Файл: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности (Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Содержание понятия «творческие способности»

1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В интегрированной ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ деятельностИ

2.1. Диагностическое исследование уровней развития художественно-творческих способностей старших дошкольников

2.2. Содержание педагогической работы по развитию художественно-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированной деятельности

2.3. Диагностика уровней художественно-творческих способностей старших дошкольников на контрольном этапе опытно-поисковой работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2.3. Диагностика уровней художественно-творческих способностей старших дошкольников на контрольном этапе опытно-поисковой работы

На контрольном этапе опытно-поисковой работы определялась эффективность проведенной педагогической деятельности. С этой целью проводилась повторная диагностика уровня развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе интегрированной театрализованной, художественной деятельности с использованием диагностических методик констатирующего этапа; было разработано примерное тематическое планирование, что в конечном итоге привело к положительной динамике развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Так, количество детей, у которых был выявлен высокий уровень, увеличилось с 15% до 25%, средний уровень повысился с 65% до 75 %, низкий уровень на контрольном этапе не выявлен, что свидетельствует об эффективности проведенной педагогической работы по развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в интегрированной деятельности.

Результат динамики уровня развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной деятельности суммирован по всем трем показателям на контрольном этапе и представлен на рис.5.

Рис.4 – Сравнительная диаграмма развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах.

Таким образом, эффективность разработанного комплекса занятий для развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на основе организации интегрированной художественной, театрализованной деятельности подтверждена, поставленная цель достигнута.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования к человеку как главному элементу производительных сил общества, означая необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. В обществе все больше возрастает значимость творческой личности. Воспитать творческую личность, т.е. сформировать условия и установку на творчество с одной стороны и потребность и побуждение к творчеству с другой стороны, нельзя без специальных усилий системы образования, общества. Важная роль принадлежит интеграции художественной деятельности в образовательный процесс дошкольного учреждения.


В результате сопоставления позиций ряда авторов по проблеме исследования, мы остановились на позиции Т.С. Комаровой, которая определяет художественно-творческие способности как индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности, направленной на создание прекрасного в любом виде деятельности, выражающейся в стремлении как можно более ясно отразить задуманное содержание.

Для выявления уровня развитости художественно-творческих способностей нами были выделены следующие показатели: эстетическое отношение, творческое воображение, практические умения и навыки при создании художественного образа.

В результате проведения диагностического исследования были получены следующие результаты: высокий уровень выявлен у 5 детей, что составляет 25%; средний уровень выявлен у 15 детей- 75 %.

Нами был разработан комплекс занятий для развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе интегрированной театрализованной деятельности.

В результате реализации разработанного нами комплекса занятий по развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе интегрированной театрализованной деятельности наблюдалась положительная динамика. Количество детей, у которых был выявлен высокий уровень, увеличилось с 15% до 25% , средний уровень повысился с 65% до 75 %, низкий уровень на контрольном этапе не выявлен ни одного ребенка.

Таким образом, результаты контрольного этапа опытно-поисковой работы подтвердили эффективность разработанного нами комплекса занятий по развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в интегрированной деятельности. Поставленная цель достигнута.

.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 2 марта 2016 г. N 46-ФЗ, от 30 декабря 2015 г. N 458-ФЗ).
  3. Аенисимов В.П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры [Текст]/В.П.Анисимров//музыкальная палитра. - № 4.-С.3 – 7.
  4. Ванслова Е. Раздвигаем границы эстетического образования / Е. Ванслова // Искусство. - 2008. - №2. - С. 28 - 29.
  5. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей / Н. А. Ветлугина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. – С. 12-18.
  6. ВоеводинаА.И. Особенности развития старших дошкольников в условиях интегрированной деятельности / А.И.Воеводина, С. В. Горшунова, Г. А. Павлова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 67-71.
  7. Воспитание и образование в современной школе: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных / под. ред. О.Ю. Елькиной.- Новокузнецк: Искусство КузГПА, 2006. - 349 с.
  8. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Развитие высших психических функций / Л.С.Выготский. // Психология. - М.: Сфера, 2012. – С. 212-246.
  9. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология [Текст] / А.Л. Готсдинер.- М.; NB МАГИСТР,1993. – 190 с.
  10. Гаджиева Х. Наглядные пособия в системе художественно-эстетического образования и воспитания учащихся / Х. Гаджиева // Искусство в школе. - № 1. – 2007. – С. 78 – 80.
  11. Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников / А. А. Грибовская. – М.: Творческий центр Сфера, 2005. – 126 с.
  12. Гончарова Е.В. Социально-культурологический подход как методологическая основа современного дошкольного образования / ред. А.Ф. Аменд и другие // Вестник института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧГПУ. Центр личностно-ориентированного развивающего обучения. Серия 3. Актуальные проблемы образования. Научный журнал. Челябинск: ЧГПУ, 2004. № 22. С. 99–106.
  13. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: вокально-двигательные разминки, музыкальные игры, танцевальные движения, слушание фрагменты опер и балетов, музыкальные аутотренинги. - М.: ВАКО, 2006. – 239 с.
  14. Давыдчук А. Детство: Творчество безостановочно //Дошкольное воспитание. - 1995. - № 3. - С. 6-7.
  15. Ильина Е. Воспитание искусством / Е. Ильина // Искусство в школе. - 2009. - № 1. - С.13 - 15.
  16. Комарова Т.С. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина .- М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 256 с.
  17. Командышко Е.Ф.Художествен6но-образная специфика музыкального искусства и развитие на его основе творческого воображения. [Электронный ресурс]/Е.Ф.Командышко; ИХОРАО; Педагогика искусства. – Электпрронный журнал
  18. Куприна Н.Г. Диагностика и развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности: Учебно-методическое пособие /Уральский государственный педагогический институт. Екатеринбург, 2011. – 120 с.
  19. Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников / Н. В. Корчаловская. – М.: Феникс, 2013. – 216 с.
  20. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей / Сост. Т.А. Барышева, В.А. Щекалов. – Д.: Феникс, 2004. – 416 с.
  21. Кудина Г.Н. Как развивать художественное воспитание у дошкольников. / Г.Н. Кудина.- М.: Мысль, 2006. – 188 с.
  22. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры /В кн.: Проблемы развития психики. - 3-е изд. - М., 1972. - С. 472-500.
  23. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
  24. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. — 208 с.
  25. Мейлах В.С. Психология художественного творчества: Предмет и пути исследования //Психология процессов художественного творчества. - М.: Наука, 1980. - С. 5-23.
  26. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
  27. Менджерицкая Д.В. Воспитателю в детской игре: пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.; Ил.
  28. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка, как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика, 1981. - 217 с.