Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Понятие и задачи бухгалтерского учета
1.2. Стадии (этапы) учетного процесса и способы постановки бухгалтерского учета на предприятии
1.3. Нормативные документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учета на предприятии
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В ООО «МИР КО»
2.1. Краткая характеристика основных показателей финансово - хозяйственной деятельности ООО «МИР КО»
2.2. Организация бухгалтерского учета хозяйственных операций в ООО «МИР КО»
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ООО «МИР КО»
3.1. Мероприятия по совершенствованию бухгалтерского учета
3.2. Влияние предложенных мероприятий на экономическую деятельность организации
- план счетов;
- многочисленные ПБУ;
- положение о документообороте.
План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Этот документ содержит перечень используемых бухгалтерских проводок и их расшифровку. Этот план предназначен для коммерческих организаций, бюджетные применяют особый план счетов, для банков действует отдельный НПА. Все проводки бухгалтеры осуществляют на основе рекомендаций и требований, перечисленных в положениях по бухучету (ПБУ), которых действует довольно большое количество.[12]
Действующие ПБУ:
- ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» От 06.10.2008 № 106н;
- ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» от 24.10.2008 № 116н;
- ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» от 27.11.2006 № 154н;
- ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» от 06.07.1999 № 43н;
- ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» от 09.06.2001 № 44н;
- ПБУ 6/01 «Учет основных средств» от 30.03.2001 № 26н;
- ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» от 25.11.1998 № 56н;
- ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» от 13.12.2010 № 167н;
- ПБУ 9/99 «Доходы организации» от 06.05.1999 № 32н;
- ПБУ 10/99 «Расходы организации» от 06.05.1999 № 33н;
- ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» от 29.04.2008 № 48н;
- ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» от 08.11.2010 № 143н;
- ПБУ 13/2000 «Государственная помощь» от 16.10.2000 № 92н;
- ПБУ 14/2007 «Нематериальные активы» от 27.12.2007 № 153н;
- ПБУ 15/2008 «Расходы по займам и кредитам» от 06.10.2008 № 107н;
- ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» от 02.07.2002 № 66н;
- ПБУ 17/02 «Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» от 19.11.2002 № 115н;
- ПБУ 18/02 «Расчеты по налогу на прибыль организаций» от 19.11.2002 № 114н;
- ПБУ 19/02 «Финансовые вложения» от 10.12.2002 № 126н;
- ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» от 24.11.2003 № 105н;
- ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» от 06.10.2008 № 106н;
- ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухучете и отчетности» от 28.06.2010 № 63н;
- ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств» от 02.02.2011 № 11н;
- ПБУ 24/2011 «Затраты на освоение природных ресурсов» от 06.10.2011 № 125н.[13]
Все действующие ПБУ признаны федеральными стандартами бухучета до вступления в силу соответствующего закона о национальных стандартах. Это прописано в части 1.1 статьи 30 закона № 402-ФЗ. Нормативная база бухгалтерского учета предполагает использование МСФО, они введены в действие на территории России приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н. При оформлении документов бухгалтеры должны учитывать требования положения о документах и документообороте в бухучете, утвержденного еще приказом Минфина СССР от 29.07.1983 № 105.[14]
В самом низу пирамиды НПА находятся внутренние документы организации:
- учетная политика;
- инструкции;
- приказы.
Все они составляются с соблюдением требований вышестоящих Федеральных Законов и нормативно-правовых актов.
Выводы по 1 главе
Бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.
Для получения достоверных сведений о ходе хозяйственных процессов организация бухгалтерского учета на предприятиях основывается на систематических наблюдениях и регистрации хозяйственных операций с целью контроля и управления с учетом условий конкретного хозяйствующего субъекта. Организация бухгалтерского учета должна соответствовать нормативному регулированию, которое включает 4 уровня. аким образом, организация бухгалтерского учета на предприятии должна соответствовать законодательным актам первого уровня, нормативным документам второго и третьего уровня. Непосредственный порядок ведения бухгалтерского учета устанавливается организацией исходя из инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерского учета на уровне организации закрепляется в приказе по учетной политике. При этом под учетной политикой организации понимается принятая на предприятии совокупность способов ведения бухгалтерского учета.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В ООО «МИР КО»
2.1. Краткая характеристика основных показателей финансово - хозяйственной деятельности ООО «МИР КО»
Торговая компания «МИР КО» является обществом с ограниченной ответственностью и относится к категории предприятий малого бизнеса. Сокращенное наименование предприятия - ООО «МИР КО».
ООО «МИР КО» является коммерческой организацией, учрежденной в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также, другими правовыми актами Российской Федерации и на основании решения учредителей.[15]
Целью создания ООО «МИР КО» является получение прибыли посредством основного вида деятельности - «Торговля прочими пищевыми продуктами».
Миссия организации: высокое качество обслуживания и обеспечение потребителей товарами по доступным ценам.
Предприятие снимает помещения для торговли по договорам субаренды.
ООО «МИР КО» успешно работает на динамично развивающемся рынке розничной торговли.
Общество с ограниченной ответственностью «МИР КО» было создано 21.01.2015 г. на основании учредительного договора от 19.01.2015г. Общество имеет Устав, утвержденный Решением Учредителя №1 от 19.01.2015г. Учредителем является один человек, осуществляющий руководство всем предприятием.
Структура управления в ООО «МИР КО» иерархическая, где (отдел, руководитель, работник) полностью подчиняется вышестоящему руководителю; с принципами линейно-функционального построения управленческих структур, где отделы выполняют определённые функции (рис.2).
Рис. 2. Организационная структура в ООО «МИР КО»
Генеральный директор осуществляет стратегическое руководство деятельностью Общества. В его задачу входит общее руководство и организация работы фирмы, представление её интересов, решение кадровых вопросов, утверждение организационных положений предприятия.
В структуре ООО «МИР КО» выделяются торговый отдел и бухгалтерия. Бухгалтерия включает в себя главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, 2 чел. бухгалтеров учета, бухгалтера – кассира.
Торговый отдел включает в себя менеджеров зала, продавцов, комплектовщиков, продавцов-кассиров. Бухгалтерия, возглавляемая главным бухгалтером, осуществляет бухгалтерский учет хозяйственных операций в ООО «МИР КО».[16] Сотрудники бухгалтерии руководствуются в своей деятельности нормативными документами по бухгалтерскому учету, Положением о бухгалтерии, а также должностными инструкциями сотрудников бухгалтерии. Предприятие не имеет обособленных структурных подразделений.
В ООО «МИР КО» осуществляется оперативный и бухгалтерский учет, ведется планирование и анализ финансового состояния предприятия. Предприятие формирует внешнюю и внутреннюю бухгалтерскую отчетность. Все хозяйственные операции оформляются только с помощью первичных учетных документов, составленных по формам, содержащимся в приложении к Учетной политике предприятия, утвержденной директором ООО «МИР КО». Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия. Главный бухгалтер предприятия обеспечивает отражение на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и осуществляет контроль соответствия их законодательству РФ. Также главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем предприятия документы, служащие основанием для хозяйственных операций по движению товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетно-кредитных и финансовых обязательств.[17]
ООО «МИР КО» применяет упрощенную систему налогообложения. И хотя оно освобождается от обязанности ведения бухгалтерского учета, бухгалтерский учет на предприятии ведется в полном объеме по правилам, установленным законодательством Российской Федерации.
При определении объекта налогообложения ООО «МИР КО» уменьшает полученные доходы на расходы, которые перечислены в статье 346.16 Налогового Кодекса Российской Федерации. Ставка налога, уплачиваемого в бюджет, составляет 15% от объекта налогообложения.
Учетная политика в ООО «МИР КО» разработана в соответствии с законодательными актами и нормативными документами четырехуровневой системы бухгалтерского учета в Российской Федерации, утверждена руководителем предприятия. Бухгалтерский учет в ООО «МИР КО» ведется с применением компьютерной программы «1С: Бухгалтерия». Основанием для занесения в программу бухгалтерского учета записей о полученных доходах и произведенных расходах в ООО «МИР КО» являются первичные документы:
- накладные на отпуск в торговый отдел со склада материалов, которые предназначены для уборки помещений и упаковки товаров;
- ведомости начисленной заработной платы персоналу в ООО «МИР КО»;
- справка - расчет по начислению взносов от заработной платы на пенсионное и социальное обеспечение;
- счета - фактуры на оплату услуг сторонних организаций;
- ведомость начисленной амортизации основных средств;
- авансовые отчеты подотчетных лиц;
- отчеты кассира;
- выписки из банковского расчетного счета;
- приказы директора ООО «МИР КО» о премировании персонала.[18]
После внесения в компьютерную программу всех первичных документов, происходит автоматическое заполнение форм бухгалтерского учета и отчетности. Основными показателями, которые характеризуют финансово- хозяйственную деятельность предприятия являются объем товарооборота, стоимость реализованных товаров, издержки обращения и прибыль.
Таблица 1. Показатели финансово - хозяйственной деятельности в ООО «МИР КО» за 2017 - 2019 гг.
Показатель |
Отчетные данные, тыс. руб. |
Динамика роста, в % |
||||
2017 год |
2018год |
2015 год |
2018-2017г |
2019- к 2018 г |
2019 к 2017 г |
|
1. Товарооборот, тыс. руб. |
68729 |
118064 |
127400 |
171,8 |
107,9 |
185,4 |
2Себестоимость продаж, тыс. руб. |
66692 |
113877 |
122388 |
170,8 |
107,5 |
183,5 |
3. Прибыль от продаж |
2037 |
4187 |
5012 |
205,5 |
119,7 |
246,0 |
4. Чистая прибыль, тыс. руб. |
1731 |
3559 |
4260 |
205,6 |
119,7 |
246,1 |
5. Среднегодовая стоимость запасов тыс. руб. |
11823 |
15493 |
14405 |
131,0 |
93,0 |
121,8 |
6.Величина товарных запасов |
4,78 |
3,64 |
3,14 |
76,2 |
86,3 |
65,7 |
7.Рентабельность продукции |
3,1 |
3,7 |
4,1 |
120,4 |
111,4 |
134,1 |
8. Рентабельность продаж |
3,0 |
3,5 |
3,9 |
119,7 |
110,9 |
132,7 |
9.Рентабельность производства |
97,0 |
96,5 |
96,1 |
99,4 |
99,6 |
99,0 |