Файл: СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ (Базовые подходы к определению понятия, сущности и классификации современных политических режимов ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТИ
И МЕХАНИЗМА ЗАКРЕПЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
1.1 Базовые подходы к определению понятия, сущности и классификации современных политических режимов
1.2 Легализация и легитимация как механизмы закрепления политических режимов
2.2 Понятие, характер и закономерности процесса трансформации современных политических режимов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Как известно, в последние десятилетия в науке прослеживается определенное переосмысление подходов к определению сущности и содержания политических режимов, что вызвано целым комплексом изменений в социально-экономической и политической сферах. Вместе с тем, общеправовой анализ трансформации политических режимов, равно как и законодательного закрепления изменений в них, представляется особенно сложным на фоне обострившихся геополитических проблем.
При исследовании политического режима во главу угла нами ставится государственно-правовой аспект, согласно которому данное явление будет определяться как юридически закрепленная система способов (средств, форм и приемов) политического управления государством.
Он отражает традиционное для теории государства и права понятие о форме государства как совокупности трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима и применительно к дефиниции режима определяет внешнюю (формальную) его сторону, которая выражается в нормативно определенных действиях и решениях, принимаемых носителями политической власти, гарантированности прав и свобод личности, степени соответствия официальной конституции и правовых норм политическим реалиям, характере отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни.
Актуальность настоящего исследования обусловлена также необходимостью дальнейшего и более углубленного исследования правовых признаков того или иного современного политического режима, позволяющего получить новое научное знание о его сущности, способах правого закрепления и функционирования, сформулировать общую теорию (модель), способную с наибольшей степенью вероятности показать трансформации политических режимов.
Востребованность юридической наукой обозначенной проблематики, потребности практики и, одновременно, недостаточность системного и комплексного теоретико-правового исследования современных политических режимов и характера их трансформации, актуализировали теоретическую и практическую значимость данного исследования.
Степень научной разработанности темы. Категория политического режима стала предметом пристального изучения в государственно-правовой науке сравнительно недавно, лишь с 40-х гг. XX в. Вопросы политических режимов нашли отражение в трудах таких исследователей, как Р. Арон, З. Бжезинский, К. Поппер и др. Зарубежной политологической и правовой наукой представлены некоторые частные модели транзитивных переходов (чаще всего демократических).
В отечественной юридической доктрине понятие «политический режим» вводится в научный оборот лишь в 60-е годы прошлого столетия. Среди первых работ по данной проблематике отметим исследования Ф.М. Бурлацкого, А.А. Галкина, А.И. Денисова, Л.И. Каска, И.Д. Левина, Г.И. Манова, B.C. Петрова, Б.А. Стародубского и др.
К настоящему времени вопросам понятия, признаков, сущности и содержания, классификации политических режимов, разграничения понятий политического и государственного, правового и государственно-правового режимов уделено внимание в трудах таких ученых, как: М.И. Абдуллаев, М.В. Баглай, Г.С. Беляева, Г.А. Борисов, К.В. Буняева, В.В. Глушенко, А.Л. Громыко, И.А. Иванников, А.И. Ковлер, И.А. Исаев, А.И. Овчинников, М.М. Рассолов, Ф.М. Раянов, В.А. Ржевский, О.С. Родионов, Е.В. Сафронова, М.Б. Смоленский, М.М. Султыгов, В.М. Сырых, Е.Е. Тонков, А.А. Шанин и других.
Объектом исследования выступили общественные отношения, складывающиеся в сфере формирования, правового закрепления и трансформации политических режимов государств.
Предмет исследования включил в себя общие закономерности, понятия, признаки, организационно-правовые средства и направления, определяющие сущность, содержание, типологию, процесс формирования, правого закрепления и трансформацию современных политических режимов.
Цель исследования - обоснование теоретических и методологических основ сущности, содержания, типологии, формирования, правового закрепления и трансформации современных политических режимов.
Достижению заявленной цели послужило решение следующих задач:
– обобщение и анализ основных подходов к определению понятия, сущности, содержания и классификации современных политических режимов;
– установление и рассмотрение основ легализации и легитимации в качестве способов закрепления политических режимов;
– выявление и систематизация закономерностей формирования политических режимов;
– определение понятия и характера трансформации политических режимов;
Методологическую основу исследования составили различные общенаучные приемы и способы логического познания: анализ и синтез, абстрагирование, моделирование, системно-структурный, функциональный и формально-логический подходы.
Специальные методы представлены конкретно-социологическим и статистическим, а частнонаучные – формально-юридическим, сравнительно-правовым и методом толкования норм права.
Теоретическая основа исследования сформулирована с учетом достижений общей теории права и государства и ряда смежных общественных наук: социальной философии, социологии, политологии и других. Ее составили труды ученых, занимавшихся разработкой отдельных элементов политического режима в дореволюционный, советский и постсоветский период, к которому относятся теоретико-правовые работы.
Источниковую основу исследования составили различные нормативно-правовые акты - международные договоры, принципы и нормы международного права, имеющиеся в основополагающих документах ООН и ряда иных международных организаций. В работе так же использована правоприменительная практика ряда национальных и международных организаций, таких как Европейский фонд прав человека, Совет ЕЭС, Европейский фонд прав человека, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам ООН и др.
Научная новизна работы заключается в обосновании теоретических и методологических основ сущности, содержания, типологии, формирования, правового закрепления и трансформации современных политических режимов.
Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что изложены концептуальные положения о политическом режиме как государственно-правовом феномене, позволившие раскрыть сущность и содержание политического режима; осуществить классификацию политических режимов и рассмотреть их виды; установить юридическую природу и характер трансформации политических режимов; раскрыты закономерности формирования современных политических режимов, характер и основные элементы механизма их трансформации.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что выводы могут быть использованы в научных исследованиях по проблемам осуществления государственной (политической) власти в Российской Федерации и зарубежных стран; при подготовке лекций и спецкурсов, проведении семинарских и лабораторных занятий по теории государства и права, истории государства и права зарубежных стран, конституционному праву.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТИ
И МЕХАНИЗМА ЗАКРЕПЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
1.1 Базовые подходы к определению понятия, сущности и классификации современных политических режимов
На сегодняшний момент в науке насчитывается несколько сотен определений политического режима, производных понятий и категорий. Учитывая широкий спектр подходов, направленных на уяснение и разработку содержания понятия «политический режим», считаем целесообразным углубленное исследование понятийного аппарата с целью предложения авторского определения современной сущности политического режима с учетом основных положений теории государства и права и унификацией правового пространства, а также взаимовлияния государств мира друг на друга.
Подчеркнем, что категория «политический режим» в юридической науке рассматривается именно как правовой институт, в отличие от науки политологии, когда анализу подвергаются институциональные связи. В рамках настоящего исследования нами будут отграничены подходы к политическому режиму как системе или форме правления, либо же как к форме государства в целом, от чисто юридического понимания указанной категории [1].
Представляется интересной краткая характеристика существующих в науке на сегодняшний день подходов к определению политического режима.
В дореволюционной литературе акцентировалось внимание на формах государства, исходя из деления их по форме правления и государственного устройства. Например, Н.М. Коркунов, Блюнчли, Г. Аренс упоминали лишь о способах властвования, либо характеризовали республиканскую или монархическую формы правления, не рассматривая собственно политический режим [2].
В советский период развития науки теории государства и права, при господстве теории общественно-экономических формаций, применялся своеобразный подход к изучению и пониманию политического режима, явившийся следствием данного формационного подхода к типологии государства. Наиболее традиционным в советской юридической науке считается определение политического режима, предложенное Э.Л. Кузьминым, который пишет, что способ существования политической (государственной) власти есть демократия, которая всегда обусловлена «типом производственных отношений, степенью их развития и соотношением сил в классовой борьбе». Автор так же подчеркивает, что уровень развития демократии рассматривается как важнейший критерий политической, экономической и культурной зрелости общества, одним из основных факторов прогресса [3].
Отметим, что в целом вопросам становления, развития и эволюции политических режимов теоретиками советского государства уделялось недостаточное внимание в силу определенного догматизма самого предмета теории государства и права в этот период.
В современной энциклопедистике политический режим часто рассматривается как система приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти в обществе. Как известно, политический режим зависит от того, какой ему соответствует тип легитимации власти. Легитимация (от лат. legitimus – законность), в свою очередь обозначает признание законности государственной власти, какого-либо социального института, статуса, полномочий, опирающееся на принятые в данном обществе ценности. Основу легитимации могут составлять традиции и обычаи, конституционные нормы, демократические выборы, референдум. История показывает, что способы легитимации довольно обширны – от религиозного освящения власти до опоры на прямое насилие [4].
Все представленные в науке взгляды по категории «политический режим» ученые обычно условно делят на два подхода: политико-правовой (институциональный) и социологический. Так, например, представители институционального подхода придерживаются формально-юридических и процедурных характеристик осуществления власти, а представители социологического лагеря делают упор на происхождении и социальных основаниях власти.
Научный интерес представляют выводы С.А. Киреевой [5] о средствах, используемых властью для упрочения своего политического режима, их классификация: средства, возникающие вне сферы политики, но используемые в интересах политического режима (культурные, этические, общественные нормы, традиции, идеология, вера, доверие); средства в сфере политики:
а) средства социального происхождения: политическое знание, профессиональная подготовка, умение управлять людьми, политическое ораторское искусство, политическая символика и ритуалы, СМИ, средства искусства, пропаганда, общественные движения и их проявления – митинги, манифестации, собрания;
б) средства, порожденные самой властью: все виды командования (приказ, распоряжение, устав), все виды принуждения, волевые качества лидеров, харизма.
Общее же определение этот автор сводит к тому, что под политическим режимом следует понимать совокупность методов, способов и средств политического властвования, создающих определенные условия жизнедеятельности личности и общества.