Файл: Процессы принятия решений в организации (Современная классификация управленческих решений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1.1.Современная классификация управленческих решений

1.2. Системный подход к принятию управленческих решений

1.3 Сравнительная характеристика методов принятия управленческих решений

Глава 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ООО «ЗАРЯ ДОНА»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

2. 2.Состояние управления и механизм принятия управленческих решений в ООО « Заря Дона »

Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ООО «ЗАРЯ ДОНА»

3.1.Направления совершенствования системы принятия управленческих решений в ООО «Заря Дона»

3.2 Эффективность рекомендаций по принятию и разработке управленческих решений в ООО «Заря Дона»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В 2007 году на базе СПК «Заря Дона» было организованно предприятие ООО «Заря Дона» во главе с генеральным директором Сергеем Леонидовичем Суховенко, который является депутатом Законодательного собрания Ростовской области. Исполнительным директором был назначен Андрей Николаевич Иванов. Общество расположено по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, слобода Красюковская, улица Советская, 31.

Основной вид деятельности ООО «Заря Дона» - растениеводство. Общество является одним из ведущих семеноводческих хозяйств Ростовской области. Оно на площади около двух тысяч гектар возделывает элитный и репродуктивный семенной материал пшеницы: «Первица», «Москвич», «Коллега», «Фортуна». Предприятие выращивает пшеницу, кукурузу, подсолнечник, лен, сено многолетних однолетних трав. Входит в агротехнический холдинг «Бизон» с 2007 года. В растениеводстве предприятие делает ставку на применение новых ресурсосберегающих агротехнологий и современной техники. Научное сопровождение ООО «Заря Дона» обеспечивает Краснодарский НИИ сельского хозяйства им. Лукьяненко.

С 2009 года ООО «Заря Дона» является лидером района по урожайности зерновых культур.

Целью создания и деятельности данного общества является производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

ООО «Заря Дона» учреждено и действует в порядке, предусмотренном ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ГК РФ, другими законодательными актами и учредительными документами. Данная организация является коммерческой, юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на ее самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета, в том иностранной валюте, на территории РФ и за ее пределами.

Целью создания и деятельности данного общества является производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Основные виды деятельности:

  • производство, хранение, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции;
  • оптовая и розничная торговля сельскохозяйственной продукцией;
  • хранение, закупка с/х продукции у населения, реализация продукции собственного производства на внутреннем и внешнем рынках;
  • ремонт автотранспорта, с/х машин, оборудования и другие виды ремонта;
  • иные виды деятельности, не запрещенные российским законодательством.

ООО «Заря Дона» определило для себя цепь долгосрочных целей, которые соответствуют и являются миссией компании. Цели предприятия:

- увеличивать объемы урожайности на 10% ежегодно на протяжении последующих пяти лет:

- увеличивать прибыль на 12% ежегодно на протяжении последующих пяти лет.

Тем не менее, данные цели не могут приниматься за миссию предприятия. Данный вывод сделан из следующего. Различия между миссией предприятия и ее целями может быть определить в терминах, следующих из четырех измерений:

1. Временной аспект. Миссия не имеет временных критериев. Цели же всегда временны сами по себе и предполагают сроки, когда они должны быть достигнуты.

2. Фокусировка. Миссия имеет направленность на внешнюю для предприятия среду, как, например, достичь признания или стать лидером в отрасли и т.д. Цели, напротив, чаще всего относятся к внутренним аспектам предприятия и выражаются в терминах использования имеющихся ресурсов для достижения конкретных внутренних показателей.

3. Специфика. Миссия выражается в терминах, имеющих общий, относительный характер, относящиеся к образу предприятия, ее фирменному стилю и т.д. Цели, как правило, выражаются в терминах определенных результатов. Цели в принципе, предполагают их достижимость.

4. Измеряемость. И миссия, и цели в некотором смысле, могут быть измерены. Но измеряемость миссии имеет относительно качественный характер, тогда как положения, утверждаемые в целях имеют абсолютный, количественный характер.

То есть цели предприятия, как правило, весьма конкретны. ООО «Заря Дона» были разработаны цели, но они не являются миссией.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что ООО «Заря Дона» имеет краткосрочные и долгосрочные цели, а сформулированной миссии нет. Для формулировки миссии руководству компании и собственникам необходимо знать кроме данных о самом предприятии и внешнюю среду.

При реализации продукции предприятие использует как наличную, так и безналичную формы расчетов, но только с частичной или полной предоплатой. Расчеты с поставщиками осуществляются также в наличной и безналичной формах. При поступлении средств на расчетный счет или кассу бухгалтерия ООО «Заря Дона» выписывает ряд сопроводительных документов: товарно- транспортную накладную и счет- фактуру.


2. 2.Состояние управления и механизм принятия управленческих решений в ООО « Заря Дона »

В следствии организационной структуры предприятия в механизм принятия решений вступает в силу процесс делегирования полномочий. Так исполнительный директор предприятия принимает решения относительно инвестиций в пределах бюджета и решений о персонале. Делегированию решений способствуют (положительная корреляция):[9,c.47]

  • величина предприятий,
  • номенклатура продукции,
  • компьютеризация управления,
  • динамика НТП,
  • изменчивость окружающей среды,
  • приемлемость цен спроса,
  • межпроизводственная кооперация.

Но у делегирования управленческих полномочий существуют как плюсы, так и минусы, которые отражены в таблице 3.

Как видно из таблицы процесс делегирования представляет собой передачу полномочий не только от генерального директора к исполнительному, но и включение в процесс работы предприятия подчинённых менеджеров, руководителей отделов. При передаче полномочий появилась необходимость тщательного контроля за их исполнением.

Таблица 3– Преимущества и недостатки делегирования

Результат

Преимущества делегирования

Недостатки делегирования

Успех фирмы

Улучшение результатов из-за повышения ответственности исполнителей;

Снижение затрат;

Возможность отсутствия менеджера

Требуется высокая квалификация низших уровней управления;

Добавочные затраты на контроль принимаемых решений

Качество решений

Высшее руководство может сосредоточиться на стратегических решениях;

Реальность принимаемых решений;

Далекие от реальности решения центра

Недостаточная однородность принимаемых решений;

Проблема квалификации низших уровней управления;

Длительный процесс осуществления решений

Загрузка

менеджмента

Разгрузка верхних уровней;

Ненужность штабов;

Разгрузка путей коммуникации

Загрузка подчиненных уровней;

Увеличение объема решений

Координация

Самоопределение подчиненных уровней управления;

Их собственная ответственность;

Вмешательство высшего звена лишь в исключительных случаях

Возможность конфликта с нижними уровнями управления;

Повышение необходимости их контроля

Социально-психологические эффекты

Дополнительные возможности развития низших уровней управления;

Повышенные требования к производительности у подчиненных менеджеров;

Перепоручения подчиненным уровням управления (снятие ответственности);

Стресс из-за ответственности у низших уровней менеджмента;


Цель контроля состоит не только в своевременном выявлении отклонений от задания, но и в своевременном принятии мер по ликвидации наметившегося отклонения, их предупреждению. В процессе контроля первоначальные цели могут модифицироваться, уточнятся и изменятся с учетом полученной дополнительной информации о выполнении принятых решений. Основная задача контроля состоит в том, чтобы своевременно выявить и спрогнозировать ожидаемые отклонения от заданной программы реализации решения.

Рис. 3 – Стадии принятий решений на предприятии ООО «Заря Дона»

Процесс принятия решений в ООО «Заря Дона» включает в себя следующие стадии:

1. Этап формирования цели. Поставленная цель должна быть существенной и выполнимой с учетом имеющихся ресурсов. В анализе принятия решений на примере данного предприятия целью является повышение экономического эффекта от его деятельности.

2. Этап анализа и поиска решений. Сначала необходимо осмыслить проблему, стоящую перед организацией, определить ее природу и значимость. Проблема - это отклонение фактических параметров от целевых, возможность такого отклонения в будущем в случае непринятия каких-либо действий, изменение целей управления. В процессе анализа принятия управленческих решений в ООО «Заря Дона» была выявлена проблема выхода на новые рынки сбыта. Важнейшей задачей при выборе рынка является достижение оптимальной сбалансированности спроса и предложения в условиях имеющихся ресурсов и поставленных целевых ориентиров потребления.

3. Этап принятия решений. В процессе принятия решений появляется возможность выбора альтернативы, т. е. ситуация, в которой нужно сделать выбор одного или нескольких вариантов.

4. Этап воздействия. Методы воздействия на исполнителей бывают экономическими, организационными и воспитательными. В результате происходит мотивация на выполнение выработанного решения.

5. Этап реализации и оценки. Организация производственного процесса для реализации принятого решения. Оценка фактического результата, сравнение его со стандартным показателями и оценка отклонения. Получение обратной связи.

В каждом этапе принятия решений есть свой контролирующий субъект – это наглядно отражено в таблице 4.

Таблица 4 – Распределение полномочий на различных этапах принятия управленческих решений

Этапы принятия управленческих решений

Субъекты управленческих решений

Этап формирования цели

Директор

Этап анализа и поиска решений

Директор

Этап принятия решений

Директор

Этап воздействия

Директор, главный бухгалтер

Этап реализации и оценки

Все отделы и подразделения


Как видно из этапов процесса принятие управленческих решений сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения в фирме принимает только один человек директор.

С помощью матрицы управления можно проиллюстрировать уровень распределения полномочий при принятии управленческих решений на предприятии. (Таблица 5)

«1» - фактическая ответственность.

«2» - общее руководство.

«3» - необходимость консультироваться.

«4» - «возможность» консультироваться.

«5» - необходимо ставить в известность.

Таблица5 – Уровень ответственности при принятии решений

Директор

Эконом. отдел

Бухгалтерия

Отдел кадров

Подразделе-ния

Планирование деятельности

1

3

3

5

5

Бухгалтерский учет

2

2

1

5

5

Управление человеческими ресурсами

1

4

5

4

4

Проведение анализа деятельности

1

2

3

5

5

Финансовое планирование

1

2

3

5

5

Существуют различия в типах принимаемых руководителями решений и относительной трудности проблем, требующих решения. М. Вудкок и Д. Фрэнсис выделяют четыре уровня принятия решений, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки.[7,c.47]

Уровень 1 —рутинный. Принимаемые на этом уровне решения представляют собой часть обычной рутины. Руководитель ведет себя в соответствии с имеющейся программой подобно компьютеру, распознающему ситуации и «поступающему» предсказуемым образом.

Уровень 2 — селективный. На этом уровне требуется некоторая доля инициативы и свободы действий, однако в определенных границах. Руководитель оценивает достоинства целого круга возможных решений и стремится выбрать из некоторого числа хорошо отработанных альтернативных вариантов действий те, которые лучше всего подходят к данной проблеме.

Уровень 3 — адаптационный. На этом уровне встречаются дополнительные трудности, так как здесь руководитель должен выработать творческое решение, которое в определенном смысле может быть абсолютно новым.

Уровень 4 — инновационный. Проблемы этого уровня наиболее сложны и требуют наибольшего внимания менеджера. Для достижения удовлетворительного результата, к ним необходимо применить совершенно новый подход. Руководитель должен уметь решать неожиданные проблемы. Не исключено, что для решения современных сложных проблем может потребоваться создание новой отрасли науки или технологии.