Файл: СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ (Базовые подходы к определению понятия, сущности и классификации современных политических режимов ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТИ
И МЕХАНИЗМА ЗАКРЕПЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
1.1 Базовые подходы к определению понятия, сущности и классификации современных политических режимов
1.2 Легализация и легитимация как механизмы закрепления политических режимов
2.2 Понятие, характер и закономерности процесса трансформации современных политических режимов
– политико-правовые и культурные (в том числе идеологические) факторы;
– национально-расовые и демографические (уровень плотности населения) факторы;
– социально-психологические и религиозные (наличие разносторонне настроенных религиозных течений, единство веры и др.) факторы;
– субъективные факторы (политические взгляды лидера государства, отношения лидера и оппозиционных партий, блоков, влияние лидера на верхушку вооруженных сил, роль лидера в армии, взаимоотношения лидеров ведущих политических партий, системные разногласия среди представителей высшей политической элиты, субъективные качества личности правителя, уровень культуры правящей верхушки государственного аппарата, уровень правовой культуры и правосознания большинства населения государства, расклад социальных сил);
– внутренние кризисы (техногенного или природного характера).
Закономерности формирования современной модели политического режима можно также подразделить на классические (выделяемые отечественными и зарубежными, как правило, западными учеными-политологами, теоретиками права) и современные.
К первым следует отнести: переход от антидемократического политического режима к демократическому; сравнительно короткое сохранение переходного состояния политического режима; возможные и вероятные откаты к антидемократическим методам и способам осуществления государственной (политической) власти в рамках общего движения государства по направлению к формированию демократического политического режима [51].
Ко второй группе закономерностей, на наш взгляд, относятся (с учетом имеющихся теоретико-правовых, сравнительно-правовых данных и геополитических реалий): состояние (процесс), когда авторитарный режим перестает быть негативным фактором при построении эффективной модели экономики, формировании стабильной политической системы; состояние (процесс), когда либеральный демократический режим с его гипертрофированным понятием о свободе мысли, совести, слова, роли человека в обществе, правах и свободах представителей сексуальных меньшинств начинает ущемлять права и законные интересы демократического большинства; состояние (процесс), когда общество оценивает свой фактически авторитарный и даже тоталитарный политический режим, как демократический (так как правящие круги своими заявлениями и рассчитанными на внешний массовый эффект действиями весьма умело «играют в демократию»).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение настоящего исследования обозначим итоги и сформулируем выводы, полученные в результате разработки проблемы современных политических режимов и их трансформации.
На основе изучения подходов к определению понятия и признаков политического режима, а также проведенной классификации указанного теоретико-правового института по различным критериям и основаниям было представлено авторское определение политического режима.
Политический режим – это сложившаяся в рамках конкретного исторически обусловленного этапа государственно-общественного развития система средств, способов, приемов и сформировавшихся на их основе механизмов реализации государственно-властных предписаний, имеющая своим предметом поведение людей (граждан, подданных) и выраженная в форме нормативных правовых велений субъектов правотворческой деятельности.
Политический режим не является чем-то неизменным, но должен рассматриваться в контексте текущих политических и правовых изменений в том или ином государстве и в глобальном мировом пространстве.
При этом, следует выделять ряд неизменных признаков политического режима: а) совокупность тесно переплетенных взаимозависимых и взаимосвязанных государственных структур и элементов политической системы общества; б) легальная форма политического режима закрепляется в нормативных правовых актах различной юридической силы; в) политический режим показывает степень юридической защищенности человека и его основных неотчуждаемых прав в контексте функционирования государственных и политических структур.
Проведенная классификация политических режимов дает основание утверждать, что в современном мире невозможно выделить чистые формы того или иного вида политического режима: фактор времени, а также постоянно изменяющиеся подходы к осуществлению государственной и политической власти накладывают свой отпечаток на форму режима в конкретном государстве в конкретный исторический период.
В работе были отдельно исследованы легальность и легитимность политического режима, которые представляются ключевыми аспектами в изучении, понимании, определении сущности и прогнозировании дальнейшего развития политических режимов современных государств. В дополнение к иным элементам и признаками политического режима легальность и легитимность показывают путь к осмыслению объективной модели политического режима.
Также были выявлены основные тенденции формирования политических режимов современных государств, определены направления развития моделей политических режимов в современных государствах.
Политический режим, являясь внешним, динамическим выражением политической системы, приобретает особое значение благодаря способности наиболее оперативно реагировать на изменения как внешней среды, так и самой политической системы. Таким образом, политический режим всегда пребывает в состоянии динамического изменения, что, однако, не приводит к смене типа режима.
В общем смысле, трансформация политических режимов - исторический процесс, подобный процессу реализации другого порядка ценностей свободы, справедливости и т.д., он реален, объективен и проходит через ряд определенных этапов.
Деформация режима может происходить в рамках одной определенной идеологии того же режима. Здесь необходимо уметь отличать деформацию от трансформации.
Деформация – изменение определенных средств и методов, отношений власти и общества и т.д. в рамках одной политической системы, одного определенного типа государства с сохранением идеологии, политической культуры, политических отношений, политического лидерства.
Трансформация политических режимов происходит в соответствии с реалиями общества, с исторической закономерностью. Выделим несколько способов, путей трансформации. Крайние формы: революция, захват территории другим государством, «партизанская война оппозиции» долговременного плана.
И все-таки, основной примат, закономерность трансформаций политических режимов следует отдать такому явлению, как политическая идея.
Идея прав человека оказала, например, мощное влияние на ускорение процесса краха коммунизма.
Сложность трансформации политических режимов - отражение более общей проблематики отношений общества и государства, нации и власти.
Известны извращенные факты национализма личности и национализма целых народов. Следствием этого были репрессии против национальной интеллигенции, и присвоение ярлыков национализма целым народам.
После распада тоталитарного режима образуется идеологический вакуум, и самое опасное в этом случае то, что он может быть заполнен разного рода идеями шовинистического толка, а также территориальными притязаниями одного суверенного государства к другому.
Трансформация политических режимов – это всегда процесс перехода от одного типа режима к другому, изменение его формы, но и этого недостаточно. Многие политические процессы, связанные с изменением политического режима, приводят лишь к временному его изменению, в конечном итоге возвращаясь к построению системы методов, средств и способов осуществления государственной власти.
Под трансформацией политического режима нужно понимать не только процессы, приводящие к смене одного вида политических режимов другим, но и их изменения, способные привести к возникновению режима иного вида, чем тот, который существовал ранее.
Таким образом, подводя итог рассмотрению основных закономерностей формирования политических режимов современных государств, можно выделить следующую совокупность факторов, влияющих на тип и сущность политического режима:
– этнопсихологические (менталитет, национальный состав населения) факторы;
– географические, экономические и исторические факторы,
– политико-правовые и культурные (в том числе идеологические) факторы;
– национально-расовые и демографические (уровень плотности населения) факторы;
– социально-психологические и религиозные (наличие разносторонне настроенных религиозных течений, единство веры и др.) факторы;
– субъективные факторы (политические взгляды лидера государства, отношения лидера и оппозиционных партий, блоков, влияние лидера на верхушку вооруженных сил, роль лидера в армии, взаимоотношения лидеров ведущих политических партий, системные разногласия среди представителей высшей политической элиты, субъективные качества личности правителя, уровень культуры правящей верхушки государственного аппарата, уровень правовой культуры и правосознания большинства населения государства, расклад социальных сил);
– внутренние кризисы (техногенного или природного характера).
Закономерности формирования современной модели политического режима можно также подразделить на классические (выделяемые отечественными и зарубежными, как правило, западными учеными-политологами, теоретиками права) и современные.
К первым следует отнести: переход от антидемократического политического режима к демократическому; сравнительно короткое сохранение переходного состояния политического режима; возможные и вероятные откаты к антидемократическим методам и способам осуществления государственной (политической) власти в рамках общего движения государства по направлению к формированию демократического политического режима.
Ко второй группе закономерностей, на наш взгляд, относятся (с учетом имеющихся теоретико-правовых, сравнительно-правовых данных и геополитических реалий): состояние (процесс), когда авторитарный режим перестает быть негативным фактором при построении эффективной модели экономики, формировании стабильной политической системы; состояние (процесс), когда либеральный демократический режим с его гипертрофированным понятием о свободе мысли, совести, слова, роли человека в обществе, правах и свободах представителей сексуальных меньшинств начинает ущемлять права и законные интересы демократического большинства; состояние (процесс), когда общество оценивает свой в реальности авторитарный и даже тоталитарный политический режим, как демократический (так как правящие круги своими заявлениями и рассчитанными на внешний массовый эффект действиями весьма умело «играют в демократию»).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // Официальный сайт Справочно-правовой системы «Гарант» – Режим доступа: http://www.garant.ru (дата обращения 07.07.2019).
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) / Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.) (с изм. от 13.05.2004) // Официальный сайт Справочно-правовой системы «Гарант» – Режим доступа: http://www.garant.ru (дата обращения 07.07.2019).
3.Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (ХХI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Официальный сайт Справочно-правовой системы «Гарант»–Режим: http://www.garant.ru (дата обращения 07.07.2019).
4.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Официальный сайт Справочно-правовой системы «Гарант» – Режим доступа: http://www.garant.ru (дата обращения 07.07.2019).
Учебники, учебные пособия, справочная литература
5.Арановский К. В. Государственное право зарубежных стран - М. : ИНФРА-М: ИД «ФОРУМ», 2000. - 488 с.
6.Геополитика: Энциклопедия / авт.-сост. В. Баришполец, Д. Баришполец, В. Манилов; под общ. ред. В. Манилова. - М. : ТЕРРА -Книжный клуб, 2012. - 624 с.
7.История государственно-правовых учений: учебник / отв. ред. В. В. Лазарев. - М. : Спарк, 2006. - 672 с.
8. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: учебник для вузов / рук. авт. колл. и отв. ред. Б. А. Страшун. - 4-е изд., обновл. и дораб. - М. : НОРМА, 2005. - 896 с.
9. Конституционное право зарубежных стран / под общ. ред. проф. М. В. Баглая, проф. Ю. И. Лейбо и проф. Л. М. Энтина. - 2-е изд., пере-раб. - М.: НОРМА, 2005. - 832 с.
10.Алексеев С.С. Государство и право: учебное пособие. – М.: Проспект, 2014. – 148 с.
11.Жовтун Д.Т. Легитимность власти // Энциклопедия государственного управления в России. Т. 2. / Под общ. ред. В.К.Егорова. – М., 2014. – 558 с.
12.Кравченко А.И. Социология и политика: Учебное пособие. – М., 2011. – 528 с.
13.Малько А.В., Саломатин А.Ю. Теория государства и права: Учеб. пособие – 2-е изд. – М., 2019. – 382 с.
14.Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: учеб. – М., 2008. – 312 с.