Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса (Контроль над исполнением нотариусом профессиональных обязанностей).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Контроль над деятельностью нотариальных органов в РФ
1.1.Контроль над исполнением нотариусом профессиональных обязан-ностей
1.2 Судебный контроль над деятельностью нотариальных органов
1.3 Иные виды контроля над деятельностью нотариальных органов
Глава 2. Ответственность нотариальных органов в РФ
2.1. Гражданско-правовая ответственность нотариуса в РФ
2.2 Дисциплинарная ответственность нотариуса в РФ
2.3 Административная и уголовная ответственность нотариуса в РФ
Введение
С развитием гражданских правоотношений возникла необходимость содействия субъектам таких правоотношений в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснении их прав и обязанностей, предупреждении о последствиях совершаемых ими действий.
Нотариат возник как институт гражданского права, защищающий частную собственность и имущественные правоотношения, а также охраняющий права и законные интересы участников таких правоотношений. До революции 1917 года в России нотариус был одним из самых уважаемых и квалифицированных специалистов. Первые российские нотариальные акты относятся к началу XIV в. В соответствии с Соборным уложением 1649 г., «писать на дому» разрешалось только определенные акты: о займе хлеба или денег, сговорные свадебные записи и духовные завещания. Остальные юридические акты должны были составляться «площадными» подьячими.
Радикальная реформа нотариального дела в России произошла в 1866 г. Государство издало Положение о нотариате, которое получило силу закона. В соответствии с положением все нотариусы числились на государственной службе и не могли занимать какую-либо иную должность. Юрисдикция нотариуса распространялась только на территорию действия окружного суда, в ведомстве которого он состоял. Нотариальная система России до революции 1917 г. практически ничем не отличалась от нотариата большинства европейских государств.
В советский период нотариат России существенно изменился и приобрел иной правовой статус. Его роль стала мало заметной.
С началом радикальных преобразований в России конца XX века и переходом к рыночным отношениям, когда стало очевидно, что существующий нотариат не готов к работе в новых условиях, неоднократно ставился вопрос о реанимации российского нотариата. Ужесточение требований рыночной экономики по защите прав владения имуществом сдвинуло решение этого вопроса с «мертвой точки», и с принятием в 1993 г. Основ законодательства РФ о нотариате ситуация начала изменяться коренным образом.
С возрождением системы нотариата естественным образом стал вопрос о контроле над этим важнейшим направлением деятельности и о формах ответственности органов и лиц, осуществляющих нотариальную деятельность в Российской Федерации. Данный вопрос будет рассмотрен в настоящей контрольной.
Глава 1. Контроль над деятельностью нотариальных органов в РФ
1.1.Контроль над исполнением нотариусом профессиональных обязан-ностей
Основы законодательства РФ о нотариате (далее – Основы законодательства), называют следующие виды контроля над деятельностью нотариусов: Судебный контроль, предусматривающий право обжаловать в судебном
порядке отказ нотариуса совершить какое-либо нотариальное действие или
неправильное совершение нотариального действия; Контроль над исполнением нотариусами профессиональных обязанностей.[1]
В работе сначала будет рассмотрен нижеуказанный вид контроля над деятельностью нотариуса.
Контроль над исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты.[2]
Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности в субъекте РФ, должна быть проведена через год после наделения его полномочиями нотариуса.[3]
Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами. Законодательством субъектов РФ могут быть предусмотрены иные сроки проведения проверок организации работы нотариуса.
В соответствии с Конституцией РФ2 каждому гражданину гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи в своей стране. Эту помощь призван обеспечить и нотариат путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий. Нотариусы, совершая нотариальные действия, должны выполнять возложенные на них обязанности, руководствуясь Конституцией РФ, Конституциями республик в составе РФ, Основами законодательства о нотариате, другими законодательными актами, а также правовыми актами органов государственной власти, принятыми в пределах их компетенции, и международными договорами.[4]
Как указывалось выше, в соответствии с законодательством РФ исполнением всеми нотариусами РФ своих профессиональных обязанностей должен осуществляться контроль, который строго регламентируется законом.[5] Такой контроль возможен только за организацией их работы, и осуществляется с учетом особенностей статуса нотариуса, который предусматривает в отношении совершаемых ими нотариальных действий лишь судебный контроль по правилу Основ законодательства, а также с учётом гарантированной законом тайны совершаемых нотариусами нотариальных действий.[6]
Контроль над исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции. Все проблемы, возникающие с исполнением ими своих профессиональных обязанностей (дисциплинарные вопросы), решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов РФ о труде.
Контроль над исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляют нотариальные палаты. Причем контрольные функции должна выполнять каждая нотариальная палата субъекта Российской Федерации независимо от количества ее членов.[7] Существуют несколько разновидностей профессионального контроля над деятельностью нотариуса.
Повседневный контроль, заключающийся в рассмотрении нотариальной палатой обращений граждан и юридических лиц по вопросам деятельности конкретных нотариусов, представлений уполномоченных органов, поступивших в палату или переданных из органов юстиции. В связи с поступающими заявлениями, жалобами, представлениями нотариальная палата по правилу, закрепленному в Основах законодательства4, может истребовать от нотариуса представления сведений, касающихся его профессиональной деятельности, а в необходимых случаях - личных объяснений.[8]
Так, осуществляя повседневный контроль, нотариальные палаты рассматривают обращения и жалобы, связанные с отказами в принятии заявлений для открытия наследственных дел, затягиванием сроков выдачи свидетельств о нраве на наследство, отказами в возмещении расходов на похороны.[9] Кроме повседневного контроля над исполнением нотариусами профессиональных обязанностей проводятся и плановые проверки организации их работы. По правилу, закрепленному в Основах законодательства5, проверка организации работы каждого нотариуса проводится один раз в четыре года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, должна быть проведена через год после наделения его полномочиями.[10]
При осуществлении проверок комиссии руководствуются правилами проведения комплексной проверки нотариусов и регламентом проведения этих проверок, утверждаемыми правлением. По результатам всех проверок составляются соответствующие акты. Акты о проверке профессиональной деятельности нотариусов во многих нотариальных палатах рассматриваются на заседаниях правлений. В особых случаях проводятся и внеплановые проверки профессиональной деятельности нотариусов. Основания для таких проверок могут быть самые разные: сообщения средств массовой информации, правоохранительных органов, различных организаций и т.д.[11]
1.2 Судебный контроль над деятельностью нотариальных органов
Особое место и значение имеет судебный контроль за деятельностью нотариусов. Согласно ст.49 Основ законодательства РФ о нотариате заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать об этом жалобу в районный суд по месту нахождения государственной нотариальной конторы (нотариуса, занимающегося частной практикой).[12]
Возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом общей юрисдикции или арбитражным судом в порядке искового производства. В. Печерский выделяет два подвида судебного контроля: "следует говорить о наличии прямого и косвенного судебного контроля за действиями и актами нотариусов.
Прямой контроль осуществляется при рассмотрении судами заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в его совершении в рамках особого производства гражданского процесса. Косвенный контроль осуществляется судами путем рассмотрения споров между участниками гражданского оборота, когда имеет место оспаривание нотариальных актов в исковом производстве гражданского и арбитражного процесса.[13]
Например, при рассмотрении дела об обращении взыскания на заложенное недвижимое имущество по иску банка к должнику при наличии возражений ответчика по поводу правильности договора ипотеки суд будет проверять юридическую силу данного нотариального акта, не привлекая к участию в деле самого нотариуса".[14]
Прямой судебный контроль осуществляется при рассмотрении исков о возмещении имущественного ущерба нотариусом, когда предметом судебной проверки является, прежде всего законность совершения нотариального действия. Заявления о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении рассматриваются по правилам особого производства, содержащимся в гл.37 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ, и общим правилами гражданского судопроизводства, если иное не установлено законом.[15]
Основания к отказу в совершении нотариального действия могут быть самые разные, например как отмечает Т. Калиниченко: "отсутствие всех необходимых доказательств, подтверждающих возможность совершения нотариального действия (нет всех правоустанавливающих документов), несоответствие представленных документов требованиям законодательства (например, отсутствие на завещании, составленном в Израиле, апостиля), пропуск соответствующих сроков и т.д".[16] С заявлением на действия нотариусов и должностных лиц, правомочных совершать нотариальные действия, в соответствии со ст.310 ГПК РФ вправе обратиться в суд лишь заинтересованное лицо.
К заинтересованным лицам применительно к этой норме закона могут быть отнесены граждане и юридические лица, в отношении которых совершено нотариальное действие либо получившие отказ в его совершении. Данный вопрос разъяснялся Определением Конституционного Суда РФ от 20 июня 2006 г. № 224-О: "В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации О.В. Сидорова утверждает, что части первая и третья статьи 310 ГПК Российской Федерации, касающиеся подачи заявления о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении, по смыслу, придаваемому им судебной практикой, не соответствуют статьям 15 (части 2 и 4), 17 (часть 1), 35, 46 и 47 Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяют обратиться с жалобой на действия нотариуса в суд лицу, не участвовавшему в нотариальном действии или не обращавшемуся с просьбой, в которой нотариальный орган ему отказал.
Заявительница также полагает, что регламентирующая порядок выдачи свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе по заявлению пережившего супруга статья 75 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате - по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, - допускает возможность выдавать такое свидетельство лицу, брак с которым был расторгнут до момента наступления смерти наследодателя, и тем самым не соответствует статье 35 (части 3 и 4) Конституции Российской Федерации.[17]