Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
Говоря о различающихся моментах, нельзя не упомянуть вопрос организованности. То, как именно принимаются законы, как в них вносятся изменения – всё это достаточно однозначно и конкретно расписано. При этом сам процесс строго контролируется государством. Мораль же неуправляема, она стихийна, поэтому её развитие нельзя спрогнозировать.
Есть ещё один момент. Мораль и право регулируют общественные отношения. Но действие первой гораздо больше, чем второго. Существуют моменты, которые в принципе не поддаются правовому регулированию (и не должны), но при этом находятся в зоне действия морали. Можно привести очень много примеров из сферы личных отношений, оценки человеческого поведения и т. д.
Мораль и право устанавливают, как именно себя человек может и должен вести. Но закон очень редко прописывает конкретные правила поведения. Как правило, он разрешает всё, что прямо не запрещено. В остальном же человек может действовать так, как ему захочется. И исполнять свои обязанности перед государством люди тоже могут по-разному, в частности, через законного представителя.
Мораль в целом ряде случаев более конкретна. От выполнения определённых обязанностей нельзя уклониться или передать их другому. Личному участию нередко придаётся особое значение. Таким образом, право и мораль устанавливают долг человека, но первое – перед государством, вторая – перед обществом. Характер предписаний тоже разнится.
Юрист и использование морали в своей деятельности
Также одной из основополагающих частей в деятельности юриста является свобода выбора. Свобода выбора – это возможность, способность и право человека выбирать предпочтительное из альтернативных целей и средств. Свобода выбора личности не ограничивается выбором между добром и злом, она позволяет выбирать и между различными видами ценностей.
Свобода выбора включает в себя отсутствие общественно-политического принуждения индивидуума в духовном самоопределении, а не отсутствие законов (уголовных, гражданских и политических). Человек обладает священным правом на духовное самоопределение. Обладание свободой подразумевает под собой и ответственность за сделанный выбор.
4.1 Моральный выбор индивида
Моральный же выбор человека подразумевает под собой осознанное предпочтение того или иного варианта поведения в соответствии с личными или общими моральными устоями.
В необходимости морального выбора человека ставят обстоятельства при которых человек вынужден принять решение исходя из нескольких нравственных положений, то есть оценивать с позиции добра и зла. При этом каждое из принятых решений может быть одинаково значимо. Так и привлекательно для него.
Для принятия морального выбора требуется наличие объективных и субъективных условий.
К объективному выбору можно отнести наличие вариантов поведения и возможность их реализации.
К субъективным же условиям можно отнести возможность совершения поступков не под воздействием внешней принудительной среды (наказание, общественное осуждение или физическое принуждение), а под влиянием личных убеждений. Субъективная свобода выбора подразумевает под собой осознанную потребность индивида поступать в соответствии с требованиями нравственности. Согласно этому. Объективные условия предоставляют человеку возможность выбора между нравственным и безнравственным поведением (поступком), но в силу моральной составляющей человек однозначно выбирает моральный вариант, в связи с невозможностью поступить иначе.
В применении к моральному выбору, индивид испытывает необходимость выбирать между желаемым и должным. Профессия[3] юриста накладывает дополнительные повышенные моральные обязательства на специалиста. Требование закона. Подразумевает под собой, чтобы моральный выбор был сделан в пользу должного во всех ситуациях юридической деятельности. А последствия морального выбора в пользу безнравственного поступка нанесут непоправимый ущерб как обществу, так и государству.
4.2 Виды выбора
Нравственная свобода человека подразумевает под собой осуществление не только морального выбора в поведении, но и в отношении принятых ценностей, например, между честным и бесчестным поведением, добродетелью и пороком, и в конечном итоге, применимо даже к выбору между добром и злом. Также возможны и более сложные варианты выбора между разными нравственными ценностями: долгом и совестью, честью и достоинством и т.д. Предлагаю рассмотреть основные виды морального выбора [4].
- Нравственное и безнравственное поведение. Выбор, который человек совершает в обычной ситуации, обычно осуществляется в пользу нравственности, однако под давлением внешних факторов (при угрозе жизни и здоровью, близким, при наличии материальной заинтересованности и т.д.) индивидуум может «ошибиться» и выбрать сторону зла. Если задать вопрос о том, какое именно давление внешних факторов и какой силы соблазн,
[3] Гусейнов, А. А. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М.: Гардарики, 2017. – 23-26 c.
[4] Этика деловых отношений: учебник. Автор: Смирнов Г.Н.. - Москва: Высшая школа, 2017. – 116-117 c.
человек способен преодолеть, чтобы соблюсти правила морали. Можно ответить так: «если личность уважает свои нравственные принципы, то сопротивление внешним факторам будет очень высоким».
- Равные виды нравственного поведения.
- выбор между должным. Есть моменты принятия решений, в которых ситуация подразумевает разные варианты долга. Которые могут противоречить друг другу, при этом представляя для человека сложный выбор. В различных кодексах по этике для разных юридических профессий отражены различные ситуации морального выбора, появляющиеся при осуществлении профессиональной деятельности и оговаривается, в каких ситуациях и как следует поступать юристу. Например, адвокат обязан соблюдать принцип конфиденциальности, однако возникают ситуации в которых он должен нарушить этот принцип, поскольку долг перед государством намного важнее, чем долг перед клиентом;
- выбор между своим и чужим. Осуществление выбора между своими и чужими интересами в классической этике трактуется, как выбор между безнравственным эгоизмом и нравственным альтруизмом. Мораль однозначно утверждает, что следует жертвовать личными интересами для осуществления общего блага. Однако, в некоторых ситуациях юрист имеет право поставить личные интересы превыше интереса общества, если он ожидает безнравственные последствия своих коллег;
- личным и общественным. Данный выбор наиболее проблематичен, т.к. личные убеждения являются совестью личности и становятся главным судьёй
в решении моральных дилемм. Хотя, обращая внимание конкретно на индивида, то его совесть может быть неразвитой, а человек ошибаться в оценке конкретной ситуации, в связи с этим и корректирующую силу общественного мнения не следует скидывать со счетов при определении правильности того или иного выбора. Юрист, как представитель закона. При осуществлении морального выбора обязан учитывать общественное мнение;
- обязанности личности. Осуществление выбора между различными видами обязанностей личности в применении непосредственно к юристу, так же бывает довольно таки сложным. Например, юрист может попасть в ситуацию, когда происходит столкновение долга профессионала и долга друга, в ситуации, когда друг просит оказать юридическую помощь, а кодекс профессиональной этики запрещает.
Ситуация связанная с моральным выбором называется моральным конфликтом. Его возникновение происходит в связи с реализацией личностью одной нравственной ценности нарушает другая, менее важная для неё. Для разрешения конфликта, в моральном плане, рекомендовано соблюдать принцип «наименьшего зла», хотя его соблюдение нельзя назвать добрым поступком, но это может стать выходом из ситуации. Чувство моральной неудовлетворённости свойственно развитой личности, и так же влечёт за собой испытание вины за неизбежное несовершенство своего решения.
4.3 Ситуация конфликта и моральный выбор
В ситуации конфликта осуществление морального выбора как внутриличностного, так и межличностного имеет 2 варианта):
а) объективный, в результате есть возможность выбора;
б) субъективный, отсутствие выбора как такового, в связи с активностью личности в определённых обстоятельствах и мера ответственности за это.
Связанная с ответственностью, субъективная сторона. Реализуется через свободу волеизъявления, выбора, решения, принятие установки к действию. Ответственность за свои поступки очень важна в решении моральных конфликтов.
Зависимость морального выбора от мудрости, так же может зависеть и от многих факторов [5].
[5] Букреев, В. И. Этика права / В.И. Букреев, И.Н. Римская. - М.: Юрайт, 2015. – 125-126 c.
Первым фактором, влияющим на возможность выбора и способность
личности выбирать - это свобода морального выбора. Она выражается в социальной обусловленности морального выбора, в характеризующимися объективными возможностями поступать так, как следует в системе общественных отношений. Неразрывность связанных между собой внутренней обусловленности и мировоззренческой, моральной стороной решения. Обусловленность выбора в конфликтной ситуации (внешняя и внутренняя) исходят из различных обстоятельств, различных вариантов решений и всегда отражает ценность ориентации личности, диапазон нравственного и безнравственного поведения.
Второй фактор, влияющий на моральный выбор – мера ответственности. Возрастание меры ответственности происходит с увеличением диапазона свободы морального выбора. Мера ответственности определяется возмож-ностью и способностью выбора. Согласно утверждениям этиков, в меру свободы выбора личность несёт ответственность за свои поступки, объективна. В соответствии с обстоятельствами, и субъективна, в соответствии с нравственной необходимостью, обязана выбрать и реализовать в поступке.
Третий фактор, влияющий на разрешение конфликта или конфликтной ситуации это выбор средства разрешения. При выборе данное средство должно быть: эффективным, целесообразным, гуманным, обеспечивающим нравственную ценность.
И четвёртый, не менее важный фактор, влияющий на принятие решения – это сама природа морального выбора, несущая под собой принципиальное значение в конфликтной ситуации.
Для разрешения морального конфликта юристу требуется:
а) возможность выбора;
б) альтернативы;
в) оценка меры ответственности за выбранную позицию и совершаемые действия;
г) отбор эффективных и гуманных средств разрешения ситуации;
д) правильная оценка ситуации морального выбора с позиции компетентности профессиональных и должностных обязанностей.
4.4 Конфликт морально – нравственный
Применительно к современной этике возникновение морального конфликта определяется, как столкновение требований к поведению и «запретов».
Самоопределение нравственного конфликта звучит как столкновение моральных норм в индивидуальном или общественном сознании. Связанное с борьбой мотивов и требующее морального выбора [6].
В чем же состоят особенности нравственного конфликта: в сложившейся ситуации выбор любого поступка, как следование той или иной норме морали ведёт к нарушению другой нормы. Для раскрытия вопроса, можно привести такой пример: мужчина оказывается в ситуации, когда у него есть возможность спасения только одного человека либо мать, либо ребёнок. Как сделать выбор? Ведь, в действительности , принимая решение в ту или иную строну, мужчина должен будет нарушить одну или другую моральную норму (спасение матери приведёт к гибели ребёнка и наоборот). Но при отказе от выбора, погибнут все и это тоже будет являться своего рода выбором. Сложность состоит в том, что человеку необходимо разрешить необходимость столкновения нравственных требований.
Также есть возможность выделения двух противоположных концепций на первый взгляд, касающихся социального источника нравственности и, следовательно, причин морального конфликта.
В социологии и этике домарксистского периода получила широкое распространение, теория о том, что источник морали лежит в изначальной гармонии, согласии интересов людей, в прирождённых или даже
[6] Этика деловых отношений: учебник. Автор: Смирнов Г.Н.. - Москва: Высшая школа, 2017. – 236 c.