Файл: «Органы местного самоуправления».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 293

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Публично-территориальные образования в гражданских правоотношениях характеризуются в правовой литературе, как особые субъекты гражданского права в том смысле, что они не являются юридическими лицами в существующем понимании. Тем не менее допускается возможность считать их юридическими лицами публичного права.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования являются субъектами гражданского права, но отсутствие понятия их юридической природы именно в этом качестве ведет к неправильному пониманию их гражданской правосубъектности, что влечет нецелесообразную и необоснованную направленность устанавливаемых законодательством ограничений гражданских прав публично-территориальных образований.

Вопросы правового регулирования предметов ведения местного самоуправления в значительной мере относятся к гражданскому законодательству, которое стало правовой основой социально-экономической деятельности местного самоуправления.

В состав гражданской правосубъектности местного самоуправления входит решения вопросов его права собственности на землю, другие природные ресурсы, бюджетные средства, а также регулирование его самых различных гражданско - правовых отношений с физическими и юридическими лицами.

В связи с этим представляется актуальным научное исследование проблем гражданско-правового регулирования местного самоуправления.

Исходя из всего вышеуказанного, целью курсовой работы является комплексно исследовать институт органов местного самоуправления как субъектов гражданских правоотношений.

Для достижения указанной выше цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть правовое положение органов местного самоуправления как субъектов гражданских правоотношений;

2. Изучить проблемы правового положения органов местного самоуправления как субъектов гражданских правоотношений;

3. Исследовать отдельные полномочия органов местного самоуправления;

4. Проанализировать проблемы рассматриваемого института органов местного самоуправления как субъектов гражданских правоотношений и внести предложения по совершенствованию законодательства в исследуемой области.

Объектом курсовой работы выступают общественные отношения в области деятельности органов местного самоуправления как субъектов гражданских правоотношений.

Предметом курсовой работы являются правовые нормы гражданского права, регламентирующие вопросы деятельности органов местного самоуправления как субъектов гражданских правоотношений.


Нормативную основу курсовой работы составили положения Конституции Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации,[1] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации,[2] действующие федеральные законы и иные нормативные акты.

Исследовательскую основу курсовой работы составили труды ученых, как: С.С. Алексеева, А.И. Беспаловой, В.П. Грибанова, В.А. Дозорцева, О.С. Иоффе, О.Н. Садикова, Е.А. и других авторов.

Методологическая основа исследования основана на широком использовании общих и частных методов научного исследования, применяемых в юридической науке: диалектического, историко-правового, формально-логического, сравнительно-правового, структурно-системного, аналитического.

Структура курсовой работы обусловлена ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Правовое положение органов местного самоуправления как субъектов гражданских правоотношений и проблемы правового положения органов местного самоуправления как субъектов гражданских правоотношений

1.1. Правовое положение органов местного самоуправления как субъектов гражданских правоотношений

Статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит закрытый перечень субъектов гражданского правоотношения, в числе которых наряду с гражданами и юридическими лицами указаны муниципальные образования. В развитие данной нормы ст. 124 ГК РФ устанавливает равные начала для муниципальных образований с иными субъектами и распространяет на них нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданских правоотношениях.[3]


Согласно п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. При этом осуществлять права собственника от имени муниципального образования призваны органы местного самоуправления. Глава 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении)[4] содержит перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, определяя при этом право органов местного самоуправления самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом от имени муниципального образования. Таким образом, законодатель указал на то, что имущество находится «в собственности муниципальных образований», от имени которых права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Вместе с тем до настоящего времени в науке гражданского права не утихают споры, предметом которых является выяснение вопроса о том, кто же собственник муниципального имущества: муниципальные образования, органы муниципального образования или население соответствующего муниципального образования?

Так, А.А. Хорев полагает, что указанные выше нормы об определении субъекта права муниципальной собственности нисколько не проясняют решение этого вопроса. «Фактически полномочия собственника признаются только за органами местного самоуправления, но де-юре собственником они не считаются».[5] И далее: «...все это косвенно означает предоставление местному самоуправлению правомочий собственника».[6] Такой вывод А.А. Хорев делает исходя из конституционной нормы о том, что за местным самоуправлением признается право обеспечивать самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. С мнением автора сложно согласиться. Согласно ст. 1 Закона о местном самоуправлении под местным самоуправлением понимается «форма осуществления народом своей власти...».[7] Как форма осуществления власти местное самоуправление в принципе не может быть субъектом муниципальной собственности. Законодатель в ст. 130 Конституции Российской Федерации[8] имел в виду то, что такая форма осуществления власти, как местное самоуправление, призвана обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, и это вовсе не означает факта признания местного самоуправления субъектом муниципальной собственности.


Органы местного самоуправления, которые в соответствии уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица. При этом предусмотрено, что в случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются:

для представительного органа муниципального образования - протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица;

для иных органов местного самоуправления - решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц согласно ч. 3 комментируемой статьи являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования.

В соответствии с п. «а» ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган подлежит представлению подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;


Специфика права муниципальной собственности как раз и заключается в том, что осуществляют это право другие лица: органы местного самоуправления или созданные муниципальным образованием предприятия, учреждения, но это вовсе не означает того факта, что органы должны обладать известной самостоятельностью. В отрыве от муниципального образования орган местного самоуправления не может существовать, так же как не может действовать и орган юридического лица обособленно от самого юридического лица. Если напротив, органы местного самоуправления являются всего лишь «частью» «целого», то не ясно, каким образом она (часть) может быть самостоятельным участником гражданского правоотношения и, соответственно, выступать как самостоятельный субъект права. В противном случае в гражданском обороте участвует правосубъектное муниципальное образование и такой же правосубъектный орган местного самоуправления. Таким образом, субъектом гражданского правоотношения может быть только само муниципальное образование.[9]

Имеющееся различие в понимании и определении субъекта права муниципальной собственности, на наш взгляд, связано с отсутствием содержательных признаков муниципального образования в Законе о местном самоуправлении. Отправным, основополагающим в определении муниципального образования, согласно Закону о местном самоуправлении, является территориальный признак. Однако наличие населения и территории в числе признаков, посредством которых закон определяет типы муниципальных образований, является юридически безразличным с точки зрения гражданского права. В имущественных отношениях публично-правовая природа муниципального образования проявляется в порядке, способах и границах осуществления права собственности, тесно связанных с вопросами местного значения.

Концепция развития гражданского законодательства РФ (далее - Концепция), подготовленная на основании Указа Президента РФ от 18.07.2008 № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», - это основополагающий доктринальный акт гражданско-правовой политики в РФ на ближайшие годы и дальнейшую перспективу.

Один из пунктов Концепции посвящен вопросу участия органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее - органы публичной власти) в гражданско-правовых отношениях.

Так, в п. 7.2.3 Концепции указано, что: «гражданско-правовой статус юридического лица (учреждения) обычно получают также органы публичной власти, которые одновременно могут участвовать в гражданском обороте от имени соответствующего публично-правового образования. Но в большинстве случаев этот статус необходим органу государственной власти (например, министерству, ведомству, суду и т.п.) только для совершения сделок, направленных на обеспечение его внутрихозяйственной деятельности (закупка канцелярских принадлежностей, оплата коммунальных расходов, оплата ремонтных работ и т.п.). В остальных случаях следует исходить из того, что сделки соответствующего ведомства должны рассматриваться как действия самого соответствующего публично-правового образования».[10]