Файл: Теории возникновения государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так же граждане могут влиять на исполнительную власть с помощью организации профсоюзов, через массовые митинги и забастовки, через общественные письма, теле и радиовещание и тому подобное.

При этом не каждый народ в состоянии основать собственное государство. Для этого нужна достаточно большая численность народа, так как без людских резервов не будет возможности создать социальное богатство. Нельзя будет организовать органы самоуправления и упорядочить порядок существования народа, как отдельного социума. Также нельзя будет обеспечить и безопасность территории государства, соответственно такая страна долго не просуществует. В дополнение можно сказать. Что государство, вновь ссылаясь на признаки такового, должно иметь свою территорию и суверенитет. Соответственно, даже при желании нескольких людей стать независимыми от государства и организовать свое отдельное самоуправляемое государство, это едва осуществимо.

Граждане, которым не нравится то или иное обстоятельство в государстве, те или иные законы, устои рычаги управления обществом, налоги и тому подобное, обычно меняют страну проживания, стараясь улучшить качество собственной жизни.

Как было уже сказано выше, государство также оказывает больше влияние на общество и все процессы, протекающие в нем. Государство выполняет управленческие функции, регулирует все, что происходит внутри него, оно же может диктовать, навязывать, устанавливать идеологию ( если это тоталитарное государство, например, где вся власть проявляется в жесточайшей политике ).

При этом, так как каждое государство является суверенным, при сравнении нескольких можно будет обнаружить между ними черты как схожие, так и явные отличия. Каждое государство так же отличается по развитию. Не только экономическому и политическому, не только по техническому прогрессу, но и по социальному развитию. Дабы именно государство может подталкивать общество на развитие или же наоборот, тормозить, приостанавливать развитие общества в своих интересах. Т.к. каждое общество в государстве стремится к демократии. Что может быть невыгодно государственным органам власти, развитие общества может притормаживаться с целью собственной выгоды для государства, как для отдельных субъектов власти.

В политической сфере.

Понятия «государство» и «политическая система общества» являются частями одного целого. Государство содержит в себе большое множество политических интересов, регулирует политическую жизнь.


Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как:

1)выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; 2)

3)является единственным носителем суверенитета;

4)содержит специальный аппарат (публичную власть), предназначенный для управления обществом;

5)имеет «силовые» структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);

6)владеет, как правило, монополией на законотворчество;

располагает специфическим набором материальных ценностей (государственной собственностью, бюджетом, валютой и т.д.).

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Структура механизма государства включает в себя государственные органы, государственные учреждения и предприятия, государственных служащих, организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

У каждого государства существует своя политическая система.

В науке выделяют два вида политического режима:

1. Демократический

2. Антидемократический

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

1. выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;

2. разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;

3. гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;

4. равноправие - все имеют равные гражданские и политические

права и свободы, а также гарантии их зашиты;

5. плюрализм— господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;

6. согласие-политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократию классифицируют на прямую и представительную. Прямая демократия направленна непосредственно на принятие решений всеми гражданами государства, которые имеют право голоса. Данный вид демократии существовал некогда в Афинах или в древнем Новгороде. Люди собирались на площади и принимали общее решение по каждой проблеме, стоящей на повестке дня. В нынешнее время прямая демократия проявляется в виде референдума — общенародного голосования по проектам будущих законов и вопросами государственного значения. Именно таким образом была принята нынешняя Конституция Российской Федерации.


В государствах с довольно обширной территорией прямую демократию очень сложно реализовать. В следствие этого государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Данный вид демократии имеет определение представительной демократии, так как выборный орган представляет избравший его народ.

Следовательно, касательно политики государства по отношению к своему же устройству, демократический режим — режим, в котором власть является свободно выражающим себя большинством.

И если демократический режим власти обладает такими признаками как

народный суверенитет ( главным представителем власти является народ ), свободные выборы ( свобода выдвижение политических кандидатур, как знак свободы политических партий в государстве, свободу избирательного права ), господство большинства над меньшинством, при этом не ущемляя права ни тех, ни других, регулируя их в равной степени и не ущемляя права меньших, несколько ветвей власти и равность закона для каждого из субъектов государства. То должны существовать и обратные режими власти. Антидемократические.

К антидемократическим режимам власти можно отнести авторитарный и тоталитарный режим.

Авторитарный режим - характеризуется сосредоточением власти в руках отдельного человека или группы людей. Данный режим считатется диктаторским. Но в неполитических сферах ( экономика, культура или частная жизнь ) автономия личности и относительная свобода сохраняются.

В авторитарном государстве власть характеризуется неограниченной силой. Данный режим может позволить себе любые действия по отношению к гражданам, чтобы добиться от них повиновения. Еще одним характерным признаком авторитарного режима является монополизация власти и политики. А именно сосредоточением. Как писалось выше, власти у отдельного человека или группы людей и недопущение до власти оппозиций и легальной независимой политической деятельности. Авторитарный режим так же не характеризуется тотальным контролем над обществом. Напротив. Авторитаризм придерживается или невмешательством или ограниченным вмешательством во внеполитические сферы.

Тоталитарный режим — возникает во время полного контроля всех сфер жизни общества властью. Во время тоталитарного режима вся власть полностью монополизирована. Т.е. сосредотачивается в руках одного вождя, диктатора или одной партии. Тоталитарное государство характеризуется единой идеологией и общими законами. Тоталитаризм пресекает любое инакомыслие, обеспечивает себя сильным аппаратом надзора и контроля. Склонным к репрессиям, актам устрашения.


Вывод к главе 1

Подводя итоги к главе 1 можно дать следующее определение государству:

Государство — некий способ организации сосуществования людей в едином обществе со своей публичной и политической властью, которая едина для всего общества. Государство имеет свою территорию, суверенитет, население и прочее. Является официальным представителем своего народа, опорой которому становятся средства и меры принуждения. Государство обладает внутренней структурой, имеет свои социальные органы и рычаги для реализации своих полномочий и потребностей. Государство имеет свою форму правления и свой режим.

Глава 2 — Теории возникновения государства

Если с государством ( его определением, внутренним и внешним устройством) все предельно четко и ясно, то касаемо самого возникновения государства не все так гладко.

Теорий возникновения государства, как и возникновения Вселенной или человека, большое множество.

Хотелось бы рассмотреть и сравнить между собой следующие теории:

Договорная теория и теория насилия, Психологическая и патриархальная, расовая и инцестная теории. Отдельно рассмотрим Марксистскую теорию.

2.1 Договорная теория и теория насилия

Договорная теория несет в себе мысль, что государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Люди передают часть своих прав государству, а оно в свою очередь представляет общие интересы как его граждан, так и себя самого. Государство обязуется обеспечивать безопасность и защищать права человека.

Кто является автором идеологии? Разрабатывал идею такого развития государственной власти Гуго Гроций (мыслитель и правовед Голландии), Ж. Ж. Руссо (французский просветитель), Джон Локк (философ Англии). Идеи теории нашли свое отражение в работах русского писателя А. Н. Радищева. В работах Локка изучается появление в человеческом разуме желания объединиться с себе подобными. Конфликты и непонимания разрешались во время общения, люди учились договариваться, распределять функции и, в итоге, формировали государства. У Гоббса в истоках лежит вражда и война, борьба за территорию привела к необходимости поддерживать общественный порядок. Так появляется договор и его продукт – объединение людей против врагов.


Как было упомянуто выше, в России представителем договорной теории был революционный демократ А.Н. Радищев (1749-1802), который утверждал, что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол.

В данной теории государство возникло в результате договора, в который вступило большое количество человек, находившихся до этого в свободном, естественном и независимом от кого или чего либо первобытном состоянии.

Государство является сознательным объединением людей с помощью договора между ними, в следствие которого часть своей свободы и власти передается государству.

Однако это нельзя считать договором-сделкой с последующим/ими представителями власти. Государство в ответ на предоставление ему народом власти, права голоса и принятия решений за все население в ответ обязуется вести устанавливающий законодательный характер, содержащий гражданское общество в полном достатке и обеспечивать порядок государственного образования, представлять собой единую политическую организацию со своими законами, требованиями, со своей территорией и возможностью защитить свой народ и себя ( наличие легализированного насилия ).

У основоположников договорной теории были сторонники и противники. Они предлагали изучить плюсы и минусы такого подхода к проблеме. Критика способствовала развитию идей, одни доказывали их правоту, другие искали ошибки.

Плюсы подхода:

в теории нашли отражение особенности человеческой психики;

демократичность положений;

отказ от религиозного начала жизни;

поиск практических доказательств на примере истории.

Минусы научной идеи:

человек должен изначально представлять, к чему он стремится;

договор можно расторгнуть без законных оснований;

человек может не подчиниться общему договору, остаться в стороне от государства.

Теория насилия

Теория насилия подразумевает под собой возникновение государства, как результат насилия путем завоевания слабых племен более сильными и организованными. При этом покоренные племена получали возможность дальнейшего развития. Теория насилия получила высокую популярность в XIX в. и в наиболее точном виде нашла свое проявление в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.