Файл: Теории возникновения государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Инцестная теория

Инцестную (половую) теорию возникновения государства основал французский исследователь общественных явлений Клод Леви-Стросс. Он утверждал, что запрет на межкровное смешение крови (инцест) стал одним из основных факторов, который дал человечеству толчок к развитию и возможность пойти по пути социального прогресса, что привело к той форме организации власти, которая носит название «государство»

Запрет, препятствие на близкородственные отношения между людьми требовали конкретной организации человеческих отношений. Следовательно, выделялась определенная группа людей, следящих за тем, чтобы данный запрет нарушен не был. Именно это группа людей стала прообразом власти, а вся социальная группа - подобием государства, где есть закон ( на запрет межродственных отношений ) и есть представитель так называемой власти, следящей за исполнением данного закона.

Приведу высказывание одного из сторонников этой теории Л. Васильева: "Отказ от права на женщину своей группы создал условия для своего рода социального контракта с соседней группой на основе принципа эквивалента и тем самым заложил фундамент для системы постоянных коммуникаций: обмен женщинами, имуществом или пищей (дарами), словами-знаками, символами и составил структурную основу культуры с ее ритуалами (в первую очередь брачными), нормами, правилами, запретами-табу и прочими социальными регуляторами".

Изначально «органы управления» такой социальной группой людей поддерживали запрет инцеста посредством пресечения внутриродового кровосмешения с помощью насильственных мер. В последующем времени данная группа людей, представляющая собой начальный этап власти, стала выполнять и другие функции, необходимые для поддержания общественного порядка и стабильности. В следствие этого начало происходить формирование государственной структуры, упорядоченности управления и т.п.

Однако есть ряд моментов, которые упускают или сознательно игнорируют сторонники инцестной теории, объясняя процесс происхождения государства. Прежде всего не принимается во внимание момент, что не только в особенностях воспроизводства человека заключен прогресс человечества в целом. Мы знаем, что у многих популяций животных половые отношения носят тоже очень сложный характер, и тем не менее это им не позволило вырваться из царства животных. Переход общества от присвоения средств для жизни к их производству или переход общества от собирательства к производящей экономике - вот тот рубеж, который отделяет его от мира животных. Итак, не только, а может быть, и ни сколько воспроизводство самого человека приводит к возникновению государства, хотя это ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов и даже просто недооценивать. Появление у человека рефлексии, т.е. способности сосредоточиться на самом себе, осознать себя и свои действия (или иначе возникновение способности мыслить) дало ему возможность заняться производством продуктов, необходимых для существования.


Вызывает сомнение и утверждение А.П. Бутенко о том, что переход общества к запрещению инцеста был сознательным. Вряд ли люди представляли себе всю цепочку негативного действия кровосмешения. Даже в наши дни в странах, страдающих из-за переизбытка населения, агитация и пропаганда малодетных семей, сопровождающаяся убедительными аргументами на этот счет и пониманием населения необходимости воздерживаться от многодетности, не могут предотвратить избыточный рост населения, например в Индии.

Подводя итоговую черту между расовой теорией и инцестной можно сказать, что они не имеют такого явного сходства, как психологическая и патриархальная. Расовая теория основана на образовании государства вследствие превосходства одной расы над другой, вследствие чего «слабая» должна была подчиниться, отсюда и возникали органы власти и само государство. Теория инцестная же берет начало свое гораздо глубже, чем расовая и предполагает ограничение социума в половых связях, а именно запрете кровосмешения, вследствие чего выделялись соответствующие «органы» , которые следили за четким исполнением закона. Плюсом к этому данный запрет давал толчок обществу развиваться, что в общей сложности и привело к образованию государства, где представителями власти были именно те люди, которые следили за тем, чтобы закон о запрете кровосмешения не был нарушен. Исходя из этого можно утверждать, что обе теории не имеют между собой ярких общих черт. Каждая из них имеет место быть, хотя теория расовая, на мой взгляд, имеет большее место быть, т.к. эта теория находит свою реализацию и подтверждение во всем известных событиях Второй мировой войны и политике Адольфа Гитлера.

2.4 Марскистская теория и патримониальная теория

Марксистская теория

Данная теория обрела свое начало во второй половине двадцатого столетия и нашла свое теоретическое воплощение в трудах Фридриха Энгельса. Особенно полно она излагаетя в его работе под названием «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельс писал, что государство появилось вследствие возникновения классового неравенства, которое требует регулировки. Таким образом государство являлось защитником прав частной собственности именно господствующего класса. Оно служило «щитом», чтобы не допустить межклассовых столкновений, которые потом могли бы привести к печальным последствиям или для обоих классов, или для одного из них.


С появлением частной собственности появляется и эксплуататорский труд, после которого возникает уже наемный. Для того, чтобы следить за неприкосновенностью частной собственности и контролировать общественные отношения, создавались принудительные органы власти : армия, суды, тюрьмы , полиция и т.п. Этой системой контроля заведовало, соответственно, государство.

Энгельс и другие представители данной теории предполагали, что государство является временным явлением в развитии общества. Рано или поздно оно прекратит свое существование, так как исчезнут классовые границы. Эту же теорию активно развивал В.И. Ленин, который считал, что неравенство в обществе можно было изменить лишь прибегнув к радикальным мерам – революции.

Энгельс также указывал на следующие закономерности образования государства:

1 – Разделение труда, в результате которого земледелие, скотоводство, ремесло, торговля стали самостоятельными направлениями хозяйственной деятельности.

2 – Переход общества от кочевого образа жизни к оседлому.

3 – Снижение роли социальной общины в организации общественной жизни и общественного порядка.

4 – Возникновение семьи и соседской общины как основных социальных единиц общества.

5 - Возникновение частной собственности

6 - Разделение общества на классы

7 – Создание господствующим классом государства, как способ угнетения, управления и политического насилия над классом более низким.

Помимо разделения труда, второй отличительной чертой государства по теории марксистской является появление публичной власти. Она состоит не только из вооруженных людей, но и из учреждений, которые ранее были неизвестны родовому обществу и появились лишь с его развитием.

При этом предоставляемые гражданам права соразмеряли с их имущественным положением, из чего следовало, что государство служило защитой имущего класса от неимущего.

И ели наивысшая ступень развития государства – демократическая республика, не признает разделения людей по их богатству, то данная теория признает обратно пропорциональное.

Патримониальная теория

Наиболее ярким представителем патримониальной теории происхождения государства считается К.Л. Галлер. Он утверждал, что государство, как и земля, является личной собственностью его правителя. Эта теория объясняет происхождение государства, как владение частной земельной собственностью.

Такие государственные правители являются управляющими государством в силу своего «исконного» права на собственность.


В какой-то степени теория оправдывает себя. Ведь фактически правитель государства пользуется и распоряжается его ресурсами, управляет подданными, которые являются «арендаторами» земли ( платят различные налоги и пошлины в том числе и за пользование землей ), и владеет соответственно государством.

Не стоит так же забывать о том, что согласно теории, подобные правители господствуют над территорией в силу своего "исконного" права на собственность. Отсюда можно взять в пример любое государство, где власть передавалась по наследству. Наследник, будущий правитель, уже являлся владельцем государства, лицом, которое это владение унаследует только потому, что обладает этим правом наследования, передающегося исконно из поколения в поколение в правящей династии.

Сравнивая теорию марксистскую и теорию патримониальную можно утверждать, что обе теории имеют характерную яркую общую черту – владение государством вследствие «исключительности» правителя. И если в одной это было высокое классовое положение, то во второй это было «исконное» владение землей. Так же было и разделение социума. В марксистской теории разделение было более явным, с более яркими, четкими границами. В теории патримониальной так же как и в марксистской также есть разделение социума, основываясь на том факте, что правительство представитель правительства является владельцем государства только потому, что так было заведено, потому, что это его «исконное» место.

Вывод к главе 2

Подводя итоги к главе 2 можно сказать, что каждая из вышеприведенных теорий имеет место быть. Каждая из них развивалась в определенное время и имела своих сторонников. Всех их объединяет тот факт, что государство образовывалось вследствие того, что человек есть существо социальное. Которому свойственно подчинять и подчиняться. И каким бы образом государство ни было образовано, все сводится к тому, что люди по своей воле или нет, но объединялись в один большой социальный коллектив, в котором в последующем появлялись органы власти для контроля этого же коллектива.

Заключение

Государство — некий способ организации сосуществования людей в едином обществе со своей публичной и политической властью, которая едина для всего прочее. Является официальным представителем своего народа, опорой которому становятся средства и меры принуждения. Государство обладает внутренней структурой, имеет свои социальные органы и рычаги для реализации своих полномочий и потребностей. Государство имеет свою форму правления и свой режим.