Файл: СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ (Базовые подходы к определению понятия, сущности и классификации современных политических режимов ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– политико-правовые и культурные (в том числе идеологические) фак­торы;

– национально-расовые и демографические (уровень плотности населе­ния) факторы;

– социально-психологические и религиозные (наличие разносторонне настроенных религиозных течений, единство веры и др.) факторы;

– субъективные факторы (политические взгляды лидера государства, отношения лидера и оппозиционных партий, блоков, влияние лидера на вер­хушку вооруженных сил, роль лидера в армии, взаимоотношения лидеров ве­дущих политических партий, системные разногласия среди представителей высшей политической элиты, субъективные качества личности правителя, уровень культуры правящей верхушки государственного аппарата, уровень правовой культуры и правосознания большинства населения государства, рас­клад социальных сил);

– внутренние кризисы (техногенного или природного характера).

Закономерности формирования современной модели политического ре­жима можно также подразделить на классические (выделяемые отечествен­ными и зарубежными, как правило, западными учеными-политологами, тео­ретиками права) и современные.

К первым следует отнести: переход от антидемократического политиче­ского режима к демократическому; сравнительно короткое сохранение пере­ходного состояния политического режима; возможные и вероятные откаты к антидемократическим методам и способам осуществления государственной (политической) власти в рамках общего движения государства по направле­нию к формированию демократического политического режима [51].

Ко второй группе закономерностей, на наш взгляд, относятся (с учетом имеющихся теоретико-правовых, сравнительно-правовых данных и геополи­тических реалий): состояние (процесс), когда авторитарный режим перестает быть негативным фактором при построении эффективной модели экономики, формировании стабильной политической системы; состояние (процесс), когда либеральный демократический режим с его гипертрофированным понятием о свободе мысли, совести, слова, роли человека в обществе, правах и свободах представителей сексуальных меньшинств начинает ущемлять права и закон­ные интересы демократического большинства; состояние (процесс), когда общество оценивает свой фактически авторитарный и даже тоталитарный по­литический режим, как демократический (так как правящие круги своими заявлениями и рассчитанными на внешний массовый эффект действиями весьма умело «играют в демократию»).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение настоящего исследования обозначим итоги и сформулируем выводы, полученные в результате раз­работки проблемы современных политических режимов и их трансформации.

На основе изучения подходов к определению понятия и признаков политического режима, а также проведенной классификации указанного теоретико-правового института по раз­личным критериям и основаниям было представлено авторское определение политического режима.

Политический режим – это сло­жившаяся в рамках конкретного исторически обусловленного этапа госу­дарственно-общественного развития система средств, способов, приемов и сформировавшихся на их основе механизмов реализации государственно-властных предписаний, имеющая своим предметом поведение людей (граж­дан, подданных) и выраженная в форме нормативных правовых велений субъектов правотворческой деятельности.

Политический режим не является чем-то неизмен­ным, но должен рассматриваться в контексте текущих политических и пра­вовых изменений в том или ином государстве и в глобальном мировом про­странстве.

При этом, следует выделять ряд неизменных признаков политиче­ского режима: а) совокупность тесно переплетенных взаимозависимых и вза­имосвязанных государственных структур и элементов политической системы общества; б) легальная форма политического режима закрепляется в норма­тивных правовых актах различной юридической силы; в) политический ре­жим показывает степень юридической защищенности человека и его основ­ных неотчуждаемых прав в контексте функционирования государственных и политических структур.

Проведенная классификация политических режимов дает основание утверждать, что в современном мире невозможно выделить чистые формы того или иного вида политического режима: фактор времени, а также постоянно изменяющиеся подходы к осуществлению государственной и политиче­ской власти накладывают свой отпечаток на форму режима в конкретном государстве в конкретный исторический период.

В работе были отдельно исследованы легальность и легитимность поли­тического режима, которые представляются ключевыми аспектами в изучении, понимании, определении сущности и прогнозировании дальнейшего развития политических режимов современных государств. В дополнение к иным элемен­там и признаками политического режима легальность и легитимность показы­вают путь к осмыслению объективной модели политического режима.


Также были выявлены основные тенденции формирования полити­ческих режимов современных государств, определены направления развития моделей политических режи­мов в современных государствах.

Политический режим, являясь внешним, динамическим выражением политической системы, приобретает особое значение благодаря способности наиболее оперативно реагировать на изменения как внешней среды, так и са­мой политической системы. Таким образом, политический режим всегда пребывает в состоянии динамического изменения, что, однако, не приводит к смене типа режима.

В общем смысле, трансформация политических режимов - историче­ский процесс, подобный процессу реализации другого порядка ценностей свободы, справедливости и т.д., он реален, объективен и проходит через ряд определенных этапов.

Деформация режима может происходить в рамках одной определенной идеологии того же режима. Здесь необходимо уметь отличать деформацию от трансформации.

Деформация – изменение определенных средств и методов, отношений власти и общества и т.д. в рамках одной политической системы, одного определенного типа государства с сохранением идеологии, политической культуры, политических отношений, политического лидерства.

Трансформация политических режимов происходит в соответствии с реалиями общества, с исторической закономерностью. Выделим несколько способов, путей трансформации. Крайние формы: революция, захват терри­тории другим государством, «партизанская война оппозиции» долговремен­ного плана.

И все-таки, основной примат, закономерность трансформаций полити­ческих режимов следует отдать такому явлению, как политическая идея.

Идея прав человека оказала, например, мощное влияние на ускорение процесса краха коммунизма.

Сложность трансформации политических режимов - отражение более общей проблематики отношений общества и государства, нации и власти.

Известны извращенные факты национализма личности и национализма целых народов. Следствием этого были репрессии против национальной интел­лигенции, и присвоение ярлыков национализма целым народам.

После распада тоталитарного режима образуется идеологический ваку­ум, и самое опасное в этом случае то, что он может быть заполнен разного рода идеями шовинистического толка, а также территориальными притяза­ниями одного суверенного государства к другому.

Трансформация политических режимов – это всегда про­цесс перехода от одного типа режима к другому, изменение его формы, но и этого недостаточно. Многие политические процессы, связанные с изменени­ем политического режима, приводят лишь к временному его изменению, в конечном итоге возвращаясь к построению системы методов, средств и спо­собов осуществления государственной власти.


Под трансформацией политического режима нужно по­нимать не только процессы, приводящие к смене одного вида политических режимов другим, но и их изменения, способные привести к возникновению режима иного вида, чем тот, который существовал ранее.

Таким образом, подводя итог рассмотрению основных закономерностей формирования политических режимов современных государств, можно выделить следующую совокупность факторов, влияющих на тип и сущность политического режима:

– этнопсихологические (менталитет, национальный состав населения) факторы;

– географические, экономические и исторические факторы,

– политико-правовые и культурные (в том числе идеологические) фак­торы;

– национально-расовые и демографические (уровень плотности населе­ния) факторы;

– социально-психологические и религиозные (наличие разносторонне настроенных религиозных течений, единство веры и др.) факторы;

– субъективные факторы (политические взгляды лидера государства, отношения лидера и оппозиционных партий, блоков, влияние лидера на вер­хушку вооруженных сил, роль лидера в армии, взаимоотношения лидеров ве­дущих политических партий, системные разногласия среди представителей высшей политической элиты, субъективные качества личности правителя, уровень культуры правящей верхушки государственного аппарата, уровень правовой культуры и правосознания большинства населения государства, рас­клад социальных сил);

– внутренние кризисы (техногенного или природного характера).

Закономерности формирования современной модели политического ре­жима можно также подразделить на классические (выделяемые отечествен­ными и зарубежными, как правило, западными учеными-политологами, тео­ретиками права) и современные.

К первым следует отнести: переход от антидемократического политиче­ского режима к демократическому; сравнительно короткое сохранение пере­ходного состояния политического режима; возможные и вероятные откаты к антидемократическим методам и способам осуществления государственной (политической) власти в рамках общего движения государства по направле­нию к формированию демократического политического режима.

Ко второй группе закономерностей, на наш взгляд, относятся (с учетом имеющихся теоретико-правовых, сравнительно-правовых данных и геополи­тических реалий): состояние (процесс), когда авторитарный режим перестает быть негативным фактором при построении эффективной модели экономики, формировании стабильной политической системы; состояние (процесс), когда либеральный демократический режим с его гипертрофированным понятием о свободе мысли, совести, слова, роли человека в обществе, правах и свободах представителей сексуальных меньшинств начинает ущемлять права и закон­ные интересы демократического большинства; состояние (процесс), когда общество оценивает свой в реальности авторитарный и даже тоталитарный по­литический режим, как демократический (так как правящие круги своими заявлениями и рассчитанными на внешний массовый эффект действиями весьма умело «играют в демократию»).


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

1.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // Официальный сайт Справочно-правовой системы «Гарант» – Режим доступа: http://www.garant.ru (дата обращения 07.07.2019).

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) / Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.) (с изм. от 13.05.2004) // Официальный сайт Справочно-правовой системы «Гарант» – Режим доступа: http://www.garant.ru (дата обращения 07.07.2019).

3.Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (ХХI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Официальный сайт Справочно-правовой системы «Гарант»–Режим: http://www.garant.ru (дата обращения 07.07.2019).

4.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Официальный сайт Справочно-правовой системы «Гарант» – Режим доступа: http://www.garant.ru (дата обращения 07.07.2019).

Учебники, учебные пособия, справочная литература

5.Арановский К. В. Государственное право зарубежных стран - М. : ИНФРА-М: ИД «ФОРУМ», 2000. - 488 с.

6.Геополитика: Энциклопедия / авт.-сост. В. Баришполец, Д. Баришполец, В. Манилов; под общ. ред. В. Манилова. - М. : ТЕРРА -Книжный клуб, 2012. - 624 с.

7.История государственно-правовых учений: учебник / отв. ред. В. В. Лазарев. - М. : Спарк, 2006. - 672 с.

8. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: учебник для вузов / рук. авт. колл. и отв. ред. Б. А. Страшун. - 4-е изд., обновл. и дораб. - М. : НОРМА, 2005. - 896 с.

9. Конституционное право зарубежных стран / под общ. ред. проф. М. В. Баглая, проф. Ю. И. Лейбо и проф. Л. М. Энтина. - 2-е изд., пере-раб. - М.: НОРМА, 2005. - 832 с.

10.Алексеев С.С. Государство и право: учебное пособие. – М.: Про­спект, 2014. – 148 с.

11.Жовтун Д.Т. Легитимность власти // Энциклопедия государ­ственного управления в России. Т. 2. / Под общ. ред. В.К.Егорова. – М., 2014. – 558 с.

12.Кравченко А.И. Социология и политика: Учебное пособие. – М., 2011. – 528 с.

13.Малько А.В., Саломатин А.Ю. Теория государства и права: Учеб. пособие – 2-е изд. – М., 2019. – 382 с.

14.Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: учеб. – М., 2008. – 312 с.