Файл: Особенности политики развития персонала организаций бюджетной сферы (Кадровая политика как залог развития персонала организаций бюджетной сферы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. теоретические особенности политики развития персонала организаций бюджетной сферы

1.1. Кадровая политика как залог развития персонала организаций бюджетной сферы

1.2. Цель, задачи, принципы современной политики развития персонала организаций бюджетной сферы

Глава 2. Особенности формирования политики развития персонала организаций бюджетной сферы

2.1. Основные элементы внутренних и внешних факторов формирования политики развития персонала организаций бюджетной сферы

2.2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал как категории политики развития персонала организаций бюджетной сферы

2.3. Мотивация профессиональной деятельности педагогов как основной аспект политики развития персонала организаций бюджетной сферы

Глава 3. исследование мотивации профессиональной деятельности педагогов как основного аспекта политики развития персонала организаций бюджетной сферы

3.1. Организация и результаты исследования

3.2. Рекомендации по повышению профессиональной мотивации в процессе реализации политики развития персонала организаций бюджетной сферы

Заключение

Список использованной литературы

• структурность – адаптация к непрерывному обучению, организационным изменениям, гибкость организационно-кадрового потенциала, высокое качество работы и ее результатов, условий труда (рабочая среда, содержание работы, удовлетворенность работников) [9].

По своему составу кадровая политика имеет определенный круг проблем:

- целенаправленное, планомерное и сбалансированное формирование и подготовка квалифицированных кадров, постоянное повышение их профессионального мастерства, всестороннее образование и постоянное воспитание кадров;

- распределение и перераспределение рабочих по сферам занятости, регионам страны и видам профессиональной деятельности;

- рациональное использование кадров, моральное и материальное стимулирование их деятельности, развитие специальных умений, формирование удовлетворенности труда, контроль за деятельностью кадров, формирование и развитие комплексной системы управления человеческими ресурсами [10].

Основными задачами кадровой политики в бюджетной организации являются:

- своевременное обеспечение организации персоналом определенного уровня и количества в соответствии со стратегией развития;

- создание условий для реализации, которые предусмотрены трудовым законодательством прав и обязанностей граждан;

- рациональное использование персонала;

- формирование и поддержание эффективной работы бюджетной организации.

Исходными документами для формирования кадровой политики являются:

- общая декларация прав человека;

- Конституция (Основной Закон)

- Гражданский кодекс;

- Трудовой кодекс.

При формировании кадровой политики учитываются факторы, свойственные внешней и внутренней среде бюджетной организации:

- требования к производству, стратегия развития бюджетной организации;

- финансовые возможности бюджетной организации;

- количественные и качественные характеристики;

- спрос на рабочую силу со стороны конкурентов;

- влиятельность профсоюзов, жесткость в отстаивании интересов работников;

- требования трудового законодательства, организационная культура работы с персоналом и др.

Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:

1. Кадровая политика должна быть тесно связана со стратегией развития бюджетной организации. В этом отношении она является кадровым обеспечением реализации этой стратегии.

2. Кадровая политика должна быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой – динамичной, т.е. корректироваться в соответствии с изменением тактики организации, производственной и экономической ситуации. Стабильными должны быть те ее стороны, которые ориентированы на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре бюджетной организации.


3. Поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками для организации, кадровая политика должна быть экономически выгодной, точнее исходить из реальных финансовых возможностей.

4. Политика развития персонала организаций бюджетной сферы должна обеспечивать индивидуальный подход к своим работникам.

Политика развития персонала организаций бюджетной сферы является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет цель, сущность которой состоит в создании сплоченной, высокоразвитой и высокопроизводительной рабочей силы.

Система работы с кадрами должна быть спланирована таким образом, чтобы постоянно работать над увеличением в составе рабочей силы организации тех людей, кто имеет хорошие знания, и следить за тем, чтобы таких работников становилось все больше в каждом подразделении.

Не менее важным является долгосрочное планирование кадровой политики фирмы.

Желательно проводить анализ факторов внешней среды, чтобы убедиться в том, что есть предложения по определенных профессиях для комплектования личного состава такими служащими, которых еще нет в штате организации.

Кроме этого, может быть разработана согласованная кадровая политика, включающая системы набора, подготовки, совершенствования и оплаты кадров, а также политика отношений между администрацией и работниками.

Наибольший успех хозяйствования достигается тогда, когда все функциональные подсистемы управления персоналом согласованы во времени и пространстве и применяются одновременно [11].

Глава 2. Особенности формирования политики развития персонала организаций бюджетной сферы

2.1. Основные элементы внутренних и внешних факторов формирования политики развития персонала организаций бюджетной сферы


На формирование приоритетов политики развития персонала организаций бюджетной сферы влияют внутренние и внешние факторы, которые есть характерными для настоящего и будущего.

Факторы внешней среды организация как субъект хозяйствования не может изменить, но должна их учитывать, чтобы правильно определить потребности в персонале и найти оптимальные источники удовлетворения этой потребности.

К внешним факторам, которые определяют политику развития персонала организаций бюджетной сферы организации, относятся:

- тенденции экономического развития (стабильность экономических, политических факторов и законов, усиление позиций конкурентов, изменение спроса на товары и услуги организации);

- национальное трудовое законодательство и нормативно-правовая среда (законодательство в сфере охраны труда, занятости, социальные гарантии, программы социально-экономического развития страны);

- ситуация на рынке труда и перспективы его развития (демографические факторы, политика сферы образования, отношения с профсоюзами);

- особенности сферы деятельности и научно-технический прогресс (инновационное влияние на потребности в особых специалистах, возможности переквалификации и развития персонала, культурные традиции и их особенности).

Внутренние факторы, которые определяют политику развития персонала организаций бюджетной сферы, – это факторы, на которые организация может влиять.

Перечислим их:

- цели и стратегии организации (на их основе формируется кадровая политика организации);

- стиль управления персоналом;

- финансовые ресурсы (от этого зависит возможность организации финансировать мероприятия по управлению персоналом);

- кадровый потенциал организации (связан с оценкой возможностей работников организации и целесообразным распределением обязанностей для повышения эффективности работы и обеспечения стабильности);

- условия работы, уровень оплаты труда и система мотивации персонала;

- стиль руководства, имидж организации, территориальное размещение и технология производства [17; 19].

Учет внутренних и внешних факторов влияния на формирование политики развития персонала организаций бюджетной сферы способствует определению и использованию акцентов в процессе разработки особенностей кадровой политики организации, влияет на эффективность работы организации в целом, обеспечению конкурентоспособности.

Проведя анализ научной литературы, посвященной исследованию кадровой политики, наблюдаемое значение и важность изучения этого вопроса. Ведь особенность современного этапа экономического развития – это понимание руководства большинства организаций значение кадрового ресурса организации [12; 14].


2.2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал как категории политики развития персонала организаций бюджетной сферы

Главным условием эффективного функционирования организаций бюджетной сферы в современных условиях хозяйствования является их умение своевременно адаптироваться в динамической рыночной среде. Поэтому одной из первоочередных задач предприятия является формирование и оценка его потенциальных возможностей.

Важную роль в эффективном функционировании предприятия играет кадровая составляющая его потенциала, которая влияет не только на конечные показатели хозяйственной деятельности предприятия и достижения им конкурентных преимуществ, но и на возможность обеспечения устойчивого и конкурентоспособного развития в долгосрочном периоде.

Известный специалист в области стратегического управления А.С. Виханский отмечает, что основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Причем человек является не только ключевым и самым ценным «ресурсом» организации, но и самым дорогостоящим. Качество трудовых ресурсов непосредственно влияет на конкурентные возможности организации и являются одной из важнейших сфер создания конкурентных преимуществ [9].

Из всех элементов потенциала предприятия только кадровая составляющая способна к активному и самостоятельному реагированию на динамические изменения внешней среды.

Для того, чтобы выяснить сущность понятия «кадровый потенциал предприятия», необходимо определиться с такими категориями, как «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал».

Трудовые ресурсы – это часть населения страны, которая по своему физическому развитию, умственным способностям и знаниям способна работать в народном хозяйстве.

А.С. Федонин, И.М. Репина и А.И. Олексюк считают, что трудовые ресурсы – это экономически активная, трудоспособная часть населения определённого региона, территории, которая обладает физическими и культурно-образовательными возможностями для участия в экономической деятельности предприятия [33].

А.Я. Кибанов определяет трудовые ресурсы как работоспособную часть населения страны, которая, несмотря на психофизиологические и интеллектуальные качества, способна изготавливать материальные блага или услуги.


Таким образом, трудовые ресурсы – это обобщенное понятие, которое охватывает трудоспособное население страны, которое может принимать участие в деятельности любого предприятия [23].

В экономической литературе существует ряд подходов к определению понятия «трудовой потенциал».

Понятие «трудовой потенциал» начали использовать в 1980 в результате развития науки в новой социально-экономической ситуации, связанной с переходом экономики на интенсивное развитие, что привело к изменению взглядов на место человека в общественном производстве. Трудовой потенциал рассматривается как интегральная динамическая система, которая охватывает демографическую, экономическую и социальную подсистемы, которые объединены общностью трудовой деятельности.

Демографические причины возникновения этого понятия были обусловлены проявлениями демографического кризиса в советском обществе, замедлением темпов роста населения, интенсивными миграционными процессами; экономические – требованиями обеспечения сбалансированности между темпами увеличения количества рабочих мест и их производительностью; социальные причины возникновения этого понятия связаны с крахом иллюзий неисчерпаемости человеческих ресурсов, пониманием важности социального развития страны [16; 22].

Внедрение в научную сферу понятия «трудовой потенциал» означало пересмотр роли человека в производственном процессе, признание значения накопленного в обществе интеллектуального и образовательного потенциала.

На основе определения сущности трудового потенциала, выделяют шесть научных подходов к содержательной интерпретации этой категории: факторный, демографический, ресурсный, политэкономический, системный и этимологический.

Различают также трудовой потенциал общества, территории, предприятия и отдельного человека. А.С. Федонин утверждает, что трудовой потенциал предприятия – это предполагаемые трудовые возможности, которые существуют на сегодняшний день. Они определяются численностью, возрастной структурой, профессиональными, квалификационными и другими характеристиками персонала предприятия. Носителем трудового потенциала предприятия является трудовой коллектив, который формируют все работники одного предприятия, которые связанные с ним трудовыми отношениями независимо от индивидуального трудового договора, уровня устойчивости трудовых отношений, статуса работников, режима труда и других характеристик [33].

Трудовой потенциал работника – это совокупность физических и духовных качеств человека, которые определяют возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в определенных условиях определенных результатов, а также совершенствоваться в процессе труда.