Файл: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности (Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 4
Средний уровень -13детей (60%). Яркость, выразительность музыкальной импровизации (вокальной, инструментальной, пластической) на вербальный стимул выявлялась не всегда. Выразительность интонирования проявлялась на среднем уровне. Связь настроения и эмоционально-образного содержания определялась детьми самостоятельно, однако нахождение детьми эмоции личностного жизненного переживания адекватной произведению осуществлялась с помощью педагога.
Низкий уровень - 2 ребенка (15%). Выразительность интонирования у детей не проявлялась. Не выявлена оригинальность, индивидуальное своеобразие созданного творческого продукта и умение элементарно выражать объекты и явления действительности в художественных образах. Связь между выявленным настроением произведения и содержанием произведения не устанавливается даже с помощью педагога. При вербальном определении ребенком эмоционального содержания произведения отсутствует связь с личностным переживанием того или иного жизненного события. Дети не способны чувствовать выразительность средств, материала и использовать их при создании художественного образа.
Рис. 2 - Диаграмма выявления уровней развития показателя «практические умения и навыки для создания художественного образа» (в %)
После проведения диагностического на констатирующем этапе эксперимента проведен анализ полученных данных.
Таблица 3
Результаты развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в совокупности выделенных показателей на констатирующем этапе опытно-поисковой работы
№ |
Фамилия, имя ребенка |
Показатели |
Всего Баллов |
Средний Балл |
Уровень |
||
1 |
2 |
3 |
|||||
1. |
София В. |
2 |
3 |
3 |
8 |
2.6 |
Средний |
2. |
Арсений З. |
3 |
3 |
3 |
9 |
3 |
Средний |
3. |
Артем М. |
4 |
4 |
3 |
11 |
3.6 |
Средний |
4. |
Вирсавия Ч. |
1 |
2 |
1 |
4 |
1.3 |
Низкий |
5. |
София Б. |
3 |
2 |
2 |
7 |
2.3 |
Средний |
6. |
Илья З. |
3 |
3 |
4 |
10 |
3.3 |
Средний |
7. |
Фрол С. |
3 |
3 |
3 |
9 |
3 |
Средний |
8. |
Сева М. |
3 |
3 |
3 |
9 |
3 |
Средний |
9. |
Ярослав Ж. |
5 |
5 |
5 |
15 |
5 |
Высокий |
10. |
Дарина Т. |
3 |
3 |
3 |
9 |
3 |
Средний |
11. |
Ясмина Г. |
2 |
3 |
3 |
8 |
2.6 |
Средний |
12. |
Максим А. |
3 |
2 |
2 |
7 |
2.3 |
Средний |
13. |
Кирилл З. |
5 |
5 |
4 |
14 |
4.6 |
Высокий |
14. |
Кирилл С. |
5 |
5 |
4 |
14 |
4.6 |
Высокий |
15. |
Полина К. |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
Низкий |
16. |
Полина С. |
1 |
2 |
2 |
5 |
1.6 |
Низкий |
17. |
Николай Ч. |
2 |
3 |
3 |
8 |
2.6 |
Средний |
18. |
Артемий Ш. |
3 |
3 |
4 |
10 |
3.3 |
Средний |
19. |
Евгений И. |
5 |
3 |
2 |
10 |
3.3 |
Средний |
20. |
Маша Ш. |
3 |
3 |
3 |
9 |
3 |
Средний |
Таким образом, из таблицы видно, что высокий уровень развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной, театрализованной деятельности был выявлен у 3 детей (15 %),средний у 14 детей (70%), низкий у 3 детей (15%).
Рис.3 - Диаграмма уровней развития художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на этапе опытно-поисковой работы (в %).
Результаты, полученные на констатирующем этапе опытно-поисковой работы позволили нам выявить исходный уровень развитости художественно-творческих способностей детей в совокупности выделенных компонентов и сформулировать задачи формирующего этапа работы:
1. Разработать комплекс занятий для развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в интегрированной театрализованной и художественной деятельности.
2. Разработать задания, с целью развития эстетического отношения, творческого воображения и практических умений и навыков при создании художественного образа детьми старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
3.Реализовать, выявленные в § 1.3., методы и приемы развития художественно-творческих способностей детей соответственно каждому этапу его развития в процессе интегрированной деятельности.
2.2. Содержание педагогической работы по развитию художественно-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированной деятельности
В теоретической части работы на основе анализа литературы были выделены базовые теоретические основы содержания педагогической работы, раскрывающие потенциал интегрированной театрализованной деятельности в развитии художественно-творческих способностей у старших дошкольников, а именно:
Художественно-творческие способности детей старшего дошкольного возраста - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности, направленной на создание прекрасного в любом виде деятельности, выражающейся в стремлении как можно более ясно отразить задуманное содержание и передать образ, предметы и явления (Т.С.Комарова) [11,с.15].
В основе создания художественного образа лежит развитое эстетическое отношение (основа развития художественно-творческих способностей), и эмоциональная отзывчивость к художественным образам (условие возникновения эстетического отношения). Поэтому организация интегрированной деятельности в развитии художественно-творческих способностей у старших дошкольников также требует поэтапности действий со стороны воспитателя. И чем четче будут определены действия педагога, тем эффективнее будет результат, к которому они идут вместе с ребенком.
Обращение на занятии к восприятию произведений разных видов искусств, взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, обогащают его художественно-эстетический опыт, способствуют нахождению оригинальных средств воплощения впечатленный.
Наряду с развитием эстетического отношения и эмоциональной отзывчивости к художественным произведениям, при общении с искусством педагог должен стремиться развивать у ребенка чувствительность к материалу и средствами выразительности (звуку, цвету, линии и т.д.).
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста предполагает создание условий для самовыражения детей в разных видах деятельности (танцевальная и инструментальная импровизация, подбор на детских музыкальных инструментах, вокализация стишков, создание графического, пластического, живописного образов разными художественными средствами, сочинение стихов, театрализация и т.п.).
Выбор методов и приемов воспитания и обучения в интегрированной деятельности определяется:
- возрастными и индивидуальными особенностями детей;
- их интересами;
- уровнем подготовки;
- целями и задачами эстетического развития детей;
- формами организации художественно-эстетической деятельности
- мастерством педагога.
С учетом названных положений было определено содержание педагогической работы по развитию художественно-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированной деятельности.
В соответствии с новыми требованиями ФГОС содержание педагогической работы предусматривало реализацию следующих принципов:
- развивающего образования, целью которого является развитие личности ребенка как раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию; формирование общей культуры дошкольника, обеспечивающих его социальную успешность;
научной обоснованности и практической применимости: содержание работы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; предлагаемые ребенку задания должны носить практико-ориентированный характер и быть жизненно обусловленными;
соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности: решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста: в процессе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: использование игры как ведущего вида деятельности старшего.
Кроме того, процесс развития художественно-творческих способностей представлял целенаправленную организованную деятельность детей с соблюдением следующих требований:
- поэтапное построение педагогической работы;
- организация пространства взаимодействия воспитателя с детьми, наполнение ее необходимыми атрибутами для создания разнообразных образов;
- организация личностно-ориентированного общения, т.е. субъект-субъектные отношения между педагогом и детьми - педагог как равноправный партнер по непосредственно-образовательной деятельности .
Развитие эстетического отношения определялось тщательным подбором художественных произведений, являющихся содержанием художественно-эстетической деятельности, и осуществлялось на основе критериев:
доступность содержания, соответствие содержания личному опыту дошкольников, что является основой возникновения интереса к предлагаемому материалу;
- соответствие содержания поставленной задачи – развитию художественно-творческих способностей у детей стваршего дошкрольного возраста;
- сюжетность, динамичность художественных произведений, позволяющих использовать их в интегрированной театрализованной деятельности.
Процесс развития «творческого воображения» в работах детей старшего дошкольного возраста происходит успешнее благодаря использованию таких театрализованных игр, как: «разное настроение», «вырази свои чувства»; озвучивания сочиненных детьми историй, творческого рассказывания. Ведь недостаточно просто знакомить ребенка с чем-либо, у него должно возникнуть желание высказать несколько своих разнообразных идей, которые носят нестандартный характер, желание совершенствовать свой «продукт», придает ему завершенный вид. Этому способствует включение детей старшего дошкольного возраста в совместную со взрослыми деятельность. Детям задаются вопросы, побуждающие к активному размышлению. Так же развитие творческого воображения и способностей осуществляется в процессе использования интеграции искусств и создание благоприятных условий для гармоничного сочетания произведения искусств с собственной разнообразной творческой деятельностью.
Также развитию способствует ряд педагогических условий:
1. Создать ребенку такую среду и систему отношений, которая бы стимулировала на разнообразную творческую деятельность.
2. «Свобода в выборе деятельности»- т.е. учитывать желание ребенка, его интерес, направленный на развитие творческого воображения (Б.П.Никитин)
3. Создание благоприятной атмосферы, побуждающей к творчеству т.е. желательно создать «центр искусства» так, чтобы дети могли свободно и по своим интересам взаимодействовать с ее различными элементами повышая тем самым творческую активность. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющие впечатления (Е. Короткова ).
Развитие компонента творческого воображения «оригинальность», происходит в процессе создания фантастических образов в разных видах деятельности (музыкальной, изобразительной и т.д. ), конкурсах творческих работ, где дети с удовольствием участвуют. Благодаря использованию разнообразных и интересных для детей видов деятельности, внимание у детей становится более устойчивым, несмотря на преобладание непроизвольного внимания. Дети с удовольствием рассматривают и сравнивают репродукции картин, труднее было составлять рассказы (из опыта, по картинам) решать проблемные ситуации. В целом старшему дошкольнику трудно еще подключить свободное фантазирование – многие из них лучше справляются с работой по готовым шаблонам.
Для развития художественно-творческих способностей нами был разработан комплекс занятий, направленный на развитие каждого выделенного нами показателя, взяв за основу методики Л.В.Школяр, Н.Г.Куприной, Т.Г. Казаковой, Н.А. Ветлугиной.
Таблица 4
Примерное тематическое планирование развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе интегрированной художественной, театрализованной деятельности
Цель |
Задачи |
Тема |
Интегрируемые составляющие |
Материал |
Эстетическое отношение |
Развивать чувствительность к выразительным средствам разных видов искусства; способность использовать средства выразительности для воплощения замысла; -Развивать «вчувствование» в мир другого, непосредственное сопереживание ему (способность эмпатийного включения при восприятии природы, искусства и другого человека). -Формировать проявление собственного мнения о произведениях, умение в слове выразить эстетическое впечатление (эстетические суждения). |
«Осенние листья» |
Прослушивание и просматривание коротких музыкальных спектаклей, музыкальное песенное творчество, придумывание характеров героев через движение; образно-театральное воплощение небольших сценок |
Музыкальный материал: Музыкальный ряд: Ф.Шопен. Этюд фа минор, сочинение 25; П.И.Чайковский «Осенняя песенка» Художественные произведения: Стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», О.Орлов «Уходит осень…» Продуктивная деятельность: аппликация обрыванием «Осенний ковер» |
«Андрюша» |
Прослушивание музыкальных миниатюр, эмоциональная отзывчивость на впечатления, полученные от эмоционально-образного содержания произведений; описание эмоционального состояния героя на со словесными доказательствами;) |
Музыкальный материал: фрагмент из «Детского альбома» П.Чайковского «Болезнь куклы» Художественные произведения: репродукция картины Н.Жукова «Андрюша» |
||
«Там, где море вечно плещет…» |
Прослушивание музыкального спектакля, участие некоторых детей в нем, музыки; эмоциональная отзывчивость на впечатления, полученные от эмоционально-образного содержания произведений музыки, воспевающих образ моря; |
Музыкальный материал: Н. Римский – Корсаков «Шехеразада» (1 часть Синдбадов корабль), «Садко» (вступление «Океан – море синее»), Р.Щедрин «Конек -Горбунок» (тема золотые рыбки) Художественные произведения: репродукция картины И.Айвазовский «Тихое море». «Девятый вал» Продуктивная деятельность: рисование в технике «набрызг»: «Там, где море вечно плещет…» |
||
«Песенка ручейка» |
Постановка мини спектакля. Прослушивание и просмотр остальными детьми группы произведения, музыки; эмоциональная отзывчивость на впечатления, полученные от эмоционально-образного содержания произведений музыки, поэзии живописи; изобразительная деятельность, пение, музыкально - ритмичные движения, ритмопластика, образно-театральное воплощение небольших сценок, поэтическое слово; изобразительная деятельность: коллаж |
Музыкальный материал: фонограммы «А Вивальди «Времена года» («Весна»); Э.Грин «Ручеек», А.Аренский «Лесной ручей»,песня «Солнечная капель» С.Соснин. Художественные произведения: стихотворения Ф.Тютчев «Ещё в полях белеет снег», Е.Баратынский «Весна-весна!» Продуктивная деятельность: изобразительная деятельность в технике коллаж «Песенка Ручейка» |
||
«Дюймово- |
Постановка мини спектакля; эмоциональная отзывчивость на впечатления, полученные от эмоционально-образного содержания произведений музыки, поэзии живописи; образно-театральное воплощение небольших сценок; изобразительная деятельность (рисование) |
Музыкальный материал: пьесы С.Губайдулиной, С.М.Слонимского «Дюймовочка» Продуктивная деятельность: рисование «Сказочные герои» под музыкальные характеристики на материалы фрагментов вальс Н.Римского-Корсакова, Д. Кабалевского, Ш. Гуно, |