Файл: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности (Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Содержание понятия «творческие способности»

1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В интегрированной ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ деятельностИ

2.1. Диагностическое исследование уровней развития художественно-творческих способностей старших дошкольников

2.2. Содержание педагогической работы по развитию художественно-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированной деятельности

2.3. Диагностика уровней художественно-творческих способностей старших дошкольников на контрольном этапе опытно-поисковой работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В интегрированной ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ деятельностИ

2.1. Диагностическое исследование уровней развития художественно-творческих способностей старших дошкольников

Цель диагностического исследования: выявить уровень развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной театрализованной деятельности.

Художественно-творческие способности — это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности, направленной на создание прекрасного в любом виде деятельности, выражающейся в стремлении как можно более ясно отразить задуманное содержание. (Т.С.Комарова) [11,с.15].

На основе определения понятия «художественно-творческие способности», теоретического анализа диагностических методик по определению уровня развития художественно-творческих способностей детей в интегрированной деятельности Н.В. Бибикова, Н.Э. Вишневая, В.Л. Клевцова, С.И. Гин, Л.Г. Карпова были выделены следующие показатели развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной театрализованной деятельности:

  • эстетическое отношение;
  • творческое воображение;
  • практические умения и навыки при создании художественного образа.

Показатель «эстетическое отношение», характеризуется следующими критериями:

  • художественно-эстетический опыт,
  • эмоциональный отклик (отзывчивость),
  • способность выражать свои впечатления от воспринятого произведения.

Показатель «творческое воображение», характеризуется следующими критериями:

  • оригинальность;
  • вариативность;
  • умение переводить художественные образы из одной модальности в другую, не теряя яркости и выразительности художественного образа.

Показатель «практические умения и навыки при создании художественного образа», характеризуется следующими критериями:

  • чувствительность к выразительным средствам разных видов искусства,
  • способность использовать средства выразительности для воплощения замысла.

На основе выделенных показателей и критериев разработана характеристика уровней развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной театрализованной деятельности.

Таблица 1

Характеристика уровней развития художественно-творческих

способностей у детей старшего дошкольного возраста

в интегрированной театрализованной деятельности.

Диагностические показатели

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Эстетическое отношение

- у ребенка не проявляется эмоциональная отзывчивость; отсутствует адекватность эмоциональной реакции, чувств, переживаний эмоциональному смыслу произведений искусств;

- ребенку очень трудно идентифицировать себя с героем;

- у ребенка не проявляется умение выявлять средства выразительности, значимые для передачи смысла произведения;

- ребенок не способен даже с помощью взрослого выразить эмоциональный смысл произведения средствами других видов искусства.

- у ребенка проявляется эмоциональная отзывчивость;

- ребенку с помощью взрослого проявляет адекватность эмоциональной реакции, чувств, переживаний эмоциональному смыслу произведений искусств;

- ребенок частично способен к эмпатии, идентификации себя с героем;

- ребенок не всегда умеет выявлять средства выразительности, значимые для передачи смысла произведения;

- ребенок способен с помощью взрослого выразить эмоциональный смысл произведения средствами других видов искусства.

- у ребенка высокая степень эмоциональной отзывчивости;

- ребенку присуще адекватность эмоциональной реакции, чувств, переживаний эмоциональному смыслу произведений искусств;

- ребенок способен к эмпатии, идентификации себя с героем;

- ребенок умеет выявлять средства выразительности, значимые для передачи смысла произведения;

- ребенок способен выразить эмоциональный смысл произведения средствами других видов искусства.

Творческое воображение

- при создании образа у ребенка отсутствует оригинальность;

- у ребенка низкий уровень вариативности, не способен представить разнообразные варианты.

- ребенок не способен переводить художественные образы из одной модальности в другую.

- ребенок частично способен производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов;

- ребенок не всегда способен нестандартно разрешить проблемы;

- ребенок с трудом переводит художественные образы из одной модальности в другую.

- ребенок способен производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов;

- ребенок способен к нестандартному разрешению проблем, способность порождать необычные идеи, которые относятся к разным сферам и областям;

- ребенок способен искать и находить разнообразные варианты решения проблемы, который является оптимальным в данной ситуации;

- ребенок умеет переводить художественные образы из одной модальности в другую.

Практические умения и навыки при создании художественного, театрализованного образа

- отсутствие чувственности к выразительности языка разных видов искусств;

- ребенок не способен чувствовать выразительность средств, материала, использовать их при создании художественного образа в материале и языке разных видов искусств.

- у ребенка частично проявляется чувствительность к выразительности языка разных видов искусств;

-у ребенка не сформированы отдельные средства выразительности и практические умения (не выявлены).

- ребенок пытается использовать, но не всегда, получается, имеющиеся знания, умения и навыки в воплощении своих художественно-творческих образов из-за малой базы знаний

в материале и языке разных видов искусства

- у ребенка проявляется на высоком уровне чувствительность к выразительности языка разных видов искусств;

- ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений.

- ребенок активно использует имеющиеся знания, умения и навыки в воплощении своих художественно-творческих образов в материале и языке разных видов искусств.


Для оценки уровней развитости художественно-творческих способностей была введена следующая шкала, соответствующая трем уровням развития художественно-творческих способностей: высокий уровень - 3 балла, средний - – 2 балла, низкий - 1 балл.

Уровень развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста определяется суммой баллов, набранных при выполнении диагностических заданий (табл. 2).

Таблица 2

Уровень художественно-творческих способностей по баллам

Уровень

Баллы

Низкий до 4

До 4

Средний 5-7

5-7

Высокий 8-9

8-9

Ниже приведён диагностический инструментарий, который использовался для определения уровня развития выделенных показателей художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в интегрированной деятельности.

1.Диагностическое задание «Беседа о произведении» (по методике А. А. Мелик-Пашаева)

Цель: выявить уровень сформированности эстетического отношения в процессе восприятия просмотренного художественного произведения разных видов искусства (музыкальный спектакль, постановка сказки) в единстве двух аспектов (эмоционально-эстетического и художественно-эстетического)

Методика проведения. Дети знакомятся с постановкой сказки, сделанной детьми из другой группы. Затем отвечают на следующие вопросы:

Какое настроение выражено в этом произведении?

Какое чувство, какое настроение вызывает у тебя это произведение?

Какие чувства испытал герой произведения? Какими средствами это выражено (как показывает это автор)?

Какое настроение у тебя после восприятия данного произведения? Хотел ли ты что-нибудь изменить?

Представь себя в роли (композитора, художника, писателя). Выбери средства для воплощения своего переживания, возникшего при восприятии данного произведения.

Оценка результатов: выполнение детьми задания оценивается по следующим показателям: степень эмоциональной отзывчивости; адекватность эмоциональной реакции, чувств, переживаний эмоциональному смыслу произведения; способность эмпатии, идентификации себя с героем; умение выявлять средства выразительности, значимые для передачи смысла произведения; способность выразить эмоциональный смысл произведения средствами других видов искусства.


Максимальное количество баллов 3.

Результаты диагностики по показателю «эстетическое отношение»:

Высокий уровень – 5 детей (25%). У детей выявлена высокая степень эмоциональной отзывчивости при слушании музыкальной постановки с очень ярко проявляющимся эмоциональным откликом при восприятии музыкального театрализованного произведения; дети показывали полную самостоятельность в выборе воплощения переживания, использует разнообразные способы, адекватные характеру и настроению музыкального произведения; нахождение идеи, способов ее реализации и создание творческого продукта происходит самостоятельно. Например, Миша Ш, смотрел музыкальный детский спектакль, слушал музыку и двигался под её звучание с закрытыми глазами, выражая свое отношение к спокойному звучанию расслабленной мимикой лица и хмурил брови, когда звучали резкие звуки произведения; дети умело  выделяли выразительную особенность формы музыкального произведения.

Катя А. после просмотра театрализованной музыкальной постановки сказала, что ей «сделалось очень – очень грустно и даже захотелось плакать».

Средний уровень – 12 детей (55%). У детей проявлялась в относительной самостоятельности эмоциональная отзывчивость при слушании музыкального произведения, они откликались при восприятии музыкальной театрализованной детской постановки, дети частично показали умение  выделять выразительную особенность формы, во взаимосвязи с ее чувственным обликом (чувствительность к гармонии); выбор способа воплощения эмоционального отклика происходит с помощью взрослого. Проявляется адекватность между воплощением переживания и характером театрализованного произведения; способы воплощения переживания однообразны; нахождение идеи, способов ее реализации и создание творческого продукта происходит с помощью взрослого.

Низкий уровень – 3 ребенка (20%). При проведении диагностического задания у детей не проявлялась эмоциональная отзывчивость при восприятии музыкального спектакля. Савелий С. часто отвлекался и смотрел в окно, т.е. ему было неинтересно, У детей не выявлена адекватность эмоциональной реакции, чувств и переживаний эмоциональному смыслу прослушанного произведения. У детей отсутствует чувствительность к гармонии, не способны «вчувствоваться» в мир другого, непосредственно сопереживать ему. Дети, Василиса Ч. и Никита М. ребенок не показали умение выявлять средства выразительности, значимые для передачи смысла произведения и выразить его средствами других искусств.


Рис. 1 - Диаграмма выявления уровней развития показателя «эстетическое отношение» (в %)

2. Диагностическое задание «Создаем музыкально-сценический образ» (по Л. В. Ясинских)

Цель: выявление уровня сформированности специальных практических умений в процессе вокальной, пластической и других импровизаций.

Оборудование: стихотворение. 

Методика проведения. Детям предлагается произведение какого-либо вида искусства. Если это аудиозапись, необходимо придумать к ней сказку, рассказ и т.д.; если картина – подобрать музыку; если стихотворение – озвучить его музыкальными инструментами.

Оценка результатов выполнение детьми задания оценивается по следующим показателям: выразительность речевого интонирования; яркость, выразительность музыкальной импровизации (вокальной, инструментальной, пластической) на вербальный стимул; адекватность интонации эмоциональному смыслу стимула; оригинальность, индивидуальное своеобразие созданного творческого продукта; умение элементарно выражать объекты и явления действительности в художественных образах.

Максимальное количество баллов 3.

Материалы к заданию «Создаем музыкально-сценический образ»

Что за волшебная Весна! Откуда в ней так много силы? 
Едва очнувшись ото сна, она природу пробудила. 
Волшебной палочкой взмахнув, она сугробы растопила .
И сразу же, не отдохнув, ручьям дорогу проложила.
Потом, как будто дирижер, она учила петь капели
И их веселый, звонкий хор поет которую неделю. 
И солнцу жарче греть велела, дала лучей ему взаймы, 
И сразу все зазеленело, как будто не было зимы. 
Дождем все улицы умыла, из-за морей вернула птиц.
Ведь как без них зимой уныло! А нынче – радость без границ! 
Так, даже не присев с дороги, весна трудилась день – деньской. 
И мишка вышел из берлоги, и зажужжал пчелиный рой.

И воздух чист, и даль ясна! 
Результаты диагностики по показателю «практические умения и навыки при создании художественного образа»

Высокий уровень -5 детей (25%). Дети показали высокую выразительность речевого интонирования в процессе вокальной импровизации. Катя А. очень выразительно пропела слова стихотворения «Что за волшебная Весна! Откуда в ней так много силы? 
Едва очнувшись ото сна, она природу пробудила. 
Волшебной палочкой взмахнув, она сугробы растопила.
И сразу же, не отдохнув, ручьям дорогу проложила», сопровождая пение пластическими движениями рук. Миша С. продемонстрировал адекватность интонации эмоциональному смыслу стимула по смыслу произведения – читал стихотворение радостно, используя восклицательные предложения. У детей выявлена оригинальность, индивидуальное своеобразие созданного творческого продукта и умение элементарно выражать объекты и явления действительности в художественных образах, характеризующаяся верным определением детьми эмоционально-образного содержания произведения, при вербальном определении дети обращались к аналогичным событиям собственного жизненного опыта.