Файл: СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ (Базовые подходы к определению понятия, сущности и классификации современных политических режимов ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Как известно, в последние десятилетия в науке прослеживается определенное переосмысление подходов к определению сущ­ности и содержания политических режимов, что вызвано целым комплексом изменений в социально-экономической и политической сферах. Вместе с тем, общеправовой анализ транс­формации политических режимов, равно как и законодательного закрепления изменений в них, представляется особенно сложным на фоне обострившихся геополитических проблем.

При исследовании политического режима во главу угла нами ставится государственно-правовой аспект, согласно которому данное явление будет определяться как юридически закрепленная система способов (средств, форм и приемов) политического управления государством.

Он отражает традици­онное для теории государства и права понятие о форме государства как сово­купности трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима и применительно к дефиниции режима определяет внешнюю (формальную) его сторону, которая выражается в нор­мативно определенных действиях и решениях, принимаемых носителями по­литической власти, гарантированности прав и свобод личности, степени со­ответствия официальной конституции и правовых норм политическим реали­ям, характере отношения властных структур к правовым основам государ­ственной и общественной жизни.

Актуальность настоящего исследования обусловлена также необходимостью дальнейшего и более углубленного исследования правовых признаков того или иного современного политического режима, позволяющего получить новое научное знание о его сущности, способах пра­вого закрепления и функционирования, сформулировать общую теорию (мо­дель), способную с наибольшей степенью вероятности показать трансформа­ции политических режимов.

Востребованность юридической наукой обозначенной проблематики, потребности практики и, одновременно, недостаточность системного и ком­плексного теоретико-правового исследования современных политических режимов и характера их трансформации, актуали­зировали теоретическую и практическую значимость данного исследования.

Степень научной разработанности темы. Категория политического режима стала предметом пристального изучения в государственно-правовой науке сравнительно недавно, лишь с 40-х гг. XX в. Вопросы политических режимов нашли отражение в трудах таких исследова­телей, как Р. Арон, З. Бжезинский, К. Поппер и др. Зарубежной политологической и правовой наукой представлены некоторые частные модели транзитивных переходов (чаще все­го демократических).


В отечественной юридической доктрине понятие «политический ре­жим» вводится в научный оборот лишь в 60-е годы прошлого столетия. Сре­ди первых работ по данной проблематике отметим исследования Ф.М. Бур­лацкого, А.А. Галкина, А.И. Денисова, Л.И. Каска, И.Д. Левина, Г.И. Манова, B.C. Петрова, Б.А. Стародубского и др.

К настоящему времени вопросам понятия, признаков, сущности и со­держания, классификации политических режимов, разграничения понятий политического и государственного, правового и государственно-правового режимов уделено внимание в трудах таких ученых, как: М.И. Абдуллаев, М.В. Баглай, Г.С. Беляева, Г.А. Борисов, К.В. Буняева, В.В. Глушенко, А.Л. Громыко, И.А. Иванников, А.И. Ковлер, И.А. Исаев, А.И. Овчинников, М.М. Рассолов, Ф.М. Раянов, В.А. Ржевский, О.С. Родионов, Е.В. Сафронова, М.Б. Смоленский, М.М. Султыгов, В.М. Сырых, Е.Е. Тонков, А.А. Шанин и других.

Объектом исследования выступили общественные отношения, складывающиеся в сфере формирования, правового закрепления и трансформации политических режимов государств.

Предмет исследования включил в себя общие зако­номерности, понятия, признаки, организационно-правовые средства и направления, определяющие сущность, содержание, типологию, процесс формирования, правого закрепления и трансформацию современных политических режимов.

Цель исследования - обосно­вание теоретических и методологических основ сущности, содержания, ти­пологии, формирования, правового закрепления и трансформации современ­ных политических режимов.

Достижению заявленной цели послужило решение следующих задач:

– обобщение и анализ основных подходов к определению понятия, сущ­ности, содержания и классификации современных политических режимов;

– установление и рассмотрение основ легализации и легитимации в ка­честве способов закрепления политических режимов;

– выявление и систематизация закономерностей формирования поли­тических режимов;

– определение понятия и характера трансформации политических ре­жимов;

Методологическую основу исследования составили различные общенаучные приемы и способы логического познания: анализ и синтез, абстрагирование, моделирование, системно-структурный, функцио­нальный и формально-логический подходы.

Специальные методы представле­ны конкретно-социологическим и статистическим, а частнонаучные – формаль­но-юридическим, сравнительно-правовым и методом толкования норм права.


Теоретическая основа исследования сформулиро­вана с учетом достижений общей теории права и государства и ряда смежных общественных наук: социальной философии, социологии, по­литологии и других. Ее составили труды ученых, занимавшихся разработкой отдельных элементов политического режима в дореволюционный, советский и постсоветский период, к которому относятся теоретико-правовые работы.

Источниковую основу исследования составили различные нормативно-правовые акты - международные договоры, принципы и нормы международного права, имеющиеся в основополагающих документах ООН и ряда иных международных организаций. В работе так же использована правоприменительная практика ряда национальных и международных организаций, таких как Ев­ропейский фонд прав человека, Совет ЕЭС, Европейский фонд прав человека, Комитет по экономи­ческим, социальным и культурным правам ООН и др.

Научная новизна работы заключается в обосно­вании теоретических и методологических основ сущности, содержания, ти­пологии, формирования, правового закрепления и трансформации современ­ных политических режимов.

Теоретическая значимость исследования обосно­вана тем, что изложены концептуальные положения о политическом режиме как государственно-правовом феномене, позволившие раскрыть сущность и со­держание политического режима; осуществить классификацию политических режимов и рассмотреть их виды; установить юридическую природу и харак­тер трансформации политических режимов; раскрыты закономерности формирования современных политических ре­жимов, характер и основные элементы механизма их трансформации.

Практическая значимость исследования обуслов­лена тем, что выводы могут быть использованы в научных исследованиях по проблемам осуществления госу­дарственной (политической) власти в Российской Федерации и зарубежных стран; при подготовке лекций и спецкурсов, проведении семинарских и ла­бораторных занятий по теории государства и права, истории государства и права зарубежных стран, конституционному праву.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТИ


И МЕХАНИЗМА ЗАКРЕПЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

1.1 Базовые подходы к определению понятия, сущности и классификации современных политических режимов

На сегодняшний момент в науке насчитывается несколько сотен определений политического режима, производных поня­тий и категорий. Учитывая широкий спектр подходов, направлен­ных на уяснение и разработку содержания понятия «политический режим», считаем целесообразным углубленное исследование по­нятийного аппарата с целью предложения авторского определения современной сущности политического режима с учетом основных положений теории государства и права и унификацией правового пространства, а также взаимовлияния госу­дарств мира друг на друга.

Подчеркнем, что категория «политический режим» в юридической науке рассматривается именно как правовой институт, в отличие от науки политологии, когда анализу подвергаются институциональные связи. В рамках настоящего исследования нами будут отграничены подходы к политическому режиму как системе или форме правления, либо же как к форме государства в целом, от чисто юридического понимания указанной категории [1].

Представляется интересной краткая характеристика существующих в науке на сегодняшний день подходов к определению политического режима.

В дореволюционной литературе акцентировалось внимание на формах госу­дарства, исходя из деления их по форме правления и государственного устройства. Например, Н.М. Коркунов, Блюнчли, Г. Аренс упоминали лишь о способах власт­вования, либо характеризовали республиканскую или монархическую формы правления, не рассматривая собственно политический режим [2].

В советский период развития науки теории государства и права, при господстве теории общественно-экономических формаций, приме­нялся своеобразный подход к изучению и пониманию политического режима, явившийся следствием данного формационного подхода к типологии государства. Наиболее традиционным в советской юридической науке счи­тается определение политического режима, предложенное Э.Л. Кузьминым, который пишет, что способ существования политической (государственной) власти есть демократия, которая всегда обусловлена «типом производственных от­ношений, степенью их развития и соотношением сил в классовой борьбе». Автор так же подчеркивает, что уровень развития демократии рассматривается как важнейший критерий политической, экономической и культурной зрелости общества, одним из основных факторов прогресса [3].


Отметим, что в целом вопросам становления, раз­вития и эволюции политических режимов теоретиками советского государ­ства уделялось недостаточное внимание в силу определенного догматизма самого предмета теории государства и права в этот период.

В современной энциклопедистике политический режим часто рассматривается как система приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти в обществе. Как известно, политический режим зависит от того, какой ему соответствует тип легитимации власти. Ле­гитимация (от лат. legitimus – законность), в свою очередь обозначает признание законности государственной власти, какого-либо соци­ального института, статуса, полномочий, опирающееся на принятые в данном обществе ценности. Основу легитимации могут составлять традиции и обычаи, конституционные нормы, демократические выборы, референдум. История показывает, что способы легитимации довольно обширны – от религиозного освящения власти до опоры на прямое насилие [4].

Все представленные в науке взгляды по категории «политический режим» ученые обычно условно делят на два подхода: политико-правовой (институциональный) и социологический. Так, например, представители институционального подхода придержи­ваются формально-юридических и процедурных характеристик осуществле­ния власти, а представители социологического лагеря делают упор на проис­хождении и социальных основаниях власти.

Научный интерес представляют выводы С.А. Киреевой [5] о средствах, используемых властью для упрочения своего политиче­ского режима, их классификация: средства, возникающие вне сферы полити­ки, но используемые в интересах политического режима (культурные, этиче­ские, общественные нормы, традиции, идеология, вера, доверие); средства в сфере политики:

а) средства социального происхождения: политическое зна­ние, профессиональная подготовка, умение управлять людьми, политическое ораторское искусство, политическая символика и ритуалы, СМИ, средства ис­кусства, пропаганда, общественные движения и их проявления – митинги, ма­нифестации, собрания;

б) средства, порожденные самой властью: все виды командования (приказ, распоряжение, устав), все виды принуждения, волевые качества лидеров, харизма.

Общее же определение этот автор сводит к тому, что под политическим режимом следует понимать совокупность методов, способов и средств политического властвования, создающих определенные условия жизнедеятельности личности и общества.