Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 294
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Правовое положение органов местного самоуправления как субъектов гражданских правоотношений
2.Правовое регулирование отдельных полномочий органов местного самоуправления
2.1. Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью
2.2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению земельными участками
Общий вывод из приведенного выше беглого анализа наличия земельных участков из состава различных категорий земель в муниципальной собственности говорит о том, что в федеральной собственности находится 293751,9 тыс. га; в собственности субъектов Российской Федерации - 6438,8 тыс. га; в муниципальной собственности - 1799,9 тыс. га.[27] Из этого следует вывод, что по замыслу законодателя основной формой собственности на земельные участки является (и останется в будущем) федеральная собственность, площадь которой превышает площади всех остальных частных и публичных земель, вместе взятых. Применительно к муниципальным землям это выглядит вполне логично и соотносимо масштабу тех целей и задач, которые поставлены законодателем перед органами местного самоуправления.
Вышеизложенное позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Правовые нормы, регламентирующие отношения муниципальной собственности на земельные участки, образуют комплексный межотраслевой институт, включающий в себя нормы конституционного, гражданского, муниципального, административного и земельного права.
2. Следует поддержать авторов набирающей силу концепции межотраслевого подхода к вопросам собственности на природные ресурсы, доказывающих появление в праве новой правовой конструкции – «достояния народов». Аргументируется это тем, что по отношению к большей части природных ресурсов (вода, воздух, животный мир) цивилистическая конструкция собственности неприменима в принципе.
3. Субъектный состав конституционных (муниципальных) и гражданских (земельных) правоотношений существенно различается, что обусловлено, соответственно, публичной и частной природой соответствующих отраслей права. Поскольку отношения собственности имеют имущественную, гражданско-правовую природу, применение к ним в «чистом виде» публично-правовых конструкций «народ как субъект права» недопустимо, поскольку это разрушит всю систему управления муниципальной (государственной) недвижимостью. Вместе с тем, считая важным и своевременным постановку в конституционно-правовой науке этих проблем, мы полагаем, что данные противоречия должны быть исследованы в цивилистической науке с последующим внесением изменений в ГК РФ и закреплением особенностей гражданско-правового режима земельных участков и других природных ресурсов.
4. Земля и земельный участок, несмотря на наличие между этими категориями диалектической взаимосвязи, являются отображением разных объектов правоотношений. Земля как природный объект выступает предметом экологических правоотношений; земля как природный ресурс - земельно-управленческих (например, при установлении или смене категорий земель); и лишь земельный участок как индивидуализированное на местности недвижимое имущество может являться объектом гражданских правоотношений и находиться в частной, муниципальной или государственной собственности.
5. Поскольку земля не может являться объектом гражданских прав (и находиться в государственной, муниципальной или частной собственности), необходимо внесение изменений в следующие статьи ГК РФ:
- п. 1 ст. 126 ГК РФ. Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, неосуществимо в принципе. Однако это возможно в случае замены в данной статье слова «земля» словом «земельные участки»;
- в п. 3 ст. 129. «Земля и другие природные ресурсы» не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Но это возможно применительно к «земельным участкам»;
- ст. 164. Сделки с землей не могут совершаться, зато могут совершаться с земельными участками как объектами недвижимости;
- п. 3 ст. 209. «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами...» невозможно в принципе. Например, орган местного самоуправления может исполнять управленческие полномочия относительно земельных массивов, не разграниченных на земельные участки, но это не будут функции гражданско-правового характера (это может быть инвентаризация, проведение землеохранных мероприятий и т.д.);
- п. 2 ст. 214. Так как не «земля», а земельные участки и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. «Земля» не является объектом гражданских правоотношений и может находиться только в собственности «многонационального народа».
6. С учетом вышеизложенной позиции о невозможности нахождения в государственной или муниципальной собственности большинства видов природных ресурсов (воздух, вода, животный мир и т.д.) мы предлагаем изменить редакцию п. 2 ст. 214 ГК РФ, изложив ее следующим образом: «2. Земельные участки, не находящиеся в частной либо государственной собственности, являются муниципальной собственностью».
7. В муниципальной собственности в разном объеме могут находиться земельные участки в составе всех категорий земель земельного фонда России, за исключением земель лесного фонда. Это могут быть «простые» земельные участки (поля, автостоянки, иные незастроенные земельные участки), участки с природными объектами (пруды, городские леса), участки со зданиями (администрации) и имущественные комплексы (МУПы, линейные объекты городского электротранспорта и т.д.). Несмотря на обилие исключений, мы полагаем, что по общему правилу земельный участок выступает главной вещью, а объекты недвижимости - его принадлежностью.
8. Участниками гражданских правоотношений являются как муниципальные образования в лице своих органов публичной власти, наделенных полномочиями по распоряжению муниципальными земельными участками, так и специально создаваемые для обслуживания муниципальных органов учреждения как разновидности юридических лиц. Их гражданско-правовой статус нуждается в уточнении посредством дополнения гражданского законодательства конструкцией «публичного учреждения», представляющего в гражданских правоотношениях орган публичной власти.
9. Существующая двухуровневая структура муниципального субъекта гражданских правоотношений (местная администрация и комитеты как учреждения) должна быть заменена одноуровневой (местная администрация - учреждение). Это позволит оптимизировать решение вопросов местного значения по реализации правомочий муниципального собственника. Существующую в Законе о местном самоуправлении и муниципальном нормотворчестве конструкцию «орган муниципальной власти с правами юридического лица» следует исключить из них как противоречащую ГК РФ.
Заключение
Подводя итоги курсовой работы, обобщим изученный материал и сделаем следующие выводы:
Местное самоуправление как субъект гражданского права в лице местной администрации как органа исполнительной власти, учреждений и организаций, находящихся на местном бюджете, а также муниципальных предприятий являются активными участниками гражданских правоотношений, прежде, договорных.
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами, как правило, вытекает из гражданско-правовых отношений, регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации. В результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе изданием актов, не соответствующих закону или иному правовому акту, они возмещают убытки физическим и юридическим лицам.
Действия органов местного самоуправления бывают как правомерные, так и неправомерные. К правомерным можно отнести совокупность прав и обязанностей органов местного самоуправления, необходимых для решения вопросов местного значения и закреплённых в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований. К неправомерным - издание актов, не соответствующих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации, уставам муниципальных образований, ущемляющих как имущественные, так и неимущественные права физических и юридических лиц.
Проблема гражданско-правовой (имущественной) ответственности органов местного самоуправления тесно связана с определением их статуса как участника гражданско-правовых отношений. Действующее гражданское законодательство исходит из принципа множественности субъектов. К ним относятся и муниципальные образования, составляющие категорию «публично-правовых образований». Муниципальное образование является самостоятельным собственником своего имущества (ст. 215 ГК РФ). Данное положение предопределяет как необходимость участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях, так и выступление в них на равных началах с другими, частными собственниками-гражданами и юридическими лицами, являющимися обычными субъектами гражданского права.
Поскольку собственником муниципального имущества и, следовательно, субъектом гражданских правоотношений законом признаются муниципальные образования как целое, возникает вопрос о том, кто вправе выступать от их имени в имущественном (гражданском) обороте. Согласно п. 2 ст. 125 от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Категория компетенции связана с установлением публично-правового статуса соответствующего органа местного самоуправления и поэтому не является гражданско-правовой и не определяется актами гражданского законодательства. Она устанавливается нормами публичного (конституционного, административного и муниципального) права, причём лишь теми его актами, которые специально определяют публично-правовой статус соответствующих органов местного самоуправления (устав муниципального образования, положение об органе местного самоуправления).
Из этого следует, что понятие органов местного самоуправления применительно к муниципальным образованиям, используемое в ст. 125 ГК РФ, не тождественно понятию органов юридического лица (хотя к гражданско-правовому статусу публично-правовых образований по общему правилу п. 2 ст. 124 ГК РФ применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданско-правовых отношениях). Органы юридического лица в соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ во всех случаях представляют лишь часть юридического лица, не имеющую самостоятельной правосубъектности, а поэтому взаимоотношения такого органа со своим юридическим лицом не могут строиться на началах представительства, как это имеет место в некоторых зарубежных правопорядках. Органы местного самоуправления в ряде случаев также не наделяются гражданской правосубъектностью, несмотря на свой управленческий статус, ибо выполнение их функций не требует непосредственного участия в гражданско-правовых имущественных отношениях.
Существующая двухуровневая структура муниципального субъекта гражданских правоотношений (местная администрация и комитеты как учреждения) должна быть заменена одноуровневой (местная администрация - учреждение). Это позволит оптимизировать решение вопросов местного значения по реализации правомочий муниципального собственника. Существующую в Законе о местном самоуправлении и муниципальном нормотворчестве конструкцию «орган муниципальной власти с правами юридического лица» следует исключить из них как противоречащую ГК РФ.
С учетом вышеизложенной позиции о невозможности нахождения в государственной или муниципальной собственности большинства видов природных ресурсов (воздух, вода, животный мир и т.д.) мы предлагаем изменить редакцию п. 2 ст. 214 ГК РФ, изложив ее следующим образом:
«2. Земельные участки, не находящиеся в частной либо государственной собственности, являются муниципальной собственностью».
Учитывая сложившиеся ныне бесправное имущественное положение и нищенское состояние абсолютного большинства субъектов местного самоуправления, а также произвол, проявляемый многими субъектами Российской Федерации в отношении регулирования доходов и расходов местного самоуправления, было бы целесообразно издание специального Закона Российской Федерации по вопросам формирования и использования права муниципальной собственности, в том числе, в части таких специфических для местного самоуправления объектов собственности как земля, её недра, водные и лесные объекты.
Список используемой литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
- Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002г. № 138-ФЗ (ред. от 27.12.2018) //СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.06.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
- Постановление ФАС ВСО от 21.12.2010 по делу № А33-19706/2009 // СПС «Консультант Плюс».
- Постановление ФАС СЗО от 3 октября 2008 г. по делу № А21-6127/2007 // СПС «КонсультантПлюс».
- Алексеев С.С. и др. Гражданское право в вопросах и ответах. 2-е изд., перераб. и доп.: учеб. пособие (под ред. Алексеева С.С.). - М.: «Проспект; Екатеринбург: Институт частного права», 2009 // СПС «Консультант Плюс».
- Алексеев В.А. Недвижимое имущество: правовой режим и государственная регистрация прав: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2008. - С. 11.
- Бачило И.Л. О методологии и юридической технике законотворчества // Государство и право. - 2006. - № 6. - С. 14-22.
- Берг О.В. Об участии органов местного самоуправления в гражданских правоотношениях // Государственная власть и местное самоуправление. - 2001. - № 2.
- Бондарь С.Н. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. - М.: Норма, 2008. - 592 с.
- Глазков Е.Л. Муниципальная собственность как комплексный правовой институт // Закон и право. - 2007. - № 8. - С. 84.
- Жабреев М.В. Публичные образования и их органы: гражданско-правовой статус и участие в гражданских правоотношениях // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. - М., 2001. - С. 177.
- Законотворчество в Российской Федерации (научно-практическое и учебное пособие) / Под ред. А.С. Пиголкина. – М., 2000. –608 с.
- Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М., 2000. – 272 с.
- Игнатенко В.В. Региональное правотворчество и законодательство. Основные понятия и термины. Иркутск., 1996. – 79 с.
- Исмагилова Я.Ф. Правотворчество субъектов Федерации / Автореф. дисс. канд. юр. наук. Екатеринбург. 2004. – 25 с.
- Каменская Е.В. Региональное правотворчество: вопросы теории и практики // Актуальные проблемы совершенствования российского законодательства на современном этапе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (4 – 5 ноября 2003 года): Сборник. - М., 2004. - С. 79-80.
- Керимов Д.А. Законодательная техника. Научно-методическое и учебное пособие. - М., 2000. - С. 9.
- Кийко А.Ю. Участие Российской Федерации и ее субъектов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством: Учеб. пособие. Уфа, 2003. - С. 13.
- Колмакова Н.Н. Муниципальное образование как субъект гражданских правоотношений. Волгоград, -2007. - С. 9.
- Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. - М., 2005. - С. 4.
- Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации // Вестник ВАС РФ. - 2009. - № 11.
- Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб., 2004. - С.10-24.
- Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. - М., 2008. -С. 7-33.
- Морозова Л.А. Теория государства и права. - М., 2007. - С. 11-49.
- Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник. - М.: Маркет ДС, 2006. - .640 с.
- Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства - М., 2004 г. - С.4-16.
- Попов Д.И. Правоотношения общей долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации. Самара, 2003. - С. 7.
- Постовой Н.В. Понятие и основы осуществления управления муниципальной собственностью // Управление муниципальным образованием: организационно-правовой и финансово-экономический аспекты. - М.: Юриспруденция, 2011. - С. 63, 64.
- Правдин Д.Г. Правовое регулирование взаимодействия представительного и исполнительно-распорядительного органов в муниципальном образовании в Российской Федерации. - М.: ДМК Пресс, 2012.
- Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 1999. -С. 136-198.
- Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации. Научно-методическое пособие / Отв. ред. А.С. Пиголкин. - М., 1998. – 272 с.
- Пятков Д.В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях: на примере разграничения публичной собственности. - СПб., 2003. - С. 58 - 59.
- Результаты опроса практикующих юристов по совершенствованию законодательства о юридических лицах // Российское право: образование, практика, наука. - 2010. - № 4. - С.56.
- Рыбаков В.А., Рыбаков В.В. Конституция Российской Федерации о формах собственности // Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития (к 10-летию Конституции России): Международная научно-практическая конференция (1 - 3 октября 2003 г.). В 3 ч. / Под ред. А.И. Демидова, В.Т. Кабышева. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2003. Ч. 1. - С. 170 - 171.
- Система муниципального управления / Под ред. В.Б. Зотова // Справочная правовая система «Гарант». Версия от 21 февраля 2009 г.
- Смородинов М.В. Особенности гражданской правосубъектности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. - С. 7.
- Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. - М. 2006. -С. 1-43.
- Тысенко Е.О. Органы государственной и муниципальной власти как юридические лица публичного права // Аграрное и земельное право. - 2009. - № 4. - С. 38.
- Хорев А.А. О субъектах права муниципальной собственности // Юридический мир. - 2003. - № 6. - С. 4.
- Цирин А.М. Субъекты права муниципальной собственности в Российской Федерации // Современное право. - 2006. - № 7. - С. 82.