Файл: Право на социальное обеспечение и его место в системе социально-экономических прав человека (Социально–правовой механизм обеспечения прав человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Анализируя определения принципов права социального обеспечения, которые встречаются в научной литературе, следует сделать вывод, что одним из объяснений их разнообразия может быть предположение, что каждый из них так или иначе характеризует определенный этап генезиса принципов.

Социально-экономические, политические, духовные и культурные изменения индивидуализированы, что приводит к индивидуально-коллективным действиям через гражданскую социализацию. Считается, что это вызвано «индивидуализированными» формами гражданско-политического участия и коллективных действий, а также общим процессом социальной индивидуализации9 и сбалансированным применением социокультурных и правовых норм.

Изменения, происходящие в обществе, трансформируют средства и формы гражданского участия, коллективных действий, легитимизации и мотивации общественных действий, гражданской и национально-культурной самобытности, политических возможностей и механизмов, используемых для согласования интересов, аксиологических норм и мобилизационных структур.

Предметом данной работы, которая определила тему исследования, стали принципы права социального обеспечения.

Объект-принципы права социального обеспечения.

Основной целью данной работы является исследования права на социальное обеспечение и его место в системе социально-экономических прав человека.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть социально–правовой механизм обеспечения прав человека;

- рассмотреть понятие и особенности принципов права социального обеспечения;

- проанализировать государство и право социального обеспечения;

- определить роль государства в реализации права человека на социальное обслуживание;

- выявить проблемы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на социальное обеспечение;

- предложить пути совершенствования механизма реализации социальных прав граждан.

Говоря о теоретической и методологической основах исследования, следует отметить, что теоретической базой выступает диалектическая логика и системный подход.

Методологической основой для решения поставленных задач будут являться системно-структурный, историко-правовой, сравнительно-правовой анализы. Так в качестве методологических основ исследования во внимание принимается системный подход к объекту исследования и синергетический метод, обеспечивающий изучение компонентов систем во взаимодействии между собой.


1. Правовая характеристика принципов права социального обеспечения

1.1 Социально–правовой механизм обеспечения прав человека

Само собой разумеется, что защита и понимание прав человека в конечном итоге зависят в основном от событий и механизмов на национальном уровне. Законы, политика, процедуры и механизмы на национальном уровне являются ключом к осуществлению прав человека в каждой стране. Поэтому крайне важно, чтобы права человека были частью национальных конституционных и правовых систем, чтобы специалисты в области правосудия были обучены применению норм в области прав человека и чтобы нарушения прав человека были осуждены и наказаны. Национальные стандарты оказывают более прямое влияние, а национальные процедуры более доступны, чем на региональном и международном уровнях.

Неоспоримым принципом демократического общества является то, что каждый человек обязан обеспечивать свое существование сам. Но в любом обществе живут люди, которые от рождения, вследствие болезни или старости не в состоянии этого делать. Недостаточно предприимчивые люди, лица с ограниченными физическими возможностями, многодетные граждане часто оказываются нуждающимися, инвалиды требуют ухода и лечения и т.д. Общество не может оставить таких людей на произвол судьбы, поэтому оно создает государственную систему их обеспечения материальными благами за счет общества. В этих действиях реализуется человеческая солидарность и гуманизм. Поэтому на уровне основного закона государства - Конституции право на социальное обеспечение и защиту (ст. 47 Конституции Республики Молдова) закреплено как одно из основных социальных прав человека. Согласно Конституции, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других установленных законом случаях. Каждый из этих случаев (социальные риски) характеризуется потерей заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи.


Право на социальное обеспечение и защиту относится к категории экономических и социальных прав (часто их называют правами "второго поколения"), которые обеспечивают свободу личности в экономической и социальной сферах и дают возможность защищать свои жизненные интересы. Особый характер этих прав отличает их от классических прав (личных и политических) прежде всего, по степени гарантированности и специфическому механизму правовой защиты. Непосредственное действие экономических и социальных прав зачастую объективно оказывается весьма относительным, поскольку для реализации таких прав недостаточно лишь одного их конституционного закрепления и указания в международных актах. Поэтому возможности защиты таких прав в значительной степени зависят от того, как содержание этих прав регулируется (конкретизируется) в отраслевом законодательстве.

Кроме того, реализация многих социальных прав невозможна без соответствующих финансовых затрат со стороны государства. Финансовые возможности государства обеспечить полную реализацию этих прав, наличие необходимых финансовых ресурсов являются основой для определения конкретного содержания этих прав. По этой причине в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах подчеркивается обязанность каждого государства, участвующего в этом пакте. Речь идет о принятии максимальных мер, обеспечивающих полную реализацию признаваемых в Пакте прав всеми надлежащими способами, включая и принятие соответствующих актов. Анализ большинства международных актов показывает, что установленный ими уровень социального обеспечения следует рассматривать как желаемый для государства, ратифицирующего данный акт.

Проще говоря, подписавшиеся согласны с тем, что общество, в котором живет человек, должно помогать ему развиваться и максимально использовать те преимущества (культура, работа, социальное обеспечение), которые предлагаются ему в стране.

Социальное обеспечение может также относиться к программам действий организации, направленной на содействие благосостоянию населения посредством мер по оказанию помощи, гарантирующих доступ к достаточным ресурсам для продовольствия и жилья, и для улучшения здоровья и благополучия населения в целом и потенциально уязвимых сегментов, таких как как дети, старики, больные и безработные. Услуги, обеспечивающие социальное обеспечение, часто называют социальными услугами.

Терминология в этой области несколько отличается в США от остальной части англоязычного мира. Общий термин для программы действий в поддержку благополучия бедных людей в Соединенных Штатах - это программа социального обеспечения, а общий термин для всех таких программ - просто социальное обеспечение. В американском обществе термин «благосостояние», возможно, имеет отрицательное значение. В Соединенных Штатах термин «Социальное обеспечение» относится к американской программе социального страхования для всех пенсионеров и инвалидов. В другом месте этот термин используется в гораздо более широком смысле и относится к предложениям общества по экономической безопасности, когда люди сталкиваются с определенными рисками.


1.2 Понятие и особенности принципов права социального обеспечения

Социальное обеспечение не должно быть реформировано или «сохранено» само по себе, а только в том случае, если пересмотренная система более эффективно обеспечивает преимущества, которые нужны работникам по доступной цене. Однако просто называть законодательство реформой не обязательно означает, что она действительно одна.

Семь принципов, описанных ниже, показывают, как реальная реформа социального обеспечения решит проблемы социального обеспечения и обеспечит работникам более высокий уровень пенсионного обеспечения. Законодательство о создании личных пенсионных счетов социального обеспечения, соответствующих этим семи «тестам», обеспечит американцам более безопасный уровень жизни на пенсии.

Пособия для нынешних пенсионеров и тех, кто близок к выходу на пенсию, не должны уменьшаться. У правительства есть моральный договор с теми, кто в настоящее время получает пенсионные пособия по социальному обеспечению, а также с теми, кто так близок к выходу на пенсию, что у них нет других возможностей для постройки пенсионного гнезда. Если пособия для молодых работников не могут быть сохранены, учитывая необходимость сдерживать растущие расходы на программу, тогда они должны быть в состоянии компенсировать разницу, вкладывая часть своих налогов на социальное обеспечение в личный пенсионный счет.[1]

Необходимо повысить уровень доходности налогов на социальное обеспечение работников. Сегодняшние работники получают очень низкую отдачу от своих налогов на фонд социального страхования. Как правило, чем моложе работник или чем ниже его доход, тем ниже будет его норма прибыли. Реформа должна обеспечить будущим пенсионерам более высокий пенсионный доход без увеличения налогов на социальное обеспечение. Лучший способ сделать это - позволить работникам перевести некоторые из существующих налогов на социальное обеспечение на личный пенсионный счет, который может заработать значительно больше, чем может заплатить социальное обеспечение.

Люди должны иметь возможность использовать социальное обеспечение, чтобы построить гнездо на будущее. Хорошо разработанная пенсионная система включает в себя три элемента: регулярный ежемесячный пенсионный доход, страхование от иждивенцев и возможность накопления на пенсию. Современная система социального обеспечения обеспечивает стабильный уровень пенсионных доходов и предоставляет льготы для иждивенцев. Но это не позволяет сотрудникам накапливать денежные сбережения для достижения собственных пенсионных целей или передавать их своим наследникам. Работники должны иметь возможность использовать социальное обеспечение для создания денежного ящика, который может быть использован для увеличения их пенсионного дохода или создания лучшего экономического будущего для их семей. Лучший способ сделать это - создать систему личных пенсионных счетов в системе социального обеспечения.


  Личные пенсионные счета должны гарантировать достаточный минимальный доход. Пожилые люди должны иметь возможность ожидать разумного и предсказуемого минимального уровня ежемесячного дохода, независимо от того, что происходит на инвестиционных рынках.

  Сотрудникам должно быть разрешено финансировать свои личные пенсионные счета в системе социального обеспечения, выделяя часть их существующих налогов на заработную плату. Сотрудникам не нужно платить дважды за свои пособия - один раз за счет существующих налогов на заработную плату и еще раз за счет дополнительных подоходных налогов или взносов, используемых для пополнения личного пенсионного счета. Кроме того, многие работающие американцы могут немного сэкономить после уплаты существующих налогов на заработную плату, и поэтому нельзя ожидать внесения дополнительных взносов в личный кабинет. Таким образом, Конгресс должен разрешить американцам направлять некоторые налоги, которые они в настоящее время платят за пенсионные пособия по социальному обеспечению, на личные пенсионные счета.

  Для работающих в настоящее время работников участие в новых аккаунтах должно быть добровольным. Никто не должен быть принужден к системе личных пенсионных счетов. Вместо этого нынешние сотрудники должны иметь возможность выбирать между сегодняшним социальным обеспечением и тем, которое предлагает личные пенсионные счета.[2]

Любой план реформы системы социального обеспечения должен быть реалистичным, экономически эффективным и сокращать необеспеченные финансовые обязательства нынешней системы. Истинная реформа социального обеспечения обеспечит повышение общего пенсионного пособия.

Социальная защита в большинстве европейских государств сегодня рассматривается как основа построения современного общества. Центральную роль в европейских государствах при формировании основ правового регулирования и определении основных направлений социальной политики играет социальная «безопасность». Даже недавние радикальные изменения социально-экономических реалий в Европе не поставили под сомнение необходимость сохранения социальной защиты и защиты членов общества от социальных рисков.

Развитие социального законодательства, в том числе приведение его в соответствие с нормами международного права в Республике Молдова, обусловлено современной политической и экономической ситуацией, а также интеграционными процессами, происходящими по отношению к Европе.