Файл: Коммерческие банки и их функции (ПАО КБ «Центр-инвест»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 582

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Банковский сектор России в настоящее время претерпевает ряд существенных изменений. Данные изменения касаются не только качественных характеристик банковских продуктов и услуг, что обусловлено закономерным развитием рынка в результате внедрения новейших информационных технологий, но и системы регулирования банковской деятельности, а также структуры самого банковского рынка. К ключевым тенденциям развития банковского сектора в период с 2010 года по настоящее время, можно отнести значительное сокращение количества банков, рост концентрации активов в секторе и укрепление позиций крупнейших кредитных организаций. В настоящее время (на 01.04.2019 г.) в банковской системе РФ действует 473 кредитных организации. За последние девять лет их количество сократилось более чем в 2 раза: с 1058 на 01.01.2010 г. до 473 на 01.04.2019 г. (рис. 1). На начало 2019 г. насчитывалось 484 действующие кредитные организации, т. е. за 1 квартал 2019 г. количество банков сократилось на 11 единиц, или на 2,3 %.

Основным фактором снижения числа банков остается политика Центрального Банка, направленная на оздоровление банковского сектора. Данная политика проводится Банком России с 2013 года, и за последние пять лет (2014–2018 гг.) было отозвано в общей сложности 355 лицензий на осуществление банковских операций. Всего за девять лет лишились лицензий более 450 кредитных организаций, или более 43 % участников рынка, действовавших на начало 2010 года. Основными причинами отзыва лицензий являются:

– высокорискованные бизнес-модели банков, предполагающие схемы кредитования их собственников за счет привлеченных ресурсов клиентов; – нарушение закона о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма;

– сомнительные/транзитные операции;

– невыполнение требований регулятора, в частности, нарушение нормативов достаточности капитала и ликвидности.

Коммерческие банки выступают основным звеном в банковской системе, они являются самостоятельными субъектами экономики. Современные коммерческие банки играют важную роль в банковской системе России. Они представляют собой банки, обслуживающие население, предприятия и организации, которые являются клиентами коммерческих банков. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Основной целью коммерческих банков для их функционирования является получение максимальной прибыли.

Цель исследования – рассмотрение сущности и функций коммерческих банков.


Исходя из цели исследования, сформулирован ряд задач:

  • рассмотрение понятия и роли коммерческих банков;
  • анализ принципов деятельности и функции коммерческих банков;
  • изучение характеристики основных видов банковских операций;
  • рассмотрение общей характеристики анализируемого банка и его деятельности;
  • выявление путей увеличения капитала анализируемого банка;
  • определение путей совершенствования операций и услуг банка.

Объект исследования - коммерческий банк ПАО КБ «Центр-инвест».

Предмет исследования – функциональная деятельность ПАО КБ «Центр-инвест».

Информационная база исследования: федеральные законы Российской Федерации, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность коммерческих банков в Российской Федерации, данные Центрального Банка Российской Федерации, научные разработки ученых, современные учебные пособия экономистов, научные статьи в экономических журналах и газетах.

Теоретическая основа исследования: исследования современных отечественных и зарубежных ученых по проблемам деятельности коммерческих банков, таких как А.А.Казимагомедов, О.И.Лаврушин, Коваленко, С. Б, Ларина, О.И и др.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

1.1. Специфика современной банковской деятельности коммерческих банков

Коммерческие банки составляют второй уровень банковской системы. Именно с ними напрямую взаимодействуют клиенты, желающие эффективно разместить временно свободные активы, занять необходимую сумму, а также воспользоваться иными банковскими услугами[1].

Несмотря на то, что партнерство с банками стало неотъемлемой частью жизни и деятельности большинства из нас, для многих представление о банке ограничивается лишь узкой сферой взаимодействия с ним. Банк по своей сути многомерен и многофункционален. В условиях современной жесткой межбанковской конкуренции банки вынуждены вводить новые услуги и продукты, а также брать на себя задачи, ранее не свойственные им.


Существует множество теоретических определений банка. Нередко в обывательских беседах понятия «кредитная организация» и «банк» употребляются для обозначения одного и того же. Ведь основная задача любого банка как кредитной организации заключается в предоставлении ссудного капитала, то есть в обеспечении кредитными ресурсами частных, корпоративных клиентов, а также других банков. Именно процентные доходы от предоставления кредитов в различных формах занимают львиную долю в структуре доходов практически каждого банка, а для клиентов доступность заемных средств дает возможность осуществлять непрерывную производственную деятельность и позволяет населению поддерживать высокую покупательскую способность.

Однако на теоретическом уровне понятие «кредитная организация» значительно шире понятия «банк». Так, например, в Законе «О банках и банковской деятельности» кредитная организация определяется как любое юридическое лицо, имеющее лицензии Банка России на осуществление банковских операций и осуществляющее свою деятельность с целью извлечения прибыли. Понятие «кредитная организация» объединяет банки и небанковские кредитные организации. Банки представляют собой кредитные организации, имеющие исключительное право привлекать средства клиентов во вклады, размещать такие средства от своего имени, то есть за счет привлеченных средств выдавать кредиты, осуществлять вложения в ценные бумаги, вкладывать средства в иные активы, а также открывать и вести счета физических и юридических лиц.

Банк, как и любое предприятие, является самостоятельным хозяйствующим субъектом. Он производит и реализует банковские продукты и услуги, удовлетворяющие потребности общества и экономики, и за это получает прибыль, удовлетворяющую потребности собственников банка.

В общем виде функции банков можно представить следующим образом[2]:

- посредничество в осуществлении платежей и расчетов между хозяйствующими субъектами и частными лицами;

- мобилизация доходов и сбережений клиентов и превращение их в работающие активы;

- обеспечение экономики и социума кредитными ресурсами.

Таким образом, банк исполняет роль одновременно и кредитора, и заемщика, и посредника между кредиторами и заемщиками на финансовом рынке - в этом и заключается сущность современных кредитных организаций.

Специфика банковской деятельности заключается в том, что, не располагая достаточным объемом пассивов (привлеченных/заемных средств в разных формах), банк не сможет в полной мере осуществлять активные операции (выдавать кредиты, инвестировать в ценные бумаги и пр.). Причем банки должны проводить свои активные и пассивные операции таким образом, чтобы с одной стороны удовлетворять потребности своих клиентов и заинтересовывать их в непрерывном сотрудничестве, с другой стороны обеспечивать себе необходимый уровень доходности, а с третьей стороны соблюдать значения обязательных нормативов, установленных Банком России, за неисполнение которых к банку могут быть применены меры вплоть до отзыва лицензии на осуществление деятельности. В современных условиях прибыль, к которой стремится банк, уже не определяет основную или единственную цель его деятельности. Прибыль сейчас уже важна не в количественном выражении, а в самом факте ее получения как показателя устойчивого развития банка. Гораздо большее значение для кредитной организации имеет ее конкурентная позиция на банковском рынке, а также репутация стабильного и надежного партнера для своих клиентов.


Следует также отметить, что банковская деятельность не ограничивается только набором действий по созданию и реализации только банковских услуг, к ней также относят деятельность по созданию банковских холдингов и групп для решения общих задач.

Итак, подводя итог всему сказанному, сущность банков и их деятельности можно обобщенно охарактеризовать следующими признаками (они же отличают деятельность коммерческого банка от деятельности Центрального Банка)[3]:

- с экономической точки зрения банк – это кредитно-денежный институт, в котором услуга кредитования является преобладающей;

- кредитные организации напрямую взаимодействуют с организациями и частными лицами, составляющими клиентскую базу банка;

- деятельность коммерческих банков регламентирована, в том числе нормативными актами ЦБ РФ;

- банки подотчетны ЦБ РФ, а также собственникам и акционерам;

- при условии соблюдения нормативных актов свою деятельность кредитные организации осуществляют самостоятельно и независимо от регулятора и органов государственной власти. Но при этом ЦБ РФ согласовывает кандидатов на руководящие должности банков;

- отличительной особенностью банка от любого другого предприятия является наличие привлеченных средств граждан и юридических лиц, что предполагает высокую ответственность за их эффективное использование;

- в последнее время чрезвычайная изменчивость экономических и политических условий, в которых функционируют банки, требует от банков высочайшей оперативности в адаптации своей деятельности к изменяющимся условиям;

- в своей деятельности банк взаимодействует с разнообразными клиентами, представляющими все сферы экономики, органы государственной власти и пр.

1.2. Анализ функций внутренних структурных подразделений коммерческих банков

Операционная деятельность является важным направлением в работе любого коммерческого банка, которую обеспечивают внутренние структурные подразделения (ВСП, ISS) банковской организации, в том числе[4]:

- дополнительные офисы;

- операционные и кредитно-кассовые офисы;


- операционные кассы вне кассового узла.

Внутренние структурные подразделения современного коммерческого банка ориентированы на выполнение следующих основных задач:

1. Формирование релевантной информации о финансово-хозяйственных процессах и результатах деятельности банка, необходимой для оперативного управления и составления отчетности.

2. Контроль над наличием и движением денежных средств, материальных и нематериальных ценностей, финансовых ресурсов и их источников.

3. Обеспечение клиентов банка актуальной информацией о движении средств на расчетных, текущих, кредитных и других счетах.

4. Обработка запланированных документов.

5. Составление ежедневного бухгалтерского баланса не позднее следующего рабочего дня, так как выписки с корреспондентских счетов банка поступают на следующий день после проведенных операций.

6. Отражение в бухгалтерском учете всех операций с обработанными документами, принятых от клиентов в течение операционного времени.

С учетом того, что основная доля банковских операций связана с осуществлением финансовых транзакций, это требует установление единого порядка прохождения банковских документов по всем установленным в банке стадиям обработки документов, документального оформления, организации документооборота, порядка хранения документов, учета и отчетности банка и является основой операционной деятельностью внутренних структурных подразделений.

При анализе эффективности банковской деятельности, в большинстве случаев, принимаются во внимание следующие факторы, которые условно делятся на[5]:

- внешние (к ним можно отнести структуру экономики, характер макроэкономической политики, специфику структурных и институциональных реформ в финансовом секторе и некоторые другие);

- внутренние (основывающиеся на деятельности банков, например, структура собственности, капитализация и операционная деятельность, внутренние ресурсы).

Внешние факторы не поддаются контролю со стороны коммерческих банков, в отличие от внутренних факторов. Соответственно, изыскание резервов повышения эффективности операционной деятельности банка, прежде всего, должно основываться на исследовании внутренних факторов. Операционная деятельность внутренних структурных подразделений коммерческого банка играет важную роль, так как ее эффективность оказывает прямое влияние на результативность работы всего банка. Для анализа операционной деятельности современных банков используются ключевые показателей эффективности.