Файл: Право и мораль: развитие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время вопрос права и морали их сходство и различие очень актуально в правовом государстве, т.к их назначением является целенаправленное воздействие на общество в целом.

Мораль и право неразрывно связаны с основами мирового порядка и с сознанием отдельной личности. Насущная потребность в понимании человеком своей роли в обществе; смысла и цели своего существования вызывает необходимость аксиологического осмысления» проблем права. Современный человек осознает себя не только гражданином своего государства, но и жителем мирового сообщества, участником глобальных процессов и событий, происходящих во всем мире. Поэтому осмысление ценности права и морали невозможно без учета роли и соотношения данных феноменов на международном уровне.

Как отметил по этому поводу Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ 2005 г., «Россия была, есть и, конечно, будет крупнейшей европейской нацией. Выстраданные и завоеванные европейской культурой идеалы свободы, прав человека, справедливости и демократии в течение многих веков являлись для нашего общества определяющим ценностным ориентиром. В течение трех столетий мы - вместе с другими европейскими народами - рука об руку прошли через реформы просвещения, трудности становления парламентаризма, муниципальной и судебной власти, формирование схожих правовых систем. Шаг за шагом, вместе продвигались к признанию и расширению прав человека, к равному и всеобщему избирательному праву, к пониманию необходимости заботы о малоимущих и слабых, к эмансипации женщин, к другим социальным завоеваниям. . Все это мы делали вместе, в чем-то отставая, а в чем-то иногда опережая европейские стандарты»[1].

Связь права и морали особенно ярко проявляется в процессе правотворчества. В системе правового регулирования общественных отношений данный процесс занимает центральное место. Ведущие ученые в области теории права всегда уделяли большое внимание вопросам правотворчества. От того, в какой мере нормы права выражают потребности и интересы народа, насколько эффективно они воздействуют на поведение людей, зависит во многом решение задач, стоящих перед обществом. Деятельность государства или негосударственных организаций по созданию правовых норм заключается в разработке новых или санкционировании уже существующих правил поведения, регулирующих наиболее важные общественные отношения, разумном сочетании при этом интересов всех членов социума. Следовательно, достижение общественного компромисса - вот одна из целей правотворческой деятельности государства. Но как можно учесть потребности каждого члена общества? Зачастую это оказывается трудновыполнимой задачей. Кому-то надо дать больше благ, чьи-то интересы ограничить. Существует разрыв между гуманистическими приоритетами, потенциально заложенными в ценностно-нормативных системах права и морали, и объективными условиями для их реализации. Решая этот сложный вопрос, государство неизбежно обращается к моральным нормам, закрепляя их в законодательстве.


Закрепление в процессе правотворчества общечеловеческих моральных принципов международного права - одна из положительных тенденций в правовом регулировании общественных отношений большинства современных государств. Однако не всеми странами нормы международного морально-правового регулирования воспринимаются однозначно.

Считается, что право является системой общеобязательных, определённых формально юридических норм, представляющих государственную волю, установленных и обеспеченных государством, направленные на урегулирование отношений в обществе. Мораль же (нравственность) исторически определённая система норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выраженных в поведении общества, регулирующего их действия с позиции добра и зла, справедливости и нет, чести и бесчестия, поощрения и порицания и других критериев нравственного развития человека.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 г. // «Российская газета». 26 апреля 2005 г. № 86. положительно вследствие расхождения в культурных взглядах и укладе жизни на фоне доминирования европейских ценностей в международном праве. К тому же, новые моральные проблемы, возникающие вследствие непрерывного прогресса науки и техники, не получают однозначного отношения к ним со стороны людей. Попытки государства урегулировать с помощью права общественные отношения в области спорных с точки зрения морали явлений и процессов приводят к обширным дискуссиям в обществе; а нередкое к конфликтам.

Основные нравственные ценности, закрепленные в праве — свобода, равенство, справедливость, гуманизм и другие - в настоящее время нуждаются в осмыслении их каждым членом нашего общества. Главной политико-идеологической задачей является развитие России как свободного, демократического государства. Эти слова довольно часто произносятся, однако глубинный смысл ценностей свободы и демократии, справедливости и законности в их практическом преломлении в жизни раскрывается достаточно редко. Между тем потребность в таком анализе есть. Идущие в России объективно непростые процессы все больше и больше становятся предметом активных идеологических дискуссий. И они связываются именно с разговорами о свободе и демократии.

В случае невыполнения некоторых норм морали в УК РФ предус-мотрена административная ответственность. Право является формой выпол-нения морали. Нормы права и морали так же взаимодействуют и взаимодо-полняют друг друга. Нормы права должны как то соответствовать критериям морали, особенно это касается правового государства. Нормы права не должны противоречить нравственным устоям социума. Ведь на самом деле государство, разрабатывая нормы права учитывает мнение об-щественности, мнение общей морали, которая действует в государстве. С помощью норм морали в обществе устанавливается некий порядок. Нельзя не заметить тот факт, что многие нормы права закрепляют за собой нормы морали, а с помощью права охраняются нормы нравственности, (так, например, право закрепляет за собой черты гуманизма, нравственности, принципа равенства людей). Результативность правовых норм обуславливается соответствием ими нормами морали, их требованиям. Чтобы они работали действительно эффективно, они должны соответствовать именно морали. Каждое правонарушение - аморально, а вот нарушение норм морали не в каждом случае будет считаться правонарушением. Гегель в своей работе «Философия права» писал о том, что нормы морали находят своё отражение вправе, и вообще право и мораль находятся в очень тесном взаимодейст-вии, но всё же на первое место он выдвигает правовые нормы, которые лишь потом могут быть подвергнутым моральной критике. Надо отметить такой случай, когда нормы права вообще не соответствуют общественной нравст-венности. Насколько известно, в таком случае органы государственного управления должны принять некие меры для правового урегулирования. Так же в истории человечества бывают ситуации, когда нормы морали и права сталкиваются «лбами» друг с другом. Это в особенности касается вопросов искусственного оплодотворения, а так же операций по имплантации и транс-формации человеческих органов. С точки зрения нравственности это амо-рально. Так же всем известны случаи когда врачи вводят смертельные дозы инъекции безнадежно (смертельно) больным людям по их же просьбам. В таких случаях они противоречат закону. Но с другой стороны они стараются им помочь, тем самым, избавляя их от ужасных, изнурительных страданий. Подведя итог, я хочется сказать о том, что в идеальном случае нормы права и морали должны взаимодополнять и действовать в гармонии друг с другом. Что же касается гражданского общества, то право должно максимально соответствовать морали и нормам нравственности, чтобы все его члены были максимально удовлетворены нормами, существующими в данном государстве. Если такого удовлетворения не будет, то в таком случае между государством и его гражданами будут возникать частые противоречия на этой почве.


Право и мораль: развитие

Так или иначе, всё развивается и меняется. Право и мораль – не исклю-чение. Исторически вторая появилась раньше, она регулировала обществен-ные отношения ещё тогда, когда закона как такового не было, то есть в первобытно-общинном строе. Считается, что самые устоявшиеся предписания легли в основу первых законодательных актов. Таким образом, можно наблюдать довольно тесную взаимосвязь. Но потом право и мораль стали расходиться в своём развитии.

Закон часто выражал волю правящей династии, верхушки духовенства и дворянства, бояр, а потом и помещиков. В Российской империи он стоял на страже их интересов. В то же время мораль касалась самых разных сословий. И здесь нужно отметить кардинальное различие в отношении того, что предписывалось дворянину, купцу или же крестьянину. У первого, например, были законы чести. Многие моменты юридически не закреплялись, однако соблюдались неуклонно. Их нарушение представлялось до такой степени немыслимым, что оскорблённый дворянин не мог не ответить на вызов в определённой ситуации, в том числе и потому, что альтернатива для него стала бы хуже смерти.

В то же время купеческая мораль была связана с нажитым богатством, ведением дела, гарантией качества товара. То есть близка к тому, что в современном мире понимается под деловой репутацией. И, наконец, в отношении крестьян наблюдались свои моменты. Но это – только примеры, ситуация менялась в зависимости от исторического периода и государства.

Мораль и право: сходства и различия

Право и мораль – это два явления, которые в той или иной степени влияют на общество. Их сходства и различия часто позволяют выявить уровень развития социума, определить, на какой ступеньке то, в частности, находится. Но для начала нужно разобраться с моралью, мораль, мораль. И непосредственно с правом, права каждого, к слову, регулируются не только законом, но ещё и внутренними установками, то есть базовыми моментами нравственности. И даже при поверхностном разборе этих тем становится заметно, насколько они перекликаются.

Таким образом между правом и моралью соотношение очень непростое, в связи с этим анализ предполагает 4 составляющие:

1) единство

2) взаимодействие

3) различие


4) противоречие

Объединяющими чертами права и морали являются:

  1. И мораль, и право являются регуляторами поведения людей, проникающие в разные области жизни;
  2. И право, и мораль, имеют многомерную сложную структуру взаимодействия одинаковых элементов между собой;
  3. И право, и мораль, взаимодействуют в социальных отношениях на одном уровне;
  4. И право, и мораль, предназначены для общей цели – совершенствование и упорядочение общественной жизни.
  5. Регулирование поведения в обществе, поддержание порядка, поддержание интересов индивидуума, повышение достоинства человека;
  6. И право, и мораль, социальные регуляторы, имеющие отношение к проблемам свободы воли и его ответственности за свои действия.

Связь права и морали определяет и их социальное и функциональное взаимодействие, выражающееся в следующих характеристиках:

  1. И право и мораль, дополняют друг друга в упорядочении общественных отношений. В формировании установленной правовой культуры;
  2. И право и мораль, их требования во многом совпадают: действия субъектов правовых и моральных отношений, осуждаются и поощряются правом, также поощряются и осуждаются моралью;
  3. И право и мораль, обязывают соблюдать законы;
  4. Взаимосвязь и взаимодействие часто выражены в прямой их идентичности к требованиям к индивиду и в воспитании у оного гражданских качеств;
  5. И право и мораль, помогают друг другу в достижении общих целей. Применяя методы присущие каждому из них;
  6. Право является проводником для морали, защищая моральные ценности;
  7. Моральное составляющее является ценным критерием для правового.

Различием между правом и моралью является следующее:

  1. Нормы права закрепляются в законах, указах, постановлениях, кодексах и других правовых документах. Моральные нормы же передаются в устной форме из поколения в поколение в процессе воспитания детей и подростков
  2. Формирование нормы морали у людей осуществляется на основе представления людей о добре и зле, чести, совести и т. п. и приобретают об-щее значение постепенно, по мере признания большинством членов общес-тва. А правовые нормы установлены государством.
  3. Моральные и правовые нормы регулируют жизнедеятельность людей, но существуют сферы жизни, которые регулируются исключительно моралью, например, любовь, дружба, взаимопомощь и пр., и есть сферы, регулируемые исключительно правом, например, технико-юридические нормы. Поэтому не каждое нарушение норм морали является непременно нарушением правовой нормы, и не каждое нарушение правовой нормы есть нарушение моральной нормы. Хотя в большинстве случаев это совпадает (например, кража - нарушение и правовой и моральной нормы).
  4. За нарушение правовой нормы предусмотрено строго определенное наказание в соответствии с законодательством РФ (штраф, выговор, лишение свободы, конфискация имущества и пр.). За нарушение моральной нормы (в случае, если правовая норма при этом не была нарушена) наказанием может быть только общественное неодобрение и/или муки совести, чувство стыда и раскаяние.
  5. Реализация нравственных норм обеспечивается силой общественного мнения, а правовых норм - государственным принуждением, применяемым правоохранительными органами.
  6. Правовые нормы обязательны для исполнения, а моральные нормы выполняются человеком добровольно, в соответствии с внутренними убеждениями.
  7. Исторически мораль возникла гораздо раньше, чем право[1],[2].

Итак, мораль – определённые установки, идеалы, нормы, принципы и ценности, регулируемые обществом. Являются негласными по своему характеру. Что же касается норм права, то они представляют собой общеобязательные предписания, формально закреплённые, которые выражают волю конкретного государства, им же устанавливаются и закрепляются. Они направлены на регулирование общественных отношений. В этом проявляются общие черты права и морали.

[1] Кондрашов, В. А. В. А. Кондрашов. Этика. Е. А. Чичина. Эстетика. Учебное пособие / В.А. Кондрашов, Е.А. Чичина. - М.: Феникс, 2015. - 512 c.

[2] Гусейнов, А. А. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М.: Гардарики, 2017. - 480 c.

Вообще при изучении темы «право и мораль общее и особенное» становится понятно, что сходства не так уж и мало. Если задаться вопросом сравнения, то можно заметить, что оба явления играют регулятивную функцию.

А также, в некоторой степени, оценочную и интегрирующую. Правда, подходы заметно отличаются. В частности, право довольно конкретно. Оно однозначно

устанавливает границы, определяет, что именно будет являться нарушением, какие за него последуют санкции. Оно равно для всех, вне зависимости от того, кем именно является участник правоотношений. В этом плане право от морали, как ни странно, часто отличается большей справедливостью.

Во многом подобное объясняется инертностью общественного сознания. Можно изменить законы, установить отсутствие дискриминации, но отдельные части общества по-прежнему будут относиться хуже к женщине, живущей свободной жизнью, чем к мужчине. А знаменитости или же любимцу публики могут много прощать. Кроме того, мораль отличается от права тем, что она иногда способна резко перемениться, потому что сильно зависит от общественного мнения.

Соотношение права и морали

Если рассматривать соотношение морали и права, то их можно представить себе в виде двух кругов, которые частично пересекаются. У них есть совпадающие части. Например, кража карается законом и осуждается нормами морали. Одновременно с этим отдельные элементы различаются, то есть не совпадают. В отличие от норм морали, право карает уклонение от налогов, к примеру, а также бухгалтерские ошибки. Общество же или не выдаёт какой-то однозначной оценки таким действиям, или, что бывает нередко, их даже поощряет.

Отмечая общие черты морали и права, необходимо отметить, что и те, и другие подкрепляются санкциями. В частности, нарушение юридических норм карается по закону. У морали нет конкретных предписаний, но сам факт того, что можно сравнить с санкциями, тоже есть – общественное осуждение, бойкот. Исторически нормы права и нормы морали были в этом ещё ближе, потому что раньше остракизм был гораздо серьёзнее. Изгой в одной стране далеко не всегда мог найти себе место в другой. Кроме того, в собственном государстве такой человек рисковал потерять всё, разориться, при этом не имея возможности защититься.