Файл: Право на социальное обеспечение и его место в системе социально-экономических прав человека (Социально–правовой механизм обеспечения прав человека).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовая характеристика принципов права социального обеспечения
1.1 Социально–правовой механизм обеспечения прав человека
1.2 Понятие и особенности принципов права социального обеспечения
2. Анализ механизмов участия государства в реализации принципов права социального обеспечения
3. Пути совершенствования механизма реализации социальных прав граждан
Кратко рассмотрим эволюцию взглядов ученых-юристов на форму правовых отношений в сфере социального обеспечения.
Статья 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) признает «право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование. Кроме того, право на социальное обеспечение признается в статье 10, в которой говорится, что "особая защита должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям следует предоставлять оплачиваемый отпуск или отпуск с соответствующими пособиями по социальному обеспечению». Государства-участники МПЭСКП обязаны уважать, защищать и осуществлять право на социальное обеспечение. В замечании общего порядка № 19 (2007) о праве на социальное обеспечение Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам разъяснил, что право на социальное обеспечение, закрепленное в МПЭСКП, включает: право на доступ и сохранение пособий, будь то в денежной или натуральной форме, от а) отсутствия дохода, связанного с работой, вызванного болезнью, инвалидностью, материнством, трудовым увечьем, безработицей, старостью или смертью члена семьи; b) недоступного доступа к медицинскому обслуживанию; с) недостаточной поддержки семьи, особенно детей и взрослых иждивенцев.
Социальное обеспечение понимается как охватывающее следующие девять отраслей: адекватное медицинское обслуживание, пособия по инвалидности, пособия по старости, пособия по безработице, страхование от несчастных случаев на производстве, поддержка семьи и ребенка, пособия по беременности и родам, защита инвалидов и обеспечение для оставшихся в живых и сирот. Государства-участники МПЭСКП обязаны осуществлять право на социальное обеспечение путем принятия "необходимых мер, включая осуществление системы социального обеспечения". Государства-участники должны обеспечить, чтобы система социального обеспечения была адекватной, доступной для всех и покрывала социальные риски и непредвиденные обстоятельства. Государства-участники также обязаны содействовать осуществлению права на социальное обеспечение путем достаточного признания этого права в рамках национальных политических и правовых систем, предпочтительно путем законодательного осуществления и принятия Национальной стратегии социального обеспечения.
Анализируя форму отношений, отношения социального обеспечения четко и категорически определяют субъективные права и обязанности единственного содержания правоотношений. Этот подход стал доминирующим в российской юриспруденции.
При определении формы отношений социального обеспечения вы должны исходить из того, что каждое отношение состоит из прав и обязанностей его участников в договорной форме и что законные права некоторых лиц соответствуют обязательствам других.
Фактический, правовой и волевой видит контент в любых отношениях для социального обеспечения, это не ясно, комментируя фактический контент (против), традиционно предоставляя юридический контент в виде субъективных прав и обязанностей участников правовых отношений, а также волевой Контент рассматривается как сочетание воли государства и воли самих субъектов. В то же время автор четко отмечает, что регулируемые отношения в принципе не теряют своего фактического содержания, приобретая новую дополнительную собственность.[3]
Как вариант, существует неполная форма отношений социального обеспечения, которая является единственной формальной юридической стороной, и только один элемент (набор прав и обязанностей), который указывает на правильные варианты и вероятное поведение (опять же, этот контент только один , формально юридическая сторона отношений). Во втором случае мы имеем чисто поведенческую (чисто материальную) модель правовых отношений. Третий вариант - это картина объективно-субъективного соотношения воли в правовых отношениях и, по сути, психологическая картина правовых отношений.
Поэтому мы считаем, что законодательство о социальном обеспечении не должно устанавливать взаимосвязь между социальным риском как основанием для назначения пенсии, пособия или другого платежа и виной гражданина в возникновении социального риска. ситуация, так как это мешает реализации принципа универсальности социального обеспечения. Право каждого человека на социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в других установленных законом случаях гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Примечание - «каждый прав», то есть независимо от причин сложившейся ситуации. В то же время появление этих норм заставляет задуматься о необходимости введения такого признака социального риска, как его независимость от наличия вины человека, оказавшегося в социально рискованной ситуации.
Федеральный бюджет и бюджеты фондов формируются на 3 года, утверждаются федеральным парламентом и корректируются ежегодно.
Финансирование в основном обеспечивается за счет обязательных взносов работодателей (в зависимости от размера заработной платы работников). Для неработающего населения (пенсионеров, детей, инвалидов и т. д.) Часть взносов выплачивается местными властями. Дефицит бюджетов фондов покрывается из федерального бюджета.
В дополнение к Конституции, парламент принимает много федеральных законов, которые регулярно вносят изменения в законодательную базу. Некоторые федеральные социальные стандарты и нормы закреплены в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации. Более подробные стандарты и технологии предоставления услуг сформулированы в приказах, издаваемых нижестоящими органами исполнительной власти - министерствами, службами и ведомствами.[4]
Падение советской тоталитарной системы породило новые черты в социальной ответственности гражданских институтов. Функциональная сложность механизмов современных политических процессов выдвинула на первый план проблемы социального партнерства, а также конструктивный диалог и гражданскую ответственность как формы сотрудничества между политическими, экономическими и социальными институтами. Потребность в новых принципах и методах социального партнерства стала очевидной, поскольку «самый низкий уровень» многоступенчатой институционализации своих структур в контексте соответствующей политики все больше влияет на эффективность управления, безопасность человека и качество жизни, а также отношения между работодателями и работниками, а также ассоциации предпринимателей и профсоюзов.
Это порождает элементы новой цивилистической культуры сотрудничества между институтами гражданского общества, субъектами социального партнерства, а также органами государственного управления и местного самоуправления. Это означает, что изучение механизмов социального партнерства является важной теоретической и практической задачей.
2. Анализ механизмов участия государства в реализации принципов права социального обеспечения
2.1 Государство и право социального обеспечения. Роль государства в реализации права человека на социальное обслуживание
Социальное обеспечение и социальная защита - это те вопросы, в которых государство сохраняет контроль даже в европейских странах. Каждая страна свободна в формировании собственной системы социального обеспечения. В связи с этим существует много различий между национальными системами, которые влияют на право людей на социальное обеспечение в случае смены места проживания.
Однако в условиях глобализационных и интеграционных процессов в Европе и мире неизбежно принятие на международном уровне правовых актов универсального характера, закрепляющих права на социальную защиту. Поэтому сегодня существует ряд международно-правовых инструментов, которые побуждают договаривающиеся стороны изменять законодательство, чтобы смягчить негативные последствия изменения места проживания и обеспечить в вопросах социального обеспечения равное отношение к гражданам и негражданам государства.
Одной из основных форм сотрудничества в области защиты социально-экономических прав и свобод человека является разработка международных соглашений, содержащих определенные стандарты, касающиеся правового статуса личности и обязательства государств придерживаться данные стандарты в рамках внутреннего права.
Современная система социального обеспечения в Российской Федерации сформировалась в переходный период после распада Советского Союза (СССР) в 1991 году.
Она включает в себя 3 основные формы социальной защиты - социальное страхование, социальную поддержку и социальное обслуживание. Социальное страхование включает: пенсионное страхование, медицинское страхование и страхование от несчастных случаев на производстве(охрана труда и здоровья). Что касается социальной поддержки, то она ориентирована преимущественно на социально незащищенные группы населения (через социальные службы).
Модернизация системы социального обеспечения осуществляется на основе долгосрочных и среднесрочных концепций и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также ежегодных планов мероприятий, таких как:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
- Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2018-2020 годы);
- Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2019 год;
- Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2020 год.[5]
Существуют также проекты и программы, адресованные отдельным сферам или отраслям социальной системы для определенных групп льготников, такие как: концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года; Федеральная целевая программа “Социальная поддержка инвалидов (2006-2010 годы)", федеральная целевая программа “Дети России (2007-2010 годы)" и др.
В Конституции Российской Федерации (принятой в 1993 году) четыре статьи определяют социальные права российских граждан. Статья 7 начинается с провозглашения Российской Федерации социальным государством. В статье 38 говорится, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства.
Основные компоненты системы социального обеспечения, ее инфраструктура, законодательство, нормы, стандарты, схемы финансирования и технологии оказания услуг в основном разрабатываются на федеральном уровне. В состав Российской Федерации входят 83 субъекта (Республики национальных меньшинств, области ("область”, "край”) и некоторые крупные города, такие как Москва). Разделение полномочий и ответственности между федеральными и региональными/муниципальными органами власти в сфере предоставления социальных и медицинских услуг и схемы их финансирования были реализованы в ходе реформы административной структуры в 2004-2005 годах.
Российская система социального обеспечения находится в ведении государства, главным образом под контролем Министерства труда и социальной защиты. В некоторых случаях эмигранты, имеющие временное или постоянное место жительства, имеют право на получение пособий по социальному обеспечению в России, если они внесли необходимые платежи в конкретные государственные фонды.
Если вы проживаете в России или работаете в России более 183 дней в календарном году, вы обязаны уплачивать взносы в российскую систему социального обеспечения. Средства, которые вы платите, дают вам право претендовать на определенные российские социальные пособия, такие как пособие по безработице, базовое медицинское обслуживание в России, пособия по беременности и родам, а также российскую пенсию, хотя условия применяются.
В России существует два основных фонда, финансирующих систему социального обеспечения:
- фонд социального страхования;
- Пенсионный фонд Российской Федерации.[6]
Оба фонда поддерживаются обязательными российскими социальными выплатами, которые вычитаются из вашей валовой заработной платы, хотя некоторые расходы и бонусы могут быть освобождены от расчета. Вы также можете сделать дополнительные добровольные взносы, если хотите сэкономить на своей пенсии в России или планируете лучшую пенсию в России.