Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты исследования
1.3 Влияние стиля руководства на результаты деятельности предприятия
2 Аналитические аспекты исследования
2.1 Характеристика ООО «Профессионал», как объекта исследования
2.2 Структура управления ООО «Профессионал»
2.3 Мероприятия по совершенствованию структуры управления в ОО О «Профессионал»
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день работа имеет особую важность в нашей жизни, на работе мы проводим большую часть своей жизни. Эффективность и качество проведенного времени на работе зависит от атмосферы в коллективе и на предприятии.
Большое внимание нужно уделять вопросам эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными. Эта область менеджмента играет большую роль в управлении коллективом. От стиля руководства зависит отношение к труду, мотивация и взаимоотношения в коллективе.
Это обуславливает актуальность исследуемой тематики курсовой работы.
Объект исследования: ООО «Профессионал»
Предмет исследования: организационно-управленческая деятельность.
Целью курсовой работы является анализ системы руководства на предприятии ООО «Профессионал»
Задачи работы предопределены целью исследования и заключаются в рассмотрении следующих вопросов:
- теоретические аспекты исследования;
- аналитические аспекты исследования;
- мероприятия по совершенствованию.
Методологической основой послужили положения, изложенные в работы отечественных и зарубежных экономистов, данные информационной сети Интернет, законодательная база, материалы научных семинаров и конференций, аналитические статьи отечественных и зарубежных ученых. В работе использовались труды следующих авторов: Розанова В.А. «Психологические основы предпринимательской деятельности руководителей. //Управление персоналом», Алавердов, А.Р. «Управление персоналом: Учебное пособие», Герчикова И. Н. «Менеджмент», Виханский О.С. «Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс».
Структура курсовой работы определяется логикой проведенного исследования и отражена в содержании работы, введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические аспекты исследования
1.1. Понятие руководства
Руководство - это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности.[1]
Это способность влиять на поведение группы людей или отдельных индивидуумов, позволяющая побудить их работать для достижения общих целей.
Согласно положению социальной психологии, руководство - это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.
В руководстве тесно связаны концепция власти и личного влияния. Поэтому среди руководителей-практиков распространено мнение, что наиболее действенными инструментами эффективного управления является руководящая должность и власть.
Конечно, мол, можно поговорить о методах управления, о мотивации, но все это интеллектуальные упражнения. Однако, мол, никогда теории управления не славились тем, что побуждали людей к действию, заставляли других делать что-то и делать так, как вы хотите. Но если кто-то думает, что должности и власти достаточно для управления коллективом, то он, по крайней мере, близорук.
Для того, чтобы сложная фирма эффективно выполняла свои задачи, необходимо задействовать все функции управления.
Сегодня наряду с развитием таких базовых требований, как профессиональный уровень, как компетенция, как знание экономических законов, руководитель любого уровня управления сталкивается с необходимостью грамотного владения основами конкретной социологии, практикой психологии, педагогики, воспитания. Без этих основ теперь фактически немыслимо принятие эффективных решений в сложных вопросах, связанных с формированием коллектива, с подбором и обучением кадров, с созданием деловой творческой атмосферы и высокой дееспособности коллектива.
Руководство требует умения прогнозировать ситуации и выдвигать соответствующие программы.
Руководство должно быть гибким. Надо научиться менять свои суждения в зависимости от конкретных ситуаций. Нельзя в сложных ситуациях гнуть палку в одну сторону - она сломается.
Руководству не нужно фанатизма и не нужно железной руки. Нужно проявлять терпимость и спокойствие. Нужно уметь идти на компромисс. Нужно уметь разделять власть.[2]
В сфере новой философии руководства, в центре которой отношения согласия, а не отношения господства и подчинения, смысл понятия руководства претерпел существенные изменения. Если прежде руководство полагалось на силу власти и издания приказов, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества людей, работающих под началом руководителя. Власть не отделена от руководителя, но отношения жесткого подчинения ушли в прошлое.
Современное производство - это сложный, динамичный организм, основу которого составляет трудовой коллектив. Его успехи зависят в основном от сознательного отношения к труду рядовых членов коллектива, от морального климата в коллективе, от степени развития демократических начал в управлении и от умения руководителя управлять поведением людей.
Вот почему понятие руководства имеет огромное значение. Раньше можно было назначить работника ответственным за какую-либо область деятельности, не считаясь с его чувствами или желаниями и с отношением к этому других людей. Сегодня это делать уже нельзя, поскольку условия, в которых действуют руководители, изменились.
В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем следующим аспектам:
1) выдача директив относительно того, что нужно сделать;
2) налаживание сотрудничества между людьми;
3) обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных целей.[3]
Формирование целей и эффективное их достижение - основное назначение руководства.
Одним из основных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей с людьми. Это необходимо для того, чтобы знать и воспринимать различные мнения, способствующие разработке нового курса фирмы.
Для стратегического руководства необходим широкий кругозор, позволяющий вырабатывать оптимальную программу деятельности фирмы.
Сознание людей подготавливается, учитывается и настраивается при принятии важных управленческих решений. Желательно, чтобы эффективность деятельности людей сочеталась с относительно справедливой оценкой и соответственно вознаграждалась.
Главное - понять, какие основополагающие идеи и принципы реализуются в руководстве. Основными средствами руководства являются следующие:
- требования (разумные, реальные);
- контроль (обязательно личный);
- поощрения, наказания (быть справедливым);
- организация общественного мнения.[4]
Таким образом, Искусство руководства состоит в том, чтобы в любых ситуациях находить опору, уметь вовремя отказаться от развития идей, которые явно не будут приняты, в истинности которых невозможно убедить оппонентов.
1.2 Стили руководства
Стиль руководства - это выбор способы общения и взаимодействия руководителя с подчинёнными. Изучение стилей руководства ведется психологами уже несколько десятилетий. Очень много литературы и учебных материалов написано на тему психологии общения. Эта наука не стоит на месте и постоянно развивается. [5]
Каждый руководитель в процессе своей деятельности выполняет обя-занности в своём стиле. Стиль руководства выражается в том, как руководи-тель побуждает коллектив к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных.
Эффективность руководства можно оценить по следующим критериям:
- эффективность работы коллектива, производительность труда и каче-ство, инициатива;
- удовлетворенность работников организации, наличие стимула для ра-боты и повышения уровня квалификации;
- профессионализм руководителя.[6]
Правильно выработанный стиль руководства приведет предприятие к вы-соким результатам.
Стиль руководства во многом определяется индивидуальными личными качествами самого руководителя.
Руководитель, прежде чем принять какое-либо решение сначала обдумы-вает все комбинации способов воздействия на подчиненных, далее выбирает самый подходящий на его взгляд и применяет его.
Большое влияние на стиль руководства оказывают интеллект и культура руководителя, уровень профессиональной подготовки, особенности его характера, нравственные ценности, умение быть внимательным к подчиненным, способность вести за собой коллектив. Врождённые лидерские качества игра-ют большую роль в формировании стиля руководства.
Существуют три стиля руководства с определенными критериями (таблица 1)[7]
Стили руководства
Таблица 1
Критерии сравнения |
Авторитарный стиль управления |
Демократический стиль управления |
Либеральный стиль управления |
1. Принятие решений |
Единоличное |
Коллективное |
Жёсткое указание от руководителя заместителям и подчиненным |
2. Доведение задач до исполнетеля |
Приказ |
Предложение, совместное решение |
Просьба |
3. Ответственность |
Руководитель |
Прописывают в локально-нормативных актов предприятия |
В руках подчинённых |
4. Подбор кадров |
Подавление сильных конкурентов |
Ориентирован на заинтересованных людей, служебный рост и карьеру |
Не имеет чёткой ориентации |
5. Инициатива |
Не допускается |
Поощряется |
В руках исполнителей |
6. Отношения руководителя к знаниям |
Считает, что он достаточно образован и самодостаточен |
Постоянно развивается, учится и требует этого от подчиненных |
Равнодушно |
7. Отношение руководитель- подчиненный |
Дистанция |
Контактирует |
Без инициативы |
8. Дисциплина |
Жёсткая, формальная |
Способствует мотивации |
Не требовательная |
9. Мотивация |
Наказание |
Поощрение |
Отсутствие наказаний |
1. Авторитарный стиль. Авторитарное руководство характеризуется жёстким руководством, чрезмерной централизацией власти, единоличным решением всех вопросов, касающихся деятельности предприятия. При таком способе управления руководитель все решения принимает единолично, не давая возможности своим подчинённым проявлять инициативу, навязывает свою волю, ограничивает контакты с подчиненными. Для такого руководителя лучшим сотрудником является такой работник, который не задаёт вопросов и просто выполняет свои обязанности и поручения.
Деятельность подчиненных жестко контролируется.
Появление руководителя-автократа связано с особенностями его характера. В основном это властные, настойчивые и упорные люди, обладающие большим стремлением к власти и престижу. Такой стиль носит агрессивный характер и больше подходит в условиях чрезвычайных ситуаций, аварий и боевых действий, где нужно бесприкословно выполнять необходимые условия и следовать указаниям.
С психологической точки зрения авторитарный стиль управления является неблагоприятным. Сотрудники, вследствие подавления их инициативы и творческих проявлений не удовлетворены своей работой и положением в коллективе.
Такая система руководства не способствует развитию работников. В результате деятельность такой руководитель не дает проявлять инициативу подчиненным, мешает их работе и саморазвитию.
Все это является причиной повышенной психической нагрузки, которая плохо влияет на качество работы подчинённых.[8]
2. Демократический стиль. Организации, в которых преобладает данный стиль руководства, характеризуются общей коллективной деятельностью, при которой обеспечивается равноправное участие всех сотрудников в обсуждении поставленных целей.
Такой стиль характеризуется хорошей атмосферой. В такой обстановке становится интересно выполнять свои служебные обязанности, люди достигают больших успехов.
У руководителя и подчиненного в этом случае возникает чувство взаимопонимания. Руководитель прислушивается к мнению своих сотрудников по разным вопросам, прислушивается к проблемам, выслушивает новые идеи, которые позволят улучшить процесс работы.
Демократичный руководитель не навязывает свою волю подчиненным. Такой руководитель пользуется в своей работе методам убеждения и стимулирования, а к наказаниям прибегает лишь тогда, когда все другие методы не работают. Руководитель-демократ советуется и консультируется со своими подчинёнными-специалистами, они так же участвуют в принятии решений. Подчиненные получают большое количество информации и имеют чёткое представление о своей работе. [9]