Файл: Особенности политики мотивации персонала корпораций (Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: понятие, содержание и роль в управлении персоналом).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 557
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ корпорации
1.2.Виды и способы мотивации и стимулирования персонала
ГЛАВА 2 МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА корпорации (НА ПРИМЕРЕ ПАО «АЭРОФЛОТ»)
2.1.Характеристика системы управления персоналов в ПАО «Аэрофлот - Российские Авиалинии»
2.2.Мотивация сотрудников ПАО «Аэрофлот - Российские Авиалинии»
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что с переходом России к рыночным отношениям значимость и зависимость от человеческого фактора становится все заметнее. Высокий уровень конкуренции стимулирует организации всех форм собственности к постоянному развитию, требует повышать качество выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, заниматься освоением новых технологий и, самое главное, - заставляет искать пути наиболее эффективного использования всех своих ресурсов, в том числе и человеческих.
В этих условиях важное значение приобретают мотивационные аспекты управления персоналом. Это связано с тем, что никакие, даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то из работников не выполняет фактическую работу организации. Поэтому и важна задача мотивации, которая заключается в том, чтобы члены трудового коллектива выполняли работу в соответствии с поставленными целями, задачами, стратегическим планом развития организации.
Вопросы создания эффективной системы мотивации и стимулирования персонала актуальны для организаций всех форм собственности и сфер деятельности, в том числе и для финансово - кредитного сектора. В современных условиях кредитные организации функционируют в условиях жесткой конкуренции и нестабильной рыночной среды, поэтому для обеспечения выживания и развития кредитных организаций проблема совершенствования системы мотивации персонала выходит на первый план.
Цель работы - исследование системы мотивации и стимулирования персонала в ПАО «Аэрофлот».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, содержание и роль мотивации и стимулирования трудовой деятельности в управлении персоналом;
- представить характеристику материальным и нематериальным способам мотивации и стимулирования персонала в организации;
- провести анализ системы мотивации и стимулирования в ПАО «Аэрофлот».
Объект исследования - система мотивации и стимулирования персонала в корпорации.
Предмет исследования - действующая система мотивации и стимулирования персонала в ПАО «Аэрофлот».
В работе были использованы частно-научные методы исследования: формально-логический, сравнительный, аналитический, а также специальные методы исследования - анализ документов, метод наблюдения и анкетирование.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1 МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ корпорации
1.1.Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: понятие, содержание и роль в управлении персоналом
В современной теории и практики управления все большее значение придается мотивационным аспектами и вопросам стимулирования персонала. Сегодня приходит осознание того, что мотивация персонала является одним из действенных инструментов, который обеспечивает оптимальное использование человеческих ресурсов. В трудовой деятельности мотивирование является основополагающим моментом, так как выступает основным условием получения благ, поэтому мотивация и стимулирование труда являются важнейшим условием результативной работы и основой трудового потенциала работника, которая влияет на производственную деятельность.
В классической зарубежной и отечественной литературе по менеджменту и теории управления можно встретить множество различных определений понятия «мотивация». Рассмотрим некоторые из них.
По мнению, М. Мескон, Ф. Хедоури, М. Альберт, мотивация это процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения личных и организационных целей[1].
По мнению С.А. Шапиро, мотивация представляет собой акт осознанного выбора, при котором человек использует тот или иной тип поведения. При этом на его выбор влияют внешние и внутренние факторы - стимулы и мотивы[2].
Известные специалисты в области кадрового менеджмента В.В. Травин и В.А. Дятлов, считают, что мотивация труда - это определенные устремления человека, направленные на удовлетворение его потребностей, которые возможно реализовать посредством трудовой деятельности.
Из представленных выше определений, можно заключить, что основная задача мотивации заключается в том, чтобы, используя определенные поощрительные меры и стимулы активизировать работу членов трудового коллектива и повысить ее эффективность и результативность.
При анализе мотивации необходимо сосредоточиться на факторах, которые инициируют действия человека. Это так называемые внутренние, психологические факторы, которыми являются мотивы, потребности, интересы и стимулы. Рассмотрим их более подробно.
Существует множество определений мотива. Приведем некоторые из них.
Мотив (фр. «motif», от лат. «moveo» - двигаю) - это индивидуальное отношение человека к своей деятельности, четкая цель, при помощи которой можно объяснить свое поведение и поступки. То есть, мотив - это внутренние и внешние силы человека. Сила, которая побуждает человека к определенным и направленным действиям или бездействиям.
В психологии под мотивом понимаются:
- побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта, совокупность внутренних и внешних условий, которые вызывают активность субъекта и определяют ее направленность;
- побуждающие и определяющие направленность деятельности предметы (материальные или идеальные), ради которых она осуществляется;
- осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий или поступков личности.
Мотив - побудительная причина поведения и действий человека, которые возникают под влиянием его потребностей и интересов и представляют собой образ желаемого человеком блага, которое может удовлетворить его потребности при условии, если будут выполнены определенные трудовые действия.
Таким образом, мотив побуждает человека к определенным действиям, способствует активизации его внутренних движущих сил.
Важно отметить, что мотив является осознанной силой, человек может влиять на них, усиливать или приглушать их действие, а в некоторых случаях исключать их поля своих интересов.
Мотивы могут иметь разную направленность. Так можно выделить физиологические мотивы, психологические мотивы, социальные мотивы. Отдельно можно выделить мотив трудовой деятельности.
Мотив трудовой деятельности - это та движущая сила, которая побуждает человека к осуществлению трудовой деятельности. Посредством трудовой деятельности человек может удовлетворить свои интересы и потребности, получить определенные блага, которые являются для него жизненно необходимыми, при этом с наименьшими моральными и материальными потерями.
Структура мотивов трудового действия формируется из следующих основных компонентов:
- осмысление человеком своих нужд, которые возможно удовлетворить посредством трудовой деятельности;
- формирование представления о тех ценностях, которые работник может получить в качестве вознаграждения за труд;
- взвешивание, оценка затрат, которые человек должен понести для получения блага, установление цены трудовой деятельности;
- трудовая деятельность, удовлетворение потребности и получение вознаграждения.
Большое значение для формирования мотивов труда имеет оценка вероятности достижения целей. Если получение искомого блага не требует особых личных усилий либо это благо очень трудно получить, т.е. требуются сверх усилия, то мотив труда чаще всего не формируется. И в том и в другом случае мотив труда формируется только тогда, когда трудовая деятельность является если не единственным, то основным условием получения блага.
Если же, критерием в распределительных отношениях служат статусные различия (должность, квалификационные разряды, степени, звания и т.п.) стаж работы, принадлежность к определенной социальной группе (научный сотрудник, государственный служащий и т.п.), то формируются мотивы служебного продвижения, карьерного роста, получения разряда, степени или званья, закрепления за рабочим местом.
Сила мотива определяется степенью актуальности той или иной потребности для работника и его заинтересованностью. Чем насущнее нужда в определенном благе, тем сильнее стремление его получить, тем активнее действует работник[8].
Таким образом, наряду с понятием мотива в содержание мотивации входят также такие понятия, как «потребность» и «интерес».
Стимул происходит от лат. «stimulus» (букв.: остроконечная палка, которой кололи зверей и гладиаторов на арене, заставляя их сражаться) и имеет противоположное значение «принуждение». Таким образом, стимул - это побуждение к действию или причина поведения человека. Стимулы - это воздействие внешних факторов, в отличие от мотивов, понимаемых как внутренние и внешние значимые для конкретной личности факторы. В свою очередь, стимулирование - определенное воздействие на личность, создание внешней ситуации, побуждающей ее действовать определенным заданным образом[10].
В современном понятии различают четыре основные формы стимулов:
- принуждение. История свидетельствует о широком спектре форм принуждения, начиная с казни, пыток и физического наказания и кончая лишением имущества, гражданства и звания. В современном обществе используются административные методы принуждения: замечание, перевод на другую должность, перенос отпуска, выговор, увольнение с работы;
- материальное поощрение. Сюда относятся стимулы, выраженные в материальной и вещественной форме: заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, бонусы, путевки и др.;
- моральное поощрение - это стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: устная или письменная благодарность, почетная грамота, доски почета, почетные звания, правительственные награды и др.;
- самоутверждение - это внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения. Например, написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение, строительство дома, съемка фильма и др. Самоутверждение - достаточно сильный стимул, однако он проявляется у развитых представителей общества[11].
По составу стимулы бывают экономическими и неэкономическими. Цель экономических стимулов заключается в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним, получают определенные выгоды, повышающие их благосостояние. Экономические стимулы относятся ко всем тем потребностям, которые удовлетворяются с помощью благ и услуг, имеющих цену. Они могут быть прямыми, например, денежный доход или косвенными, облегчающими получение прямых (дополнительное свободное время, позволяющее заработать в другом месте).
Стимулы неэкономического характера делятся на организационные и моральные. Положительное влияние на мотивацию оказывает, например, информирование об успехах, планирование профессионального развития и карьеры, продвижение по службе[12].
Рассмотрев факторы (мотивы, потребности, интересы и стимулы), которые побуждают человека к действиям и усиливают их, трудовую мотивацию можно определить как процесс сознательного выбора личностью того или иного типа трудового поведения. Конечно, у человека могут быть и неосознанные мотивы, но линию трудового поведения он выбирает более или менее осознанно.
В свою очередь, стимулирование труда можно определить как способ управления трудовым поведением работника, состоящий в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его деятельностью.
Следует отметить, что изучение научной и учебной литературы показало, что ряд авторов принципиально разделяют понятия «мотивация персонала в организации» и «стимулирование персонала в организации» и оперируют представленным выше определениями, в то время как другие исследователи не делают существенного разграничения между этими понятиями.
Итак, нами было выяснено, что взаимосвязь трудовой мотивации и стимулирования труда опосредствована приобретенными навыками труда - потребностями, мотивами, интересами, ценностями, стимулами, а эффективная трудовая деятельность возможна лишь при организации оптимальной системы мотивации и стимулирования труда.
В этой связи необходимо представить определение данному понятию.
Система мотивации и стимулирования сотрудников - комплекс задач по стимулированию деятельности персонала и улучшению производительности труда, решение которых может стать для предприятия важным шагом стратегического развития. Система мотивации и стимулирования работников разрабатывается на основе представления о мотивационной сфере человека1-141.