проблемных вопросов очередей в дошкольные образовательные учреждения.
Среди предложений, которые направлены на образование эффективной модели законодательного регулирования социального обеспечения семей с детьми, выделяются неотложные меры, которые не требуют существенных расходов из федерального бюджета и требующие таких расходов.
Неотложными мерами по совершенствованию нормативного регулирования социальной защиты семьи, которые не требуют существенных расходов из федерального бюджета, являются:
1. В настоящее время женщины все чаще отказываются от деторождения в пользу работы и карьеры. На наш взгляд, стоит пересмотреть нормы трудового законодательства (прежде всего гл. 41 Трудового кодекса РФ) для создания наилучших условий лицам по выполнению семейных обязанностей.
2. Министерству здравоохранения РФ важно издать приказ, который утверждает единый список медицинских показаний к предоставлению необходимого полноценного питания беременным женщинам, кормящим матерям детям до трех лет, так как изданные региональные акты значительно отличаются по своему объему и условиям предоставления полноценного питания при единстве системы здравоохранения нашего государства.
3. Для укрепления института ответственного материнства и отцовства представляется необходимым в Семейном кодексе РФ предусмотреть минимальный размер алиментов на несовершеннолетних детей. Также возможно создание алиментного фонда.
4. При реализации права многодетных семей на предоставление земельного участка (в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ) серьезной проблемой является отсутствие необходимой инфраструктуры, в связи с чем требуются изменения земельного законодательства в части, касающейся коммунального сервитута в отношении земельных участков и земель, находящихся в муниципальной собственности, в том числе для обеспечения инженерной инфраструктурой.
5. Пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности (до 12 недель), в силу малозначительности предлагается либо отменить, либо дифференцировать в зависимости от времени постановки на учет в течение указанного периода, регулярности посещения врача, соблюдения предписанного режима труда, отдыха и питания, отказа от вредных привычек.
6. В ст. 7 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» необходимо предусмотреть возможность расходования средств семейного капитала на лечение ребенка.
7. Современные компенсационные выплаты семьям с детьми не возмещают последствий социальных рисков, а только сглаживают их. Законодателю необходимо учитывать особую природу этих пособий для адекватного восстановления имущественного положения семей. В основе расчета размера государственных пособий должна быть их компенсаторная функция.
8. Поскольку в неблагополучных семьях денежные средства в виде социальных пособий не всегда расходуются на удовлетворение потребностей несовершеннолетних детей, представляется, что наибольшую эффективность социальной поддержки семьям с детьми можно достичь только путем сочетания денежной и натуральной форм обеспечения.
9. В научный и практический оборот следует ввести правовую категорию «социальные выплаты» для использования в качестве одного из системообразующих начал при кодификации законодательства о социальном обеспечении. Следует разграничить и определить видовую принадлежность каждой социальной выплаты.
10. Необходимо создать правовое поле для активизации социальной работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Требуется должное правовое регулирование предоставления социальных услуг семье с детьми.
Региональный законодатель для обозначения индивидуальной формы социального обслуживания семьи использует термины «социальное сопровождение», «социальный патронаж», «социальный патронат», которые нередко применяются как синонимы.
Социальное сопровождение и социальный патронаж урегулированы законодательством о социальном обеспечении, а нормы о социальном патронате содержатся в семейном законодательстве. Если в первом случае подразумевается оказание комплекса социальных услуг семье или ребенку, то во втором случае - это форма устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью.
Для того чтобы избежать терминологической путаницы, для обозначения формы социального обслуживания семьи целесообразно применять термин «социальное сопровождение».
Неотложные меры по совершенствованию правового регулирования социальной защиты семьи, требующие дополнительных расходов.
1. Размер пособия по беременности и родам женщинам, имеющим страховой стаж менее шести месяцев, в том числе впервые ищущим работу, довести до уровня прожиточного минимума трудоспособного человека (а не выплачивать исходя из размера МРОТ). При этом можно возложить на работодателя обязанность компенсировать разницу между величиной пособия по беременности и родам и размером заработка работника за вычетом обязательных платежей (как в Германии). Такая доплата должна обеспечиваться работодателем в течение всего декретного отпуска.
2. Основной проблемой доступности дошкольного образования для всех категорий детей в настоящее время является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях.
В этой связи представляется возможным внести изменения в Трудовой кодекс РФ, предусмотрев возможность лицам, воспитывающим детей в возрасте до трех лет, работать на условиях неполного (сокращенного) рабочего дня (не 8, а 5 часов в день) с сохранением при этом полного заработка.
3. Поддержать внесенный в Государственную Думу ФС РФ законопроект «О дополнительных мерах поддержки молодых семей»[20]: молодые родители смогут претендовать на получение льготного кредита (по ставке не более чем 5% годовых) на приобретение или строительство жилья.
Также они смогут получить жилищную субсидию для погашения части долга и процентов по кредиту или социальной выплаты на улучшение жилищных условий. При этом важно установить запрет на изменение условий возврата льготного семейного кредита.
4. В ст. 94 ТК РФ закрепить предельную продолжительность ежедневной работы для беременных женщин, которая не должна превышать при 5-дневной 40-часовой рабочей неделе семи часов.
5. Включить в ТК РФ норму, обеспечивающую беременным женщинам оплачиваемые перерывы для отдыха.
Для совершенствования социальной защиты инвалидов предлагается проведение следующих мероприятий.
Представляется необходимым ввести специальность социального работника-финансового консультанта, который поможет конкретному инвалиду, конкретной семье достигнуть оптимального уровня финансового развития. Причем основной целью данного специалиста будет не просто предоставить данную помощь, но и проследить на протяжении определенного периода за эффективностью тех финансовых мер, которые он предложит в каждом конкретном случае.
Представляется целесообразным дополнить федеральные государственные программы «Доступная среда», «Содействие занятости населения» такими подпрограммами, которые бы фиксировали цели, задачи, а также целевые индикаторы и мероприятия, связанные с решением существующих проблем в области занятости лиц, имеющих инвалидность.
Необходимо проработать вопрос о законодательном обеспечении занятости лиц, имеющих инвалидность в государственных органах и органах управления, включая использование механизма квотирования приема на работу лиц, имеющих инвалидность.
Важно и в дальнейшем развивать группу реабилитационных центров, сеть коррекционных учреждений, а также учебных и воспитательных учреждений, зарекомендовавших себя в работе по осуществлению социальной адаптации и реабилитации лиц, имеющих инвалидность. А разные общественные организации, а также благотворительные фонды, которые недавно начали активную работу на рынке предоставления социальных услуг, могут наполнить недостающие ниши и поправить недоработки, которые имеются в деятельности государственных учреждений. Применение технологий социальной работы с детьми, имеющим инвалидность, поспособствует обеспечению, сохранности и укреплению физического, психологического, нравственного здоровья лиц, имеющих инвалидность; развитию социально значимых ориентаций, необходимых установок в жизненном самоопределении; в организации как спортивно-оздоровительной, так и досуговой и иных видов совместной деятельности лиц, имеющих инвалидность и здоровых сверстников, что выступает в качестве условия успешной интеграции данных лиц в общество.