Файл: Выявление и использования резервов роста производительности труда на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности представлены в таблице 2.

Таблица 2

Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Эльдорадо» в 2017-2018 гг.[36]

Показатели

2017

2018

Изменения, +/-

Темп роста в % к прошлому году

Товарооборот в действующих ценах, тыс. руб.

105293

140559

35266

133,49

Валовой доход, тыс. руб.

37519

51596

14077

137,52

Уровень валового дохода, %

35,63

36,71

1,08

103,03

Издержки обращения, тыс. руб.

16750

22637

5887

135,15

Прибыль от реализации, тыс. руб.

20769

28959

8190

139,43

Налог на прибыль, тыс. руб.

1024

1361

337

132,91

Чистая прибыль, тыс. руб.

19745

27598

7853

139,77

Рентабельность продаж, %

18,75

19,63

0,88

104,69

Практически все показатели деятельности магазина «Эльдорадо» в г. Кемерово за исследуемый период демонстрируют тенденцию к устойчивому росту. Так, показатель товарооборота в действующих ценах в 2018 году по сравнению с 2017 годом вырос на 33,49%. Валовой доход вырос на 37,52%, его уровень в товарообороте увеличился на 1,08%.

За анализируемый период также существенно выросли издержки обращения – на 35,15%, если в 2017 году они составляли 16750 тыс.руб., то в 2018 году они равны 22637 тыс.руб. Можно сделать вывод о том, что в 2018 году произошло значительное увеличение издержек обращения и темпы прироста этого показателя значительно опережают темпы прироста товарооборота.

Прибыль от реализации увеличилась на 39,43%, что привело к росту налога на прибыль. Результатом является рост чистой прибыли на 7853 тыс. руб.

Темп прироста чистой прибыли, как и прибыли от реализации выросли на 39%. Показатель рентабельности продаж под влиянием динамики прибыли от реализации также демонстрирует увеличение с 18,75% до 19,63%.


2.2. Анализ производительности труда в ООО «Эльдорадо» и действующих программ по повышению производительности труда

Подходы к оценке производительности труда в цифровом ритейле имеют свои особенности.

В таблице 3 представим расчет по перечисленным выше показателям производительности в магазине «Эльдорадо» в г. Кемерово. Также в таблице приведены исходные данные, на основании которых рассчитываются показатели производительности.

Таблица 3

Показатели производительности труда в ООО «Эльдорадо» в г. Кемерово в 2017-2018 гг.[37]

Показатели

2017

2018

Изменения, +/-

Темп роста в % к прошлому году

Товарооборот в действующих ценах, тыс. руб.

105293

140559

35266

133,49

Прибыль от реализации, тыс. руб.

20769

28959

8190

139,43

Средняя площадь магазина, м.кв.

1788

1788

0

100,00

Численность персонала, чел.

36

34

-2

94,44

Годовой фонд рабочего времени, час

157680

148920

-8760

94,44

Годовой фонд оплаты труда, тыс. руб.

19785,6

19135,2

-650,4

96,71

Товарооборот на 1 работника, тыс. руб./чел.

2924,81

4134,09

1209,28

141,35

Среднемесячная выручка на 1 сотрудника, тыс. руб./чел.

243,75

344,5

100,75

141,33

Продолжение таблицы 3

Показатели

2017

2018

Изменения, +/-

Темп роста в % к прошлому году

Среднегодовая выручка за 1 человеко-час, тыс. руб.

0,66

0,94

0,28

142,42

Сумма «среднего чека»,
тыс. руб.

26,8

32,5

5,7

121,27

Торговая площадь на 1 сотрудника, кв.м./чел.

49,67

52,59

2,92157

105,88

Прибыль на 1 рубль заработной платы, руб./руб.

1,05

1,51

0,46

143,81


Практически по всем показателям наблюдается устойчивая тенденция – рост.

Основной показатель производительности труда – товарооборот на 1 человека – вырос на 41,3% в 2015 году, что в первую очередь обусловлено ростом выручки и одновременным сокращением численности персонала. Аналогичным образом происходило изменение показателя среднемесячной выручки на 1 работника.

Такой показатель, как годовой фонд рабочего времени, изменяется в основном под влиянием изменения численности персонала, так как режим работы магазин и, соответственно, персонала, в целом является стабильным – рабочий день всех сотрудников составляет 12 часов, магазина работает 365 дней в неделю. Изменение может происходить в случае проведения каких-либо акций или распродаж, предусматривающих удлиненный режим работы.

Показатель среднегодовой выручки за 1 человеко-час вырос на 42,4% в 2018 году.

Такой показатель, как сумма «среднего чека» рассчитывается в самой компании на основе данных о продажах. Его значение последовательно увеличивалось каждый год, но без сравнения с данными о количество проданного товара нельзя точно сказать, связан ли роста данного показателям с ростом физического объема продаж, или это в большей степени результат роста цен[38].

Показатель торговой площади был за 3 года неизменным, и значение критерия торговой площади на 1 сотрудника изменялось только под влиянием динамики численности. Соответственно, показатель вырос в 2018 году.

Наконец, показатель прибыли на 1 рубль заработной платы позволяет проследить, эффективной ли является политика вознаграждения персонала, и приводит ли она к росту экономических показателей работы компании. Для магазина «Эльдорадо» в г. Кемерово очевидна тенденция роста данного показателя, то есть рост фонда оплаты труда в 2018 году, в том числе за счет увеличения среднемесячной заработной платы одного сотрудника, привел к росту прибыли, то есть использование персонала было эффективным.

Система управления персоналом в компании «Эльдорадо» в настоящее время включает в себя четыре направления, по которым разрабатывают программы, направленные на повышение производительности труда. Они приведены на рисунке 3.

Рис. 3. Организационная структура ООО «Эльдорадо»[39]

Представим более подробную характеристику данных программ и их влияния на уровень производительности труда.

Программы найма и трудоустройства HR-стратегия «Эльдорадо» формулируется очень просто «Правильные люди – на правильных местах» или по другому «Ищем правильных, обучаем правильно».


Первый шаг – поиск правильных продавцов – наиболее важен. Дело в том, что если не быть требовательным на входе и принимать на работу неправильных людей, резко увеличивается текучесть. Причем, как свидетельствует статистика увольнений, решение уйти принимается в первые месяцы или даже дни работы сотрудника.

У директора магазина или менеджера по оценке и развитию есть возможность на основании анализа сильных и слабых сторон новичка дополнять курс обязательных тренингов по продуктам и технологиям курсами, направленными на развитие качеств, навыков и умений, необходимых для достижения успеха конкретно в «Эльдорадо». Так с первых дней формируется понимание, что компания заинтересована в профессиональном росте каждого сотрудника. При финальном решении о приеме на работу новичка учитывается мнение всего коллектива магазина: это директор, два супервайзера (заместителя директора), 2-3 продавца и специалист сервисной ячейки. Они задают соискателю простые вопросы: как он будет продавать тот или иной товар; что будет делать, если к нему подойдут два покупателя, и так далее. Если больше половины коллектива проголосовало за кандидата, его берут на испытательный срок.

Программы адаптации и карьерного продвижения Профессиональное развитие людей в «Эльдорадо» после прохождения испытательного срока только начинается. 90% руководящего состава компании - люди изнутри.

Для того, чтобы удержать и развивать правильных людей, в компании придумали и развили программу кадрового резерва. Попасть туда можно тремя способами: пождать заявку через внутреннюю систему, получить рекомендацию начальника или менеджера по обучению. 70% желающих попадают из листа предварительной записи в кадровый резерв. После этого с ними начинается индивидуальная работа. Во-первых, назначается ментор. Для продавца это обычно супервайзер из того же магазина. Для директора магазина или дивизиона – другой директор. Ментор – наставник резервиста – помогает ему пройти обучение.

Во-вторых, для каждого резервиста разрабатывается индивидуальный план развития с учетом сильных и слабых сторон кандидата. Первые полгода обучение проходит удаленно. Каждые полгода кандидат проходит ассесмент, в ходе которого отмечается его прогресс и дается обратная связь по проблемным сторонам обучения. Другая важная часть обучения – это дать резервисту возможность исполнять обязанности на желаемой должности. Всего в кадровом резерве находится около тысячи человек (одна десятая от общей численности)[40].


3. Программы материальной и нематериальной мотивации Положением об оплате труда в магазине «Эльдорадо» устанавливается повременно-премиальная система оплаты труда. Например, оплата труда продавцов включает в себя выплату:

  • оклада;
  • процента от товарооборота;
  • премии за соответствие стандартам обслуживания.

Сотрудник, который непосредственно работает с клиентом, может повлиять на размер чека. Вот что должен знать каждый продавец:

1. План по выручке и среднему чеку для каждого магазина свой: он зависит от местоположения торговой точки и уровня доходов покупателей.

2. Увеличить средний чек можно таким образом: продавец выясняет, что нужно покупателю, и предлагает ему поучаствовать в акции, приобрести новинку, дополнительный либо сопутствующий товар.

3. Каждый день сотрудники чертят график изменений среднего чека: наблюдают его динамику, определяют, сколько нужно продаж для достижения плана.

4. Процент начисления премии зависит от выполнения плана по среднему чеку. После введения «системы среднего чека» в сети магазинов «Эльдорадо» провели анализ продаж.

По итогам двух месяцев в четырех магазинах план по среднему чеку был перевыполнен, а в других четырех – достигнут уровень запланированных показателей. Средний чек увеличился на 16%.

4. Программы корпоративной этики и трудового поведения В компании «Эльдорадо» в настоящее время декларируются четыре основные ценности, которые помогают принимать правильные решения: открытость, драйв, ответственность, партнерство.

Корпоративные ценности становятся фундаментом, на котором выстраивается все – отношение к покупателю, планы, бизнес-процессы – вся жизнь компании. Внедрение корпоративных ценностей предполагает вовлечение каждого сотрудника, содержит приглашение внести свою лепту в том, чтобы наполнить каждую ценность примером из своей работы, когда ценностный ориентир помог принять правильное решение и получить хороший результат.

Для поддержания корпоративных ценностей в компании «Эльдорадо» разработаны и внедрены стандарты служебного поведения и внешнего вида для сотрудников. Так, например, для продавцов разработаны элементы поведения на основе «четырех П»: приветствие, подробное выявление потребностей, презентация товара, подведение к покупке (завершение сделки)[41].

Таким образом, проведенное исследование показало, что в компании «Эльдорадо» созданы разнообразные и эффективные программ повышения производительности труда по разным направлениям управления персоналом. При этом их эффективность и, как следствие, показатели производительности в конкретном магазине зависят от правильности их реализации.