Файл: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности (Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Содержание понятия «творческие способности»

1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В интегрированной ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ деятельностИ

2.1. Диагностическое исследование уровней развития художественно-творческих способностей старших дошкольников

2.2. Содержание педагогической работы по развитию художественно-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированной деятельности

2.3. Диагностика уровней художественно-творческих способностей старших дошкольников на контрольном этапе опытно-поисковой работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

С введением ФГОС ДО проблемы развития творчества становится наиболее актуальной, поэтому наряду с другими направлениями особое внимание уделяется развитию индивидуальных особенностей и возможностей детей в процессе художественно-творческой деятельности. У каждого ребенка есть потребность в реализации своего потенциала, и именно через творчество, как естественный компонент развития, он может раскрыться наиболее полно как личность. В творческом процессе лучше расширяется его опыт, обогащаются знания, формируются практические умения и навыки, вследствие чего повышается самооценка дошкольника. Это, несомненно, способствует наиболее успешной позитивной социализации, развитию его творческих способностей. Известные психологи и педагоги считают возможным творческое развитие во всех видах деятельности, в том числе и в изобразительной деятельности. Н.П. Сакулина, следуя за Л.С. Выготским, Б.М. Тепловым, Е.А. Флериной, доказывала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохранят преимущества детского творчества, а с другой – помогут ребенку овладеть средствами самовыражения.

Одним их таких наиболее эффективных средств развития творческой активности и самостоятельности является использование методов и приёмов театрализованной деятельности. Данный подход дает толчок развитию детского интеллекта и творческой активности, учит нестандартно мыслить, ребенок начинает экспериментировать, творить, пробовать и искать.

Цель – процесс развития творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Объект – творческие способности детей дошкольного возраста.

Предмет – особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические основы изучения творческих способностей у детей дошкольного возраста,

- реализовать опытно-поисковую работу по развитию творческих способностей дошкольников в интегрированной театрализованной деятельности.

Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:

Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;

Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов детского творчества, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.


Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Содержание понятия «творческие способности»

На сегодняшний день творчество достаточно высоко ценится, а специальности, связанные с ним, становятся все более востребованными. Парикмахеры и создатели телепередач, организаторы праздничных мероприятий и фотографы, дизайнеры одежды и веб-дизайнеры, флористы, бармены и даже специалисты по диагностике автомобилей – все эти профессии требуют определенных талантов и творческих способностей. Однако немногие родители уделяют достаточно внимания развитию ребенка в этом направлении. Преимущество отдается речи, мышлению и памяти, а фантазия и воображение формируются у маленького человека сами собой. Конечно, многое зависит от природных задатков: кто-то с младых ногтей выказывает яркие творческие способности, ну а кто-то на протяжении всей жизни абсолютно равнодушен к музыке и искусству [1].

Наука дает понятию «творчество» множество сложных и запутанных определений. Но существует одна очень простая трактовка этого термина: творчество – это активная форма самовыражения. Причем самовыражение может осуществляться через что угодно: слово или движение, рисунок или скульптуру, стихотворение или мелодию. Даже к бухгалтерскому учету и химическим исследованиям – таким вроде бы нетворческим занятиям – можно применять творческие способности, чтобы успешно осуществить задуманное и прийти к позитивному результату.

Творчество заключается в [2]:

-способности – возможности придумывать, изобретать что-то совершенно новое;

-позиции – способности принимать изменения и новшества, стремлении экспериментировать с замыслами и возможностями, гибкости мировоззрения, беспрестанном поиске путей к совершенству;

-процессе, результатом которого является создание совершенно новых образов.


Творческие способности дошкольника – это индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой-либо творческой деятельности. Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств дошкольника, среди которых:

-замечать то, чего не видят другие (например, сначала видеть целое, а уж потом фиксировать детали);

-за малое количество времени выдавать множество разнообразных оригинальных идей;

-без труда ассоциировать отдаленные понятия;

-стремление познавать;

-применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой;

-целенаправленно организовывать условия, в которых объект наиболее ярко обнаруживает свою скрытую сущность;

-самостоятельно создавать альтернативное решение задачи вместо поиска необходимого среди предложенных решений;

-образно схватывать некую закономерность развития объекта до знакомства с ним и приобретения четкого понятия об этом объекте.

Основой всех перечисленных качеств являются воображение и креативное мышление, развитие которых приводит к совершенствованию творческих способностей у дошкольников [3].

Для того чтобы определить степень развития творческих способностей у дошкольников, разработаны специальные методики диагностики. Наиболее распространена диагностика уровня развития творческих способностей у детей посредством анализа детских рисунков, по которым определяется:

-умение правильно передать положение объекта в пространстве;

-полнота содержания изображения;

-эмоциональность созданного образа;

-умение раскрыть задуманный сюжет.

Диагностика уровня развития творческих способностей помогает выяснить, что детям удается без труда, а на что следует обратить внимание, чтобы подтолкнуть маленьких фантазеров к более эффективному самовыражению.

1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

В условиях введения ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческого потенциала подрастающей личности. Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять творческую направленность человека. О необходимости развития творческих способностей дошкольников говорят и пишут давно. Разработаны программы и технологии, направленные на достижение этой цели. Однако в настоящее время проблема развития творческих способностей дошкольников претерпела существенные изменения. Так, в последнее десятилетие педагоги-практики отмечают, что дети дошкольного возраста всё больше отличаются от их сверстников, которых описывают И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, М. Монтессори, В.А. Сухомлинский, и даже от тех детей, которые посещали детские сады в конце ХХ в [6].


Р.С. Немов, рассматривая творческие проявления детей, обращает внимание на связь творчества и интереса ребёнка к осуществляемой деятельности. Он подчёркивает, что интерес к деятельности связан с открытием нового, т.е. с творческим процессом [5]. Современные психологи и педагоги (А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) указывают, что одним из условий развития творческих способностей у детей выступает личность педагога и его готовность к соответствующей организации образовательного процесса. В отечественной педагогике и психологии процесс развития творческих способностей дошкольников достаточно хорошо изучен. Исследования в области физиологии показывают, что мозг ребёнка интенсивно растёт и «дозревает» в первые годы жизни. Рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности функционирования уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется образование новых. Это время высшей сензитивности, наиважнейшее для начала развития способностей. Но для успешного развития необходимо подкрепление данного процесса соответствующими стимулами с опорой на оптимальные условия, существующие на момент созревания. Если созревание мозговых структур и начало функционирования идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие происходит легко [7].

Большинство исследователей связывают развитие творческих способностей в дошкольном детстве с появлением символов, развитием способности замещения (Н.Е. Веракса, Н.Н. Поддьяков, И.В. Смолярчук, И.С. Якиманская и др.). Замещение формируется в различных видах деятельности ребёнка – игре, конструировании, рисовании и др.

Н.А. Ветлугина, основываясь на положениях теории деятельности А.Н. Леонтьева, выделяет у дошкольников способности – воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства, легко «входить» в воображаемую ситуацию, эмоционально откликаться на красоту; – творить по законам красоты, проявляя творческую инициативу и личностное отношение к происходящему; – оценивать прекрасное в окружающем, различать средства художественной выразительности в содержании произведений; – самостоятельно искать и находить оригинальные приёмы решения творческих задач [2]. Исходя из вышесказанного, сформулируем особенности развития творческих способностей дошкольников.

1. Специфика эмоциональной сферы детей. Эмоции дошкольника развиваются, при этом изменяются качественно, становятся более сложными, глубокими, устойчивыми. Ребёнок постепенно учится управлять своим поведением не только с позиции эмоциональных побуждений, но и в соответствии с сознательно поставленными задачами. В этот период эмоциональная сфера ребёнка связана с формированием моральной стороны личности. Огромный эмоциональный опыт ребёнок приобретает в процессе общения с искусством, постигая смысл и усваивая те общечеловеческие ценности, которые воплощены в художественных произведениях. Степень эмоциональности ребёнка определяет силу и интенсивность его воображения.


2. Опора воображения на восприятие. Развитие воображения в дошкольном возрасте происходит за счёт совершенствования воссоздающего воображения, всё более правильного и полного отражения действительности.

3. Уровень сенсорного развития ребёнка отличается малой дифференцированностью восприятия: при предъявлении предметов дети выделяют наиболее яркие, бросающиеся в глаза свойства.

4. Психомоторика дошкольника, отнесённая нами к частным способностям, отличается недостаточной координацией движений и слабой их управляемостью. Уровень развития психомоторной сферы обусловливает качество художественно-творческих результатов деятельности.

5. Художественно-творческие способности дошкольника динамичны, они не являются чем-то статичным, неизменным. Каждый их структурный компонент находится в процессе становления, развития. Все они сформированы в разной степени, поэтому их проявления весьма индивидуальны.

6. Развитие художественно-творческих способностей напрямую зависит от окружения, в котором ребёнок проводит первые годы жизни. У многих детей эти способности начинают развиваться лишь в результате планомерной педагогической работы, что не означает их слабости [8].

Врождённые задатки, по нашему убеждению, – только одно из условий сложного процесса развития творческих способностей. Творчество дошкольников, в отличие от творчества взрослых, ограничено малым опытом. С этой точки зрения, творчество детей должно быть более бедным. Однако хотя взрослые имеют больше элементов для комбинации, они осознанно отсекают те из них, которые, согласно опыту, невозможны, в то время как дети легко комбинируют несоединимые вещи, не подвергая критике результат. Для ребёнка характерно «вариативное мышление», когда он создаёт множество способов решения одной задачи, но одинаково привязан к каждому. Пока он не способен отделить удачный вариант от неудачного – с позиций культуры, в которой он развивается. «Взрослое» творчество, напротив, предполагает отбор с позиций вкуса, принятого в обществе с точки зрения культуры, в которой это творчество рождается. Ребёнок любит то, что им создано. Он уверен, что взрослый смотрит на сделанное им точно так же, как и он сам. Отсутствие творческих проявлений у ребёнка может быть следствием жёсткой системы воспитания, подавившей структуры собственного «Я» [9]. Особенно опасно, если это произойдёт до «первого рождения личности», примерно в 3летнем возрасте. Сделаем следующие выводы. Творческие способности не являются врождённым качеством, при определённых условиях они могут проявляться и развиваться. Творческие способности дошкольников – индивидуальное динамичное личностное образование. Они проявляются и развиваются только в соответствующих видах деятельности и только при наличии значимой для субъекта внутренней мотивации. Большую роль в развитии способностей играет личность педагога. В качестве компонентов творческих способностей дошкольников следует выделить особенности развития мышления, воображение, индивидуально-личностные качества, которые могут быть объединены под общим понятием субъективности личности.