Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Правовое положение органов местного самоуправления как субъектов гражданских правоотношений
2.Правовое регулирование отдельных полномочий органов местного самоуправления
2.1. Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью
2.2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению земельными участками
Тем не менее в ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ, определяющей органы местного самоуправления как юридические лица, установлено, что от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут главы местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Получается, что значительная степень свободы муниципального образования. Аналогично позиция обеспечивает условия для непосредственного создания самостоятельных микроструктурных подразделений с правами юридического лица, и в рамках местной администрации. Полномочия руководителей этих подразделений, конечно связаны с управлением муниципальной собственностью, обеспечением муниципального заказа, с непосредственным исполнением бюджетных ассигнований и т.д. Наделение правами юридического лица органов, входящих в состав другого юридического лица, уже обоснованно не является бесспорным.
Вместо наделения правами юридического лица, что подчеркивает их «особенность», они становятся юридическими лицами, включенными в юридический реестр. Публичный характер их деятельности при этом не учитывается.
Встает вопрос о том, что необходимость уплаты определенных законодательством налогов: на средства, получаемые муниципальными образованиями непосредственно от договоров аренды, а также продажи объектов муниципальной собственности, на имущество юридических лиц и т.д. Уплата налогов публично-правовыми образованиями на общих с другими юридическими лицами основаниях сама по себе является некорректной (спорной).
Все же в Российской Федерации есть факт того что, когда налоговые инспекции требуют от органов местного самоуправления, поставленных на учет в результате их регистрации в виде юридических лиц, уплаты соответствующих налогов.
Немаловажные трудности связаны также с непосредственными вопросами управления муниципальной собственностью, а также участия в предпринимательской деятельности и ответственностью муниципальных органов.
Организационно-правовой статус органов муниципального образования как некоммерческих организаций (учреждений) допускает совмещение функций органов публичной власти с функциями хозяйствующих субъектов. Есть мнение, что в этом случае предпринимательство носит принужденный и необходимый характер, чтобы иметь минимальную выгоду.
Под вынужденным характером понимается несвойственная муниципальному образованию деятельность, которая ограничена непосредственно во времени. Муниципальные образования и органы - не просто обособленная разновидность самостоятельных организационно-правовых форм как юридических лиц. От других юридических лиц их отличают конкретными признаками, уникальность которых в наше современное время или вовсе не учитывается, или учитывается хаотично и противоречиво.
Соответственно муниципальное образование — населённая территория, на которой осуществляется местное самоуправление, то есть решаются преимущественно вопросы местного значения.
Местное самоуправление на населённой территории осуществляется непосредственно населением и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения
Подводя итог, следует отметить, что проблема, как нам видится, заключается в меньшей степени в определении субъекта права муниципальной собственности и значительно более - в соотношении прав муниципального образования как собственника муниципального имущества с правами органов местного самоуправления, предприятий и учреждений на то имущество, что закреплено за ними муниципальным образованием.
1.2. Проблемы правового положения органов местного самоуправления как субъектов гражданских правоотношений
Вопрос участия органов публичной власти (органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления) в гражданско-правовых отношениях является дискуссионным.
Понятие «муниципальное образование» связано с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 г. Выявляя субъекты гражданских правоотношений, ГК РФ определяет физических и юридических лиц, а также особых субъектов, наделенных правом на участие в гражданских правоотношениях. К особым субъектам отнесены Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (ч. 1 ст. 2; ст. 124 ГК РФ). Очень важно то, что особые субъекты не отождествлены с юридическими лицами, они выведены из общего ряда субъектов, но могут участвовать в гражданских правоотношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.[16]
Проблемы участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях показывает Решение Арбитражный суд Красноярского края от 13 марта 2014 г. по делу № А33-16100/2013 Определением от 05.12.2013г. суд признал необходимым привлечь в качестве заинтересованных лиц – общество с ограниченной ответственностью «Гедеон» и Российскую Федерацию в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, в связи с чем, было вынесено определение об отложении судебного разбирательства на 16.01.2014г. Согласно ч. 1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане , организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Департамент является самостоятельным юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные нрава, несет соответствующие обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
Органы публичного образования - участники гражданских правоотношений, в свою очередь, подразделяются в своих мнениях на несколько групп. По мнению представителей первой группы, органы публичного образования с момента их создания автоматически приобретают статус юридического лица и становятся участниками гражданских правоотношений. Вторые считают, что органы публичного образования с момента их образования автоматически, в силу закона или иного правового акта, определяющего статус данного органа, приобретают статус юридического лица и становятся участниками гражданских правоотношений. Третьи указывают на необходимость соблюдения регистрационной процедуры образования юридических лиц, предусмотренной ГК РФ.[17] Последняя позиция является наиболее предпочтительной в свете законодательства о регистрации юридических лиц.
Согласно ст.124 Гражданского кодекса Российской Федерации государство (далее - ГК РФ) - Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования являются субъектами гражданского права и участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных началах с физическими и юридическими лицами. Такое участие подчиняется правилам, установленным для юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов, причем от имени государства и муниципальных образований действуют соответственно государственные и муниципальные органы. Уникальность гражданско-правового статуса государства, неприменимость к государству понятия юридического лица были признаны советскими исследователями и поддержаны в российской доктрине. Позиция Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой публично-правовые образования обладают специальной правоспособностью, подчеркивает особое правовое положение государства и муниципальных образований как субъектов гражданского права. В отличие от общей правоспособности коммерческих организаций, правоспособность государства должна соответствовать его публично-правовой природе. Этот принцип выражен, например, в следующих законодательных положениях: публично-правовые образования вправе обязываться по векселю только в случаях, предусмотренных федеральным законом; государство и муниципальные образования, а также их органы не могут быть доверительными управляющими; государственные и муниципальные образования не вправе участвовать в хозяйственных обществах и товариществах на вере, если иное не установлено законом Законодательно не предусмотрено случаев непосредственного участия в гражданских отношениях от имени Российской Федерации и ее субъектов высших органов государственной власти - Президента РФ, Федерального Собрания. С этим следует согласиться, поскольку подобные правомочия прямо предусмотрены лишь на местном уровне. Так, согласно п. 1 ст. 41 Федерального закона от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
Представляется, что наделение публично-правовых образований в лице соответствующих государственных или муниципальных органов и учреждений гражданско-правовым статусом означает сосуществование на территории одного муниципального образования местной администрации (городской думы) как органа публичной власти и учреждения (юридического лица), участвующего в гражданском обороте. При этом оба указанных статуса (публичный и частный) находятся в диалектическом единстве.[18]
Следует поддержать сделанный в юридической науке вывод о том, что статус государственных органов как юридических лиц «не сводим к статусу учреждений как некоммерческих организаций и обладает рядом особенностей, из чего вытекает необходимость выделения их в самостоятельную организационно-правовую форму юридического лица - некоммерческую организацию, именуемую «публичное учреждение».
В праве европейских стран в настоящее время характерными чертами публичного учреждения как публично-правового образования являются три элемента: 1) признаки юридического лица в гражданско-правовом смысле; 2) прохождение сотрудниками организации особой публичной службы (государственной гражданской, военной или муниципальной), т.е. служение общественным интересам; 3) особое социально значимое предназначение.[19]
Вышеуказанные теоретические дискуссии имеют самое прямое отношение к теме нашего исследования, поскольку данные концепции в разном объеме отразились в уставах муниципальных образований, определяя гражданскую и земельную правосубъектность муниципальных образований и соответствующих органов местного самоуправления. Так, согласно ст. 38 Устава города-героя Волгограда (принят Постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29 июня 2005 г. № 20/362 «О новой редакции Устава города-героя Волгограда» (в редакции Постановления Волгоградского горсовета народных депутатов от 22 февраля 2006 г. № 28/565 с изменениями от 8 ноября 2006 г.)), администрация Волгограда является юридическим лицом и состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений - органов администрации Волгограда, регистрация которых в качестве юридических лиц осуществляется на основании решения городской Думы об утверждении соответствующего подразделения.
Согласно п. 6 ст. 23 Устава, городская Дума обладает правами юридического лица, имеет печать, штамп, бланк с соответствующей символикой, счета в банковских и кредитных учреждениях. Правами юридических лиц обладают Контрольно-счетная палата Волгограда (ст. 40) и избирательная комиссия Волгограда (ст. 41). В десятках других муниципальных образований приняты аналогичные уставы с похожими формулировками. Отличия могут касаться лишь деталей: избирательная комиссия может не являться юридическим лицом; контрольно-счетная палата может быть четко признана юридическим лицом (а не наделена «правами юридического лица»); администрация района может быть наделена «правами юридического лица» и т.д.
Представляется, что наделение местной администрации и ряда ее структурных подразделений статусом юридического лица означает, что они являются муниципальными учреждениями, образуемыми для участия от имени муниципального образования в гражданском обороте, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Таким образом, существуют органы публичной власти и одноименные учреждения, непосредственно участвующие в гражданском обороте. При этом данные учреждения являются юридическими лицами, приобретая данный статус не автоматически, а посредством государственной регистрации, порядок проведения которой определен федеральным законом.
Это показывает пример Арбитражного суда Красноярского края (АС Красноярского края) от 14 марта 2019 г. по делу № А33-21667/2018 установил к обществу с ограниченной ответственностью «СтройИнвест» об исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Администрация поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «СтройИнвест» (далее – ответчик) о признании незаконными и отмене разрешений на ввод объектов в эксплуатацию: об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений об объектах недвижимости:
01.06.2016 администрацией Емельяновского района и администрацией поселка Емельяново заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий поселения в области градостроительной деятельности муниципальному району. Согласно пп.1 ч. 1 п. 1 соглашения, Поселение передает Району, а Район принимает у Поселения осуществление полномочий по реализации вопросов местного значения Поселения области градостроительной деятельности, предусмотренных ФЗ №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Градостроительным кодексом РФ, а именно: подготовка и выдача разрешений на строительство, разрешение на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории Поселения. Таким образом, администрация поселка Емельяново не имеет полномочий по подготовке и выдачи разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства... расположенных на территории Поселения, и как следствие, не может отменить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 18.07.2013 года №КУ24511101-20 и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 18.07.2013 года №К1124511101-22.