Файл: Кредитные рейтинги и их значение для коммерческого банка.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 1895
Скачиваний: 96
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Оценка банковской деятельности, надежности кредитных учреждений является актуальной проблемой как для самих банковских учреждений, которым следует оценивать своих партнеров и конкурентов, так и для их клиентов, которые оценивают деятельность по многим критериям. В связи с этим появляется необходимость определения финансового состояния банка, его возможностей, оценки деловой репутации, слабых сторон, а также возможности предоставления прогнозной оценки его деятельности.
Поиск «идеального банка» с позиции клиента и надежного, и устойчивого к колебаниям рыночных факторов с позиций регулятора обусловили потребность исследования критериев, методов оценки банковской деятельности. Тот факт, что одним из общепринятых методов оценки критерия доверия к банку являются публичные рейтинговые оценки его деятельности, обуславливает актуальность исследования рейтингов банков, выделения их видов, преимуществ и недостатков.
Степень изученности темы исследования. Проблемами рейтинговой оценки банков занимались такие отечественные и зарубежные ученые как О. Богатов, В. Витлинский, Л. Долинский, В. Кочетков, В. Кромонов, О. Лаврушин, М. Мессер, Е. Ширинская, А. Шматов и другие. Одними из последних работ, посвященных подробному обзору современных методик рейтингования банков являются работы Т.М. Гордицы, А.М. Турило и И.С. Вчерашней, в которых авторы также приводят перечень и характеристики основных подходов к определению надежности банков. В выводах авторы указанных работ отдают предпочтение рейтинговой системе CAMELS и все же делают вывод о том, что каждая из рассматриваемых методик имеет определенные преимущества и недостатки, однако отсутствует единая унифицированная методика анализа надежности банков.
Цель исследования – изучить кредитные рейтинги и их значение для коммерческого банка.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и виды рейтинговой оценки банков;
- охарактеризовать виды и значение рейтингов в деятельности коммерческих банков;
- изучить методику присвоения рейтинга кредитной организации, согласно зарубежной методологии (на примере ПАО Сбербанк);
- исследовать методику присвоения рейтинга кредитной организации, согласно российской методологии (на примере ПАО Сбербанк).
Объект исследования – ПАО «Сбербанк России»
Предмет исследования – методика рейтинговой оценки деятельности коммерческих банков.
При написании данного исследования были использованы следующие методы: анализа, синтеза, аналитический, статистический, сравнительный и другой.
Теоретическую основу исследования составили учебники, учебные пособия, научные статьи, материалы периодической печати, а также ресурсы сети Интернет.
Нормативную основу исследования составили действующие нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность коммерческих банков в Российской Федерации.
Структура исследования: введение, основная часть, разделенная на главы и параграфы, заключение и список использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
1.1. Понятие и виды рейтинговой оценки банков
За последние годы появилось немало работ относительно определения надежности банков на базе обобщающей оценки его деятельности с помощью различных рейтинговых методик. Так, П. Матвиенко определяет, что рейтинг банков является оценкой их деятельности, которая основывается на финансовых показателях работы и данных баланса банков[1].
Большинство пользователей рейтинговых продуктов отождествляют понятия «рейтинга» и «рэнкинга», поскольку рейтинговые оценки присваиваются объектам рейтинговой оценки с целью составления соответствующих рэнкингов (рэнкинги на основе рейтинговых категорий).
Специалисты рейтингового агентства «Standard & Poor's» трактуют кредитные рейтинги несколькими выражениями[2]:
- кредитные рейтинги – это отражение мысли об относительном уровне кредитного риска;
- кредитные рейтинги – это не советы по инвестированию или рекомендации относительно целесообразности покупки, хранения или продажи ценных бумаг, это лишь один из факторов, который инвестор может учитывать, принимая то или иное инвестиционное решение.
При этом пользователи кредитных рейтингов хотят видеть в них именно количественную меру риска. Такие ученые-экономисты, как А. Карминский и А. Василюк, которые тщательно исследуют методологию составления банковских рейтингов, предоставляют предпочтение следующему определению: рейтинг – это комплексная оценка состояния субъекта хозяйствования, которая позволяет отнести его к определенному классу или категории[3].
Заслуживает внимания также определение Н.И. Валенцева: «рейтинг – это комплексная сравнительная оценка деятельности экономической системы с целью принятия управленческих решений, основанная на данных финансовой отчетности и экспертных оценках. Такое уточнение, во-первых, характеризует рейтинг и как метод управления, и как его цель, во-вторых, отражает всеобъемлющий характер данного вида оценки»[4].
В Регламенте ЕС европейского парламента и Совета Европы, касающегося кредитно-рейтинговых агентств, действующих на территории Европейской экономической зоны, кредитный рейтинг определяется как вывод относительно кредитоспособности субъекта экономической деятельности, долга или финансового обязательства, долгового обязательства, привилегированной акции или иного финансового инструмента, который присваивается с использованием установленной и определенной оценочной системы рейтинговых категорий, а кредитно-рейтинговая деятельность означает анализ данных и информации, оценку, утверждение, присвоение и пересмотр кредитных рейтингов[5].
На основе анализа приведенных определений можно сделать вывод, что отечественные и зарубежные авторы используют разные категории для определения сущности понятия «рейтинг»: оценка, инструмент, показатель, характеристика, система, процесс, распределение, прогноз. Такое многообразие категорий, лежащих в основе определения, свидетельствует о том, что ученые не пришли к единому выводу относительно сущности рейтингов. Также следует принимать во внимание то, что понятие «рейтинг» приобретает разные значения в зависимости от того, с какой целью рейтинг используется[6].
Таким образом, для более четкого понимания термина необходимо провести анализ средствами декомпозиции понятия.
Таблица 1
Декомпозиция сущности понятия «рейтинг»[7]
Признак сравнения |
Структурная составляющая |
Сущностная составляющая |
Оценка |
Отнесение к классу, категории |
|
Инструмент сравнительного анализа развивающихся систем |
|
Метод сравнительной оценки деятельности нескольких банков |
|
Сравнительная оценка степени надежности субъекта |
|
Информационная база |
Данные официальной отчетности |
Финансовые показатели работы и данные баланса |
|
Цель применения |
Отнесение объекта к определенному классу и категории |
Ранжирование банков по определенным критериям |
|
Изучение всех банков посредством одинаковых критериев |
|
Прогнозирование состояния банка |
Изучение всех банков посредством одинаковых критериев Прогнозирование состояния банка Проведенный анализ понятия «рейтинг» позволил определить, что в большинстве источников приводятся трактовки, в которых оно определено как оценка. В то же время составляющие данной оценки нигде не уточняются.
Следует отметить, что понятие «рейтинг» нельзя отождествлять с размещением или распределением объектов, так как в этом случае речь идет о схожем понятии «рэнкинг». Подчеркнем, что в основе построения рейтинга заложены принципы построения и оценки банковской деятельности, которые направленны на интегрированную, актуальную и справедливую оценку финансовой отчетности и других источников информации по интерпретации текущего финансового состояния.
Так, рейтинговая оценка должна комплексно охватывать все аспекты банковской деятельности, содержать набор корректных показателей и методов расчета, способ свертки исследуемых показателей в интегральную оценку и определение весовых коэффициентов, быть не зависимой по оценкам других банков. Также в дефиницию данного понятия необходимо включать сравнительный аспект, так как интерпретировать полученную в процессе формирования рейтинга оценку возможно только в процессе сравнительного анализа, когда объект исследования займет определенное, согласно рейтинговой оценке, место среди таких же объектов.
Но не следует упускать факт использования рейтингов банков в управлении, так как на основании именно рейтинга принимаются основные управленческие решения: выход на фондовый рынок; привлечение кредитов; принятие организационных управленческих решений на основе рейтинговой оценки; использование рейтинговой оценки в рекламных и маркетинговых мероприятиях[8].
Таким образом, рейтинг банка можно определить как комплексную сравнительную оценку деятельности кредитного учреждения, проводимую с целью принятия управленческих решений, основанную на данных финансовой отчетности и экспертных оценках. Бесспорно утверждая о существовании положительного эффекта от использования рейтингов в банковской деятельности, следует отметить, что сам вид эффекта определяется назначением и содержанием рейтингов.
1.2. Виды и значение рейтингов в деятельности коммерческих банков
Поскольку рейтинговые оценки необходимы самому банку в процессе реализации управленческих функций, а также необходимы специалистам надзорных органов для определения проблемных банков и своевременного принятия мер по их восстановлению и пользователям банковских продуктов, возникает проблема адекватной классификации банковских рейтингов в современных условиях функционирования банков. По нашему мнению, такая классификация должна отражать интересы потенциальных пользователей рейтинговой информации (рис. 1).
Рисунок 1. Классификация банковских рейтингов[9]
Так, в зависимости от метода построения рейтинговая оценка банка может определяться:
- по бальной системе, которая дает возможность оценить деятельность банка в баллах, присвоенных ему по каждому оценочному показателю. Сводная бальная оценка банка дает возможность определить принадлежность последнего к той или иной группе банков;
- индексным методом, сущность которого состоит в расчете индекса каждого из оценочных показателей деятельности банка.
После сложения индексов по отдельным показателям переходят (предварительно взвесив индивидуальные индексы на их весовые коэффициенты) к расчету индексов комбинированных. Основными отличительными чертами государственных рейтингов банков являются:
- использование информации, которая является банковской тайной и не подлежит разглашению;
- аморфность информационной модели, для которой характерно отсутствие жесткой регламентации системы показателей и преобладающее значение субъективного экспертного мнения.
В основе методик, которые используются независимыми рейтинговыми агентствами, лежит преимущественно информация публичной отчетности кредитных учреждений. Поэтому они должны быть более формализованными и основываться на оценках объективных показателей при наличии их критериальных уровней[10].
Так как пользователей банковских рейтингов в основном не интересуют методы составления последних, а больше интересует соответствие определенных видов банковских рейтингов конкретным запросам и потребностям пользователей рейтинговой информации, предлагаем классифицировать банковские рейтинги по признаку практического использования в банковской деятельности.
Такая классификация дает возможность одновременно выяснить функциональное назначение банковского рейтинга и интересы потенциальных пользователей этого рейтинга. Итак, по признаку практического использования в банковской деятельности предлагаем банковские рейтинги делить на следующие виды[11]: