Файл: Теории возникновения государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Что такое государство и в чем оно заключается? Государство, если подумать, большой механизм существования людей в социуме. У него есть свои законы, валюта, независимость от других стран, своя форма правления. В первую очередь государство служит на благо своего народа. Взамен частичной отдачи прав и власти народа государству, оно оберегает людей, живущих в нем, заботится и всячески поддерживает.

Но вот как государство появилось, такой же сложный вопрос, как и появление Вселенной. Естественно, к данному вопросу неоднократно подходили и подходят с научной точки зрения. Вследствие чего появилось множество теорий возникновения государства. У которых были свои сторонники и критики, но каждая из которых имеет место быть.

В данной курсовой работе я опиралась на множество интернет — ресурсов. Ведь тот факт, что интернет является наибольшим скоплением информации оспорить невозможно. Информация из источников, на которые была опора при написании курсовой работы была проверена не один раз, поэтому в достоверности той информации, которая была использована для написания работы я не сомневаюсь.

Глава 1. - Определение государства

Государство - Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры. ( Толковый словарь русского языка С.И. Ожигова )

1.1. Сущность и функции государства

Сущность - главное в предмете. То, что определяет его развитие, функционирование, цели и задачи. Любое государство занимается Общественными делами, защищает общественные интересы - борьба с преступностью, эпидемиями, стихийными бедствиями и т.п.

Главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Сущность государства показывает, каков характер этой власти, какова её организация власти, в чьих руках находится государственная власть, чьи интересы эта власть преследует, следовательно, интерес каких социальных групп эта власть реализует. Иными словами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Государство так или иначе основывается на социальной власти. А основой любой социальной власти является социальная воля, т.е. стремление членов власти или отдельных субъектов достичь целей, удовлетворяющих и подразумевающих их потребности. Социальной властью может быть необязательно больше количество людей. Это может быть и малая группа отдельных субъектов. Теория Карла Маркса доказывает, что политическая власть принадлежит классу людей экономически выше поставленных и исходит именно из его интересов. При этом социальная власть переходит именно к такому классу людей, а любая попытка субъектов с более низким социальным или экономическим статусом взять власть в свои руки в короткое время подавляется.


Сущность государства определяют его функции, влияние на социальную и политическую сферу, взаимоотношение государства и его граждан.

Функции государства - это основные направления деятельности государства по реализации задач, стоящих перед ним.

Функции государства делятся на внутренние и внешние. Первые направленны соответственно на внутреннее существование государства. Внешние - направлены на сосуществование государства с территориальными соседями, межгосударственные отношения и отношения государства и мира в целом.

К внутренним функциям государства относятся:

Правовая функция - обеспечивает правопорядок, устанавливает правовые норы, регулирующие отношения в обществе и отдельное поведение каждого из граждан. Так же данная функция обеспечивает их охрану прав и свобод.

Политическая функция - обеспечивает политическую устойчивость, выработку основных целей и задач развития общества.

Организаторская функция - включает в себя организацию порядка всей деятельности власти, осуществление контроля за исполнением законов, регулирование деятельности всей политической системы и ее отдельных субъектов.

Экономическая функция - организация, направление, контроль и регулировка экономических процессов с помощью экономических рычагов влияния. ( Налоги, санкции и т.п. )

Социальная функция - обеспечивает общие отношения граждан, взаимодействие тех или иных слоёв общества, защиту интересов тех категорий граждан, которые не могут самостоятельно в силу некоторых обстоятельств обеспечить себе достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети). Данная функция так же поддерживает здравоохранение, обеспечение тех или иных государственных органов, предприятий, направленных на улучшение существования граждан в государстве.

Экологическая функция - Обеспечивает человеку здоровую среду обитания.

Культурная функция - консолидация нации, развитие национального самосознания; содействие развитию самобытности всех коренных народов и национальных-меньшинств; организация образования; содействие развитию культуры, науки.

К внешним функциям государства относятся:

Оборона страны (а в мирное время – поддержание на должном уровне ее обороноспособности);

Обеспечение мира и международной безопасности(основным инструментом в этом остается ООН и ее Совет Безопасности)

Функция международного сотрудничества по самым разным вопросам.

Кроме того, в качестве не только внутренних, но и внешних функций можно понимать и экологическую, экономическую функции и функцию защиты прав человека.


Внутренние и внешние функции государства изменяются на разных ступенях формирования государства. К примеру, в период буржуазного государства экономическая функция не отличалась прогрессивным и сильным развитием. С середины XIX века, в XX веке в странах Западной Европы и Северной Америки экономическая функция достаточно сильно поднялась и по важности, и по объему развития.

Экономика государства напрямую зависит как от внешних факторов ( в наше вовремя курс валюты, межгосударственные отношения и прочее ), так и от внутренних ( здесь — население страны, а именно налоги, выплачиваемые гражданами от их дохода и имущества ). В следствие этого государство направленно на социально-экономическую политику «полной занятости» населения и предупреждения экономических кризисов. В данное время увеличивается воздействие на частный сектор, а именно деятельность человека, с помощью разнообразных способов управления и контроля рыночных и оптовых цен, налогов, экспорта, импорта, контроля кредитной политики и кредитных организаций и т. п.

Но это не означает, что государство препятствует развитию частного сектора в экономике и не обеспечивает достойные условия для его развития.

Здесь в силу уже вступают не только экономические функции государства, но и социальные. Так как каждый гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность, и имеет право осуществлять ее как индивидуальны предприниматель или как общество с ограниченной ответственностью и пр. , то государство должно обеспечить достойное существование организаций, не препятствовать предпринимательской деятельности. Данное осуществление трудовой деятельности так же приносит государству доход в виде налога, соответственно поддерживает экономику и оборот денежных средств.

Если существуют функции государства, соответственно должны существовать и рычаги осуществления данных функций государством. В следствие этого различают несколько методов осуществления функций государства.

Методы осуществления функций государства - это способы и приемы, с помощью которых органы государственной власти реализуют функции государства.

К методам осуществления функций государства относятся:

1. Метод регулирования нормативными правовыми актами - процесс целенаправленного воздействия государства на общество при помощи юридических рычагов, которые направлены на нормализацию и регулирование общественных отношений

2.Метод принуждения - дополнительный метод деятельности государства. Он используется тогда, когда средства убеждения не показывают должный результат.


3. Метод компромисса - Соглашение на основе взаимных уступок между государством и гражданами или между несколькими государствами.

4. Метод контроля и надзора - это постоянный способ наблюдения, анализа и проверки деятельности граждан с периодической корректировкой поведения или деятельности при обнаружении отклонений от принятых норм.

5. метод пропагандистского влияния на общество — один из самых эффективных методов. Пропаганда может идти из любых социальных источников: теле и радио вещание, газеты, журналы, интернет, государственные каналы в развитых популярных социальных сетях. Чем она качественнее, чем ее больше, тем скорее наступление положительного результата, на который нацелена пропаганда.

1.2 Признаки государства

Помимо того, что каждое государство выполняет свои функции, направленние на внутренние и внешние сферы, оно еще имеет и признаки, определяющее его, именно как государство.

Выделяют следующие признаки государства:

1. Территория - Государство - это политико-территориальная организация общества. Государственная территория - это территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, устанавливается и закрепляется в соответствии с историческими реалиями, международными соглашениями. Государственная территория - это не только объявленная каким-то государственным образованием территория, а признанная в международном порядке территория определенного государства. Эта территория имеет официально признанную границу, которая обозначена и охраняется. На этой территории живут в основном граждане этого государства, что не характерно при определении административной территории.

2. Публичная власть - Государство тем, что оно представляет собой публичную власть, которая содержится за счет налогообложения населения. Государство как публичная власть является учрежденной публичная власть олицетворяет собой все общество, так же она является особым органом управления обществом, состоит из особых организаций и учреждений.

3. Население - С точки зрения государственного права, население (или народ) есть совокупность людей, живущих в пределах государственной территории и объединенных подчинением государственной власти.

4. Суверенитет государства - это политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти внутри и вне границ страны и состоящее в праве государства самостоятельно, свободно решать свои дела. Составной частью суверенитета государства является его территориальное верховенство, то есть целостность его территории охраняется определенными законами о государственной границе и в рамках этой границы обеспечивается верховенство его права, его законов, решения его юрисдикционных органов.


5. Законодательство — неотъемлемая часть государства. Только государство имеет право издавать законы, являющиеся обязательными для всего его населения.

6. Право на легальное насилие — Только государство обладает возможностью лишать граждан высших ценностей, таких, как жизнь и свобода.

7. Сбор налогов - Для государства это основная доходная часть бюджета, необходимого для проведения государственной политики и содержания государственного аппарата, государственных служащих – людей, не производящих материальных ценностей, а занятых управленческой деятельностью.

1.3. Роль государства в общественной и политической сферах

В общественной сфере.

Развитие гражданского общества и правового государства прошло долгий и еще незаконченный путь. Он характеризуется переходом от диктатуры, как экономической, так и политической к демократии и развитию свобод личности. При этом данные переходы характеризуются резкими скачками и достаточно длительными застоями, иногда даже регрессами. Говоря о разделении гражданского общества и государства, следует подчеркнуть, что полной независимости человека и гражданского общества от государства не было, нет и не будет. Именно государство регулирует общественные отношения, рычагом регулировки которого становится право. Общество так или иначе нуждается в законодательстве, в праве. В урегулировании общественного поведения, принятии права, порядка, ряда законов. Саморегулирование в обществе существовать не может, по той причине, что право, власть и закон должны быть едины для всех. Ведь не зря говорят, что анархия — мать порядка.

При этом и государство не может существовать без граждан. Без общества, которое его населяет. Государство так же зависимо от общества, как и общество от государства. Именно за счет населения государство существует экономически. Может обороняться в случае нападения другого государства, может развиваться и в принципе существовать. Не стоит забывать, что население является признаком государства, что было упомянуто выше.

Государство выполняет как бы сервисную роль по отношению к обществу. Оно создает и обеспечивает условия для нормального существования, стабильного развития и функционирования общества. Гражданское общество так же способно оказывать свое влияние на государство, как и государство оказывает влияние на гражданское общество. Народ может влиять на функционирование государства и власти через своих представителей — депутатов, которых народ сам избирает в законодательные органы, органы местного самоуправления.