Файл: Выявление и использования резервов роста производительности труда на предприятии.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты производительности труда и выявления резервов ее повышения
1.1. Понятие и показатели производительности труда
1.2. Факторы повышения производительности труда
2. Анализ производительности труда в ООО «Эльдорадо»
2.1. Характеристика деятельности ООО «Эльдорадо»
3.1. Мероприятия по повышению производительности труда
3. Выявление резервов и разработка мероприятий по повышению производительности труда в ООО «Эльдорадо»
3.1. Мероприятия по повышению производительности труда
Существуют следующие проблемы, оказывающие влияние на показатели производительности в магазине «Эльдорадо» в г. Кемерово:
1. Недостаточная самоорганизация персонала, в частности продавцов, что становится причиной потерь времени и снижения показателей продаж в течение дня.
2. Потери времени и недостаточно эффективная работа, связанные с неравномерной нагрузкой персонала в течение дня, а также индивидуальными особенностями работников, обусловленными их хронотипом, то есть рабочей активностью в зависимости от времени суток[42].
3. Имеют место трения и недопонимания между сотрудниками различных подразделений, что также приводит к потерям рабочего времени и снижению уровню доверия и взаимовыручки в коллективе.
4. Неприятие частью сотрудников стандартов корпоративного поведения. Это говорит о проблемах в системе отбора персонала.
5. Недостатки в организации рабочего процесса, в частности, выполнение не предусмотренных должностной инструкцией обязанностей, что также приводят к потерям времени и сказывается на эффективности продаж.
6. Превалирование «рабочих» настроений над «активно-творческими».
На основании сказанного выше, была разработана программа повышения производительности и инструментарий реализации ее отдельных мероприятий.
Рис. 4. Проблемы, снижающие уровень производительности труда персонала магазина «Эльдорадо» и пути их решения[43]
Далее охарактеризуем предлагаемые нами мероприятия программы повышения производительности более подробно.
1. Новая мотивационная программа материальной и нематериальной мотивации.
Основной плюс этой программы – не только то, что сотрудники могут получить в результате какой-то приз. Эта программа помогает сотрудникам коллектива быть более внимательными друг к другу, не воспринимать оказанную помощь как что-то, не требующее благодарности. Замечать добро, говорить спасибо – это значит быть открытым, ответственным, способным на партнерские отношения. То есть принимать ценности, которые как раз и декларирует компания «Эльдорадо». Таким образом, данная программа позволит, в том числе, еще больше привить сотрудникам магазина корпоративные ценности сети, и понять людям работающим в компании, готовы они их разделять, или нет. Мы полагаем, что даже если кто-то примет решение уйти из магазина по причине того, что его перестанет устраивать атмосфера поддержки и открытости – это не будет отрицательным явлением, так как такой человек вряд ли работал в компании с полной отдачей
2. Разработка Стандарта самоорганизации продавца Данный стандарт будет призван регламентировать работу продавца в различных типовых и нештатных ситуациях, возникающих в процессе работы, которые могут впоследствии оказать отрицательное влияние на показатели производительности и продажи.
Основание для разработки и внедрения такого стандарта должна стать фотография рабочего времени.
Она позволит:
- выявить нетипичные операции, которые приходится выполнять персоналу в течение рабочей смены;
- выявить те операции, с выполнением которых сотрудник испытывает сложности;
- выявить, правильно ли сотрудник выполняет последовательность операций;
- выявить эффективность взаимодействия сотрудника с другими работниками[44].
3. Изменение должностных инструкций персонала и правил работы в торговом зале и на складе
Частично решить данные проблемы поможет стандарт самоорганизации, который должен регламентировать порядок работы, в том числе, в нестандартных рабочих ситуациях. Однако все равно целесообразно закрепить в должностных инструкциях и в правилах работы в торговом зале порядок действий конкретных сотрудников в случае возникновения подобных ситуаций.
Для магазина «Эльдорадо» можно рекомендовать планировать рабочие смены таким образом, чтобы, во-первых, не возникало проблем с нехваткой персонала на складе или в торговом зале, а, во-вторых, чтобы сотрудники работали в соответствии со своими хронотипами, что повысит их производительность труда.
4. Разработка «гибких графиков» работы Данное решение предусмотрено сразу для двух выявленных проблем – неравномерная нагрузка в течение рабочего дня и хронотипы работников, под влиянием которых одни сотрудники более активны с раннего утра и до второй половины дня, другие, наоборот – со второй половины дня и до позднего вечера.
5. Совершенствование системы отбора персонала. Цель данного мероприятия – усилить отсев «неподходящих» кандидатов на этапе предварительного отбора. Анализ показал, что используемых методик в настоящее время недостаточно[45].
Результатом данного мероприятия станет формирование устойчивого коллектива, в котором снижен риск возникновения конфликтов и сокращения производительности труда по этой причине. Таким образом, предложенные мероприятия, реализуемые в комплексе, как программа повышения производительности, позволят повысить производительность труда персонала на 5%.
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий
Оценку эффективности реализованных мероприятий возможно оценивать по двум направлениям:
- социальная эффективность;
- экономическая эффективность[46].
Для оценки экономической эффективности сведем затраты на реализацию предложенных мероприятий в таблице 4.
Таблица 4
Затраты на реализацию мероприятий повышению производительности труда в ООО «Эльдорадо», тыс. руб.
Направления совершенствования и основные мероприятия |
Затраты |
1. Новая мотивационная программа материальной и нематериальной мотивации |
|
1.1 Установка ящика для сбора карточек |
3,5 |
1.2 Распечатка карточек с ценностями |
|
1.3 Формирование каталога подарков для премирования сотрудников «звезд» |
1000 |
2. Разработка Стандарта самоорганизации продавца |
|
2.1 Проведение фотографии рабочего времени |
5 |
2.2 Проведение тестирования |
|
2.3 Рассылка таблицы продавцам для заполнения стандарта |
|
3. Изменение должностных инструкций персонала и правил работы в торговом зале и на складе |
|
3.1 Изучение опыта фирм-конкурентов |
5 |
3.2 Внесение изменений в должностные инструкции |
|
4. Разработка «гибких графиков» работы |
|
4.1 Проведение анкетирования персонала |
2 |
4.2 Разработка новых рабочих графиков |
1 |
5. Совершенствование системы отбора персонала |
|
5.1 Использование в собеседовании тестов и вопрос на выявление уровня конфликтности |
|
Итого |
1016,5 |
Экономическая эффективность программы внедрения определяется соотношением между экономическим эффектом, полученным от эффективной работы отдела и величиной затрат (материальных, трудовых, финансовых) на внедрение мероприятий[47]:
(3)
где Э - эффективность мероприятия;
- прирост экономического результата (эффекта);
C – расходы внедрение мероприятий.
Как было сказано, максимальный рост выручки может составить 10%, если все сотрудники выполнят план. Так как мы брали максимальный прирост 2аработной платы, то возьмем и максимальный прирост выручки – 10%.
Прирост выручки рассчитаем по формуле:
Где - прирост выручки,
- объем выручки за 2018 год,
– производительность труда в 2018 году;
- коэффициент роста производительности труда;
– численность персонала.
В денежном выражении это составит:
Можем рассчитать экономический эффект предложенных мероприятий:
Эффективность мероприятий = 7025/1017 = 6,9 (7)
Таким образом, реализация предложенных мероприятий принесет предприятию дополнительный доход в размере 6008 тыс. руб. Также видно, что экономический эффект от предлагаемых мероприятий положительный, так как затраты на мероприятия даст возможность получения дополнительных 6,9 рублей на 1 рубль затрат.
Рассмотрим влияние предложенных мероприятий на изменение производительности труда в таблице 5.
Таблица 5
Изменение показателей эффективности использования трудовых ресурсов в ООО «Эльдорадо»
Показатели |
2018 |
прогноз |
Изменения, +/- |
Товарооборот в действующих ценах, тыс. руб. |
140559 |
147584 |
7025 |
Численность персонала, чел. |
34 |
34 |
0 |
Годовой фонд рабочего времени, час |
148920 |
148920 |
0 |
Товарооборот на 1 работника, тыс. руб./чел. |
4134,09 |
4340,71 |
206,62 |
Среднемесячная выручка на 1 сотрудника, тыс. руб./чел. |
344,5 |
361,73 |
17,23 |
Среднегодовая выручка за 1 человеко-час, тыс. руб. |
0,94 |
0,99 |
0,05 |
Сумма «среднего чека», тыс. руб. |
32,5 |
34,12 |
1,62 |
Таким образом, за счет предложенных мероприятий планируется увеличение товарооборота в действующих ценах на 7025 тыс. рублей или на 5%. Данное изменение приведет к росту производительности труда с 4134,09 тыс. рублей до 4340,71 тыс. рублей. Рост среднемесячной выручки на 1 сотрудника составит 17,23 тыс. рублей, среднегодовая выручка за 1 человеко-час вырастет на 0,05 тыс. рублей. Рост среднего чека составит 1,62 тыс. рублей.
Заключение
Программа повышения производительности труда является на сегодняшний день является одной из наиважнейших проблем современности. По сколько в организациях довольно часто видна проблема мотивации персонала и это весьма отрицательно сказывается на самой организации и на текучке кадров.
Производительность – это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе. Другими словами, производительность – это то, что компания получает вместо того, что вкладываем. Увеличение данного отношения означает подъем производительности, и наоборот. В свете общего определения производительности, главная задача организации – увеличение отношения количества единиц на выходе к количеству единиц на входе.
В магазине «Эльдорадо в настоящее время в магазине работает 34 человека. В организации с такой общей численностью персонала нет нужды создавать отдельную кадровую службу, а особенности работы в сетевой структуре таковы, что всю работу по ведению кадровой документации выполняют бухгалтерия и кадровая служба головного офиса, также в головном офисе разрабатывается общая кадровая политика и кадровая стратегия.
В компании «Эльдорадо» созданы разнообразные и эффективные программ повышения производительности труда по разным направлениям управления персоналом. При этом их эффективность и, как следствие, показатели производительности в конкретном магазине зависят от правильности их реализации.
Причинами снижения производительности в магазине «Эльдорадо» в г. Кемерово являются:
˗ неправильная организация труда;
˗ неорганизованность работников;
˗ несоблюдение стандартов служебного поведения;
˗ недостаточная мотивация.
Для повышения производительности труда в магазине «Эльдорадо» в г. Кемерово с учетом выявленных проблем рекомендовано:
1. Внедрить в магазине программу нематериальной мотивации «Звезда», которая применяется в других магазинах сети.
2. Проанализировать имеющиеся в коллективе магазина конфликты и решить их.
3. Скорректировать рабочие графики персонала в зависимости от индивидуальных показателей производительности в зависимости от времени суток.
4. Провести беседу с работниками, которые не принимают ценности и элементы поведения, принятые в организации и принять решение о возможности их дальнейшей работы в магазине.