Файл: Повышения производительности труда в компании: совершенствование мотивации работников (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Производительность труда, рост выручки и результаты деятельности предприятия во многом зависят от внешних и внутренних факторов. Для того чтобы выдержать конкуренцию и оставаться на плаву необходимо эффективно управлять всеми факторами: оборудованием, материалами, персоналом.

Управление персоналом является наиболее трудной задачей, для эффективного развития и функционирования предприятия у его сотрудников должна быть высокая заинтересованность в своей работе, хорошая мотивация.

Правильно замотивированный сотрудник – это ценный актив для компании. Немаловажную роль играет также и руководитель компании, на котором лежит большая ответственность за правильное управление персоналом и ресурсами предприятия, точную формулировку задач, необходимых для исполнения, и повышение производительности труда работников предприятия путем внедрения системы мотивации. Не только работодатели должны быть заинтересованы в увеличение производительности предприятия, но и сотрудники, которые являются неотъемлемой частью предприятия.

Повышение производительности труда – одна из основных задач деятельности любого предприятия. В настоящее время введение системы мотивации является одним из эффективных методов решения этой задачи.

Мотивация (от лат.Movere) – это пробуждение к действию, потребность, желание или побуждение людей. Это процесс побуждения людей к действиям для достижения определенной цели. Одна из важнейших функций менеджмента – вызвать желание у сотрудников, пробудить в них энтузиазм к выполнению поставленных задач.

В наше время мотивация является наиболее важным фактором, влияющим на производительность труда. Все ресурсы предприятия могут быть потрачены впустую из-за нехватки мотивированных людей, для эффективного использования этих ресурсов. Мотивация является полезным инструментом в руках руководителя для привлечения новых сил у работников.

Поскольку задачей большинства предприятий является увеличение своей прибыли за счет повышения производительности, то каждый руководитель организации должен мотивировать своих подчиненных на выполнение данной задачи.

Если хорошо замотивированные сотрудники могут повлиять на увеличение прибыли компании, увеличение производительности предприятия, то недостаточно замотивированные могут, наоборот, привести к негативным последствиям для предприятия – нарушениям трудовой дисциплины, таким как: уклонение от выполнения своих трудовых обязанностей и приказов руководителя; прогулы и частые опоздания; появление на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения; хищение имущества предприятия; несоблюдение правил охраны труда, повлекшее за собой несчастный случай; аморальные поступки.


В современных условиях для обеспечения эффективной деятельности любой организации требуются инициативные и ответственные работники, обладающие высокой самоорганизацией и стремлением к самореализации. Наличие перечисленных качеств работников невозможно обеспечить исключительно с помощью традиционных методов материального стимулирования и организации жесткого внешнего контроля и системы наказаний. Только осознающие смысл своей деятельности и стремящиеся к достижению стоящих перед организацией целей сотрудники могут обеспечить как высокие собственные результаты, так и общий успех предприятия.

Следовательно, эффективное управление невозможно без глубинного понимания потребностей и мотивов деятельности работников и правильного применения в отношении их различных стимулов к труду.

Актуальность проблем мотивации трудовой деятельности не оспаривается ни наукой, ни практикой, поскольку от четко разработанной и эффективно действующей системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности каждого конкретного работника, но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.

Высокая степень мотивации персонала – это важнейшее условие достижения успеха организацией. Ни одна компания не может преуспеть без позитивного настроя работников на осуществление трудовой деятельности с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей.

Именно поэтому так высок интерес работников, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил в интересах организации. И хотя нельзя утверждать, что трудовые результаты и трудовое поведение работников определяются только лишь их мотивацией, все же ее значение очень велико.

Таким образом, тема настоящей курсовой работы является актуальной и имеет большое практическое значение.

Важнейшим ресурсом организации являются его сотрудники. К сожалению, далеко не все руководители воспринимают это достаточно серьезно. Многие считают, что управление сотрудниками не является сложной задачей. И не всегда понимают, что от того насколько эффективным окажется труд их персонала, зависит общий успех любой организации. В обязанность руководителя входит максимальное использование всех возможностей его работников для достижения целей предприятия.


Каким бы не был требовательным руководитель и поставленные им задачи не были четкими, эффект от них может быть получен только в том случае, если они грамотно воплощены в дела сотрудниками организации. Это возможно только в том случае, когда коллектив будет заинтересован в результатах выполненной им работы.

Здесь мы сталкиваемся с важнейшим аспектом управления мотивацией и стимуляции персонала. Какую же роль мотивация может играть в достижении целей организации для руководителя? Вопрос очень простой, так как не один опытный руководитель не согласится с тем, что сотрудник, имеющий дополнительную мотивацию, не будет выполнять поставленные перед ним задачи. Скорее наоборот сотрудник будет стараться перевыполнять поставленные руководством задачи. Решение задачи эффективного управления персоналом, прежде всего, сводится к совершенствованию навыков работников и к изысканию наилучших способов побуждения сотрудников к результативной работе.

Правильная расстановка приоритетов при выборе персонала – является одним из важных решений руководителя. Конечно, любой руководитель хочет работать с компетентными и мотивированными сотрудниками, но, как правило, оказывается, что среди претендентов на работу в компании нет достаточного количества таких специалистов. Работникам в любой организации необходимо повышать свою квалификацию по профилю своей специальности и профессиональных обязанностей. Поэтому любой сотрудник организации должен быть хорошо мотивирован.

Все люди разные, поэтому необходимо определить, что является движущим мотивом их деятельности. Зная потребности человека, можно определить, каким образом надо осуществлять стимулирование работника, чтобы отдача от его действий была максимальной.

Целью курсовой работы является разработка мероприятий по повышению производительности труда за счет совершенствования системы мотивации в магазине розничной торговли «Прост».

Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:

  • дать понятие производительности труда, факторов, способов ее повышения;
  • выявить сущность понятия мотивация;
  • рассмотреть пути повышения производительности труда за счет совершенствования мотивации работников к труду;
  • Привести краткую характеристику магазина «Прост»;
  • провести анализ системы оплаты труда, мотивации и стимулирования персонала в магазине «Прост»;
  • дать рекомендации по улучшению системы мотивации персонала в магазине «Прост».

Объектом работы является мотивация персонала.

Предметом исследования выступают пути повышения производительности труда в организации за счет совершенствование системы мотивации.

При исследовании использованы следующие методы: изучение и анализ литературных источников, сравнение, анализ.

Теоретическая значимость курсовой работы заключается в успешно осуществленном анализе путей повышения производительности труда за счет совершенствования системы мотивации в компании. Полученные сведения могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемного вопроса, как в изученном магазине, так и схожих организациях.

Практическая значимость работы состоит в разработке полезных рекомендациях для магазина розничной торговли «Прост» по оптимизации системы мотивации, внедрение которых приведет к повышения производительности труда персонала и реализации модели эффективного развития предприятия в целом.

В качестве теоретической и методологической основы исследования при написании данной работы были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях зарубежных и отечественных авторов. Основными источниками, раскрывающими теоретические основы производительности труда, мотивации персонала и их взаимосвязи, явились работы таких авторов как: Шапиро С.А., Маслова В.М, Кибанов А. Я., Красношлыкова О.Г., Пряжников Н. С., Виханский О.С.,Сербинский Б.Ю., Завьялова Е.К., Егоршин А.П., Уткин Э.А.,А Маслоу, Ф.Герцберг, Д. МаКлелланд, В. Врум и т.д. В данных источниках подробно рассмотрены понятие производительности труда, ее показатели и методы измерения, понятие мотивации, основные теории и методы мотивации. Все вышеперечисленные источники являются достоверными и надежными, поскольку данные авторы являются достаточно известными учеными в области экономики труда, а их работы используются для преподавания в различных учебных заведениях.

Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав с параграфами, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА


1.1 Понятие производительности труда, факторы, способы повышения

Обобщающим показателем результативности труда является его производительность, характеризующая объемы выпущенной продукции или произведенных услуг на единицу затрат труда. Производительность труда в широком понимании - это способность конкретного работника производить продукцию и оказывать услуги[1]. Производительность труда является важнейшим фактором экономически эффективной деятельности организации, выражением эффективности затрат труда[2]. Согласно энциклопедическому словарю под редакцией профессора А.Я. Кибанова, производительность труда – «показатель эффективности целесообразной производительной деятельности людей в течение промежутка времени, результативности конкретного полезного труда»[3].

Различают производительность труда в масштабе общества, региона, отрасли, производительность труда на предприятии и производительность индивидуального труда отдельного работника[4].

Каждое предприятие отличается определенным уровнем производительности труда, который может повышаться или понижаться в зависимости от различных факторов. Непременным условием развития производства служит рост производительности труда. Он является выражением всеобщего экономического закона, экономической необходимостью развития общества независимо от господствующей в нем системы хозяйствования[5].

Повышение производительности труда заключается в том, что доля затрат живого труда в продуктах уменьшается, а доля затрат прошлого труда – увеличивается, но при этом общая сумма труда, заключенная в каждой единице продукта, уменьшается[6].

На уровень производительности труда оказывает влияние величина экстенсивного использования труда, интенсивность труда, а также технико-технологическое состояние производства.

Экстенсивная характеристика труда отражает степень использования рабочего времени и его продолжительность в смену при постоянстве других характеристик. Экстенсивная характеристика труда имеет видимые границы: законодательно установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели.

Интенсивность труда характеризует степень его напряженности в единицу времени и измеряется количеством затраченной на это время энергии человека[7].