Файл: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности (Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 4
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В интегрированной ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ деятельностИ
2.1. Диагностическое исследование уровней развития художественно-творческих способностей старших дошкольников
Цель диагностического исследования: выявить уровень развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной театрализованной деятельности.
Художественно-творческие способности — это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности, направленной на создание прекрасного в любом виде деятельности, выражающейся в стремлении как можно более ясно отразить задуманное содержание. (Т.С.Комарова) [11,с.15].
На основе определения понятия «художественно-творческие способности», теоретического анализа диагностических методик по определению уровня развития художественно-творческих способностей детей в интегрированной деятельности Н.В. Бибикова, Н.Э. Вишневая, В.Л. Клевцова, С.И. Гин, Л.Г. Карпова были выделены следующие показатели развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной театрализованной деятельности:
- эстетическое отношение;
- творческое воображение;
- практические умения и навыки при создании художественного образа.
Показатель «эстетическое отношение», характеризуется следующими критериями:
- художественно-эстетический опыт,
- эмоциональный отклик (отзывчивость),
- способность выражать свои впечатления от воспринятого произведения.
Показатель «творческое воображение», характеризуется следующими критериями:
- оригинальность;
- вариативность;
- умение переводить художественные образы из одной модальности в другую, не теряя яркости и выразительности художественного образа.
Показатель «практические умения и навыки при создании художественного образа», характеризуется следующими критериями:
- чувствительность к выразительным средствам разных видов искусства,
- способность использовать средства выразительности для воплощения замысла.
На основе выделенных показателей и критериев разработана характеристика уровней развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной театрализованной деятельности.
Таблица 1
Характеристика уровней развития художественно-творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста
в интегрированной театрализованной деятельности.
Диагностические показатели |
Уровни |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Эстетическое отношение |
- у ребенка не проявляется эмоциональная отзывчивость; отсутствует адекватность эмоциональной реакции, чувств, переживаний эмоциональному смыслу произведений искусств; - ребенку очень трудно идентифицировать себя с героем; - у ребенка не проявляется умение выявлять средства выразительности, значимые для передачи смысла произведения; - ребенок не способен даже с помощью взрослого выразить эмоциональный смысл произведения средствами других видов искусства. |
- у ребенка проявляется эмоциональная отзывчивость; - ребенку с помощью взрослого проявляет адекватность эмоциональной реакции, чувств, переживаний эмоциональному смыслу произведений искусств; - ребенок частично способен к эмпатии, идентификации себя с героем; - ребенок не всегда умеет выявлять средства выразительности, значимые для передачи смысла произведения; - ребенок способен с помощью взрослого выразить эмоциональный смысл произведения средствами других видов искусства. |
- у ребенка высокая степень эмоциональной отзывчивости; - ребенку присуще адекватность эмоциональной реакции, чувств, переживаний эмоциональному смыслу произведений искусств; - ребенок способен к эмпатии, идентификации себя с героем; - ребенок умеет выявлять средства выразительности, значимые для передачи смысла произведения; - ребенок способен выразить эмоциональный смысл произведения средствами других видов искусства. |
Творческое воображение |
- при создании образа у ребенка отсутствует оригинальность; - у ребенка низкий уровень вариативности, не способен представить разнообразные варианты. - ребенок не способен переводить художественные образы из одной модальности в другую. |
- ребенок частично способен производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов; - ребенок не всегда способен нестандартно разрешить проблемы; - ребенок с трудом переводит художественные образы из одной модальности в другую. |
- ребенок способен производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов; - ребенок способен к нестандартному разрешению проблем, способность порождать необычные идеи, которые относятся к разным сферам и областям; - ребенок способен искать и находить разнообразные варианты решения проблемы, который является оптимальным в данной ситуации; - ребенок умеет переводить художественные образы из одной модальности в другую. |
Практические умения и навыки при создании художественного, театрализованного образа |
- отсутствие чувственности к выразительности языка разных видов искусств; - ребенок не способен чувствовать выразительность средств, материала, использовать их при создании художественного образа в материале и языке разных видов искусств. |
- у ребенка частично проявляется чувствительность к выразительности языка разных видов искусств; -у ребенка не сформированы отдельные средства выразительности и практические умения (не выявлены). - ребенок пытается использовать, но не всегда, получается, имеющиеся знания, умения и навыки в воплощении своих художественно-творческих образов из-за малой базы знаний в материале и языке разных видов искусства |
- у ребенка проявляется на высоком уровне чувствительность к выразительности языка разных видов искусств; - ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений. - ребенок активно использует имеющиеся знания, умения и навыки в воплощении своих художественно-творческих образов в материале и языке разных видов искусств. |
Для оценки уровней развитости художественно-творческих способностей была введена следующая шкала, соответствующая трем уровням развития художественно-творческих способностей: высокий уровень - 3 балла, средний - – 2 балла, низкий - 1 балл.
Уровень развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста определяется суммой баллов, набранных при выполнении диагностических заданий (табл. 2).
Таблица 2
Уровень художественно-творческих способностей по баллам
Уровень |
Баллы |
Низкий до 4 |
До 4 |
Средний 5-7 |
5-7 |
Высокий 8-9 |
8-9 |
Ниже приведён диагностический инструментарий, который использовался для определения уровня развития выделенных показателей художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в интегрированной деятельности.
1.Диагностическое задание «Беседа о произведении» (по методике А. А. Мелик-Пашаева)
Цель: выявить уровень сформированности эстетического отношения в процессе восприятия просмотренного художественного произведения разных видов искусства (музыкальный спектакль, постановка сказки) в единстве двух аспектов (эмоционально-эстетического и художественно-эстетического)
Методика проведения. Дети знакомятся с постановкой сказки, сделанной детьми из другой группы. Затем отвечают на следующие вопросы:
Какое настроение выражено в этом произведении?
Какое чувство, какое настроение вызывает у тебя это произведение?
Какие чувства испытал герой произведения? Какими средствами это выражено (как показывает это автор)?
Какое настроение у тебя после восприятия данного произведения? Хотел ли ты что-нибудь изменить?
Представь себя в роли (композитора, художника, писателя). Выбери средства для воплощения своего переживания, возникшего при восприятии данного произведения.
Оценка результатов: выполнение детьми задания оценивается по следующим показателям: степень эмоциональной отзывчивости; адекватность эмоциональной реакции, чувств, переживаний эмоциональному смыслу произведения; способность эмпатии, идентификации себя с героем; умение выявлять средства выразительности, значимые для передачи смысла произведения; способность выразить эмоциональный смысл произведения средствами других видов искусства.
Максимальное количество баллов 3.
Результаты диагностики по показателю «эстетическое отношение»:
Высокий уровень – 5 детей (25%). У детей выявлена высокая степень эмоциональной отзывчивости при слушании музыкальной постановки с очень ярко проявляющимся эмоциональным откликом при восприятии музыкального театрализованного произведения; дети показывали полную самостоятельность в выборе воплощения переживания, использует разнообразные способы, адекватные характеру и настроению музыкального произведения; нахождение идеи, способов ее реализации и создание творческого продукта происходит самостоятельно. Например, Миша Ш, смотрел музыкальный детский спектакль, слушал музыку и двигался под её звучание с закрытыми глазами, выражая свое отношение к спокойному звучанию расслабленной мимикой лица и хмурил брови, когда звучали резкие звуки произведения; дети умело выделяли выразительную особенность формы музыкального произведения.
Катя А. после просмотра театрализованной музыкальной постановки сказала, что ей «сделалось очень – очень грустно и даже захотелось плакать».
Средний уровень – 12 детей (55%). У детей проявлялась в относительной самостоятельности эмоциональная отзывчивость при слушании музыкального произведения, они откликались при восприятии музыкальной театрализованной детской постановки, дети частично показали умение выделять выразительную особенность формы, во взаимосвязи с ее чувственным обликом (чувствительность к гармонии); выбор способа воплощения эмоционального отклика происходит с помощью взрослого. Проявляется адекватность между воплощением переживания и характером театрализованного произведения; способы воплощения переживания однообразны; нахождение идеи, способов ее реализации и создание творческого продукта происходит с помощью взрослого.
Низкий уровень – 3 ребенка (20%). При проведении диагностического задания у детей не проявлялась эмоциональная отзывчивость при восприятии музыкального спектакля. Савелий С. часто отвлекался и смотрел в окно, т.е. ему было неинтересно, У детей не выявлена адекватность эмоциональной реакции, чувств и переживаний эмоциональному смыслу прослушанного произведения. У детей отсутствует чувствительность к гармонии, не способны «вчувствоваться» в мир другого, непосредственно сопереживать ему. Дети, Василиса Ч. и Никита М. ребенок не показали умение выявлять средства выразительности, значимые для передачи смысла произведения и выразить его средствами других искусств.
Рис. 1 - Диаграмма выявления уровней развития показателя «эстетическое отношение» (в %)
2. Диагностическое задание «Создаем музыкально-сценический образ» (по Л. В. Ясинских)
Цель: выявление уровня сформированности специальных практических умений в процессе вокальной, пластической и других импровизаций.
Оборудование: стихотворение.
Методика проведения. Детям предлагается произведение какого-либо вида искусства. Если это аудиозапись, необходимо придумать к ней сказку, рассказ и т.д.; если картина – подобрать музыку; если стихотворение – озвучить его музыкальными инструментами.
Оценка результатов выполнение детьми задания оценивается по следующим показателям: выразительность речевого интонирования; яркость, выразительность музыкальной импровизации (вокальной, инструментальной, пластической) на вербальный стимул; адекватность интонации эмоциональному смыслу стимула; оригинальность, индивидуальное своеобразие созданного творческого продукта; умение элементарно выражать объекты и явления действительности в художественных образах.
Максимальное количество баллов 3.
Материалы к заданию «Создаем музыкально-сценический образ»
Что за волшебная Весна! Откуда в ней так много силы?
Едва очнувшись ото сна, она природу пробудила.
Волшебной палочкой взмахнув, она сугробы растопила .
И сразу же, не отдохнув, ручьям дорогу проложила.
Потом, как будто дирижер, она учила петь капели
И их веселый, звонкий хор поет которую неделю.
И солнцу жарче греть велела, дала лучей ему взаймы,
И сразу все зазеленело, как будто не было зимы.
Дождем все улицы умыла, из-за морей вернула птиц.
Ведь как без них зимой уныло! А нынче – радость без границ!
Так, даже не присев с дороги, весна трудилась день – деньской.
И мишка вышел из берлоги, и зажужжал пчелиный рой.
И воздух чист, и даль ясна!
Результаты диагностики по показателю «практические умения и навыки при создании художественного образа»
Высокий уровень -5 детей (25%). Дети показали высокую выразительность речевого интонирования в процессе вокальной импровизации. Катя А. очень выразительно пропела слова стихотворения «Что за волшебная Весна! Откуда в ней так много силы?
Едва очнувшись ото сна, она природу пробудила.
Волшебной палочкой взмахнув, она сугробы растопила.
И сразу же, не отдохнув, ручьям дорогу проложила», сопровождая пение пластическими движениями рук. Миша С. продемонстрировал адекватность интонации эмоциональному смыслу стимула по смыслу произведения – читал стихотворение радостно, используя восклицательные предложения. У детей выявлена оригинальность, индивидуальное своеобразие созданного творческого продукта и умение элементарно выражать объекты и явления действительности в художественных образах, характеризующаяся верным определением детьми эмоционально-образного содержания произведения, при вербальном определении дети обращались к аналогичным событиям собственного жизненного опыта.