Файл: Анализ эффективности различных типов организационных структур управления российский компаний.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организационной структуры управления
1.1. Сущность, функции и свойства организационной структуры управления
1.2. Основные методы совершенствования организационных структур управления
1.3. Методика оценки эффективности структуры управления организации
Глава 2. Анализ и оптимизация организационной структуры на примере ООО «ВЕЛЕС»
2.1 Краткая характеристика ресторана ООО «ВЕЛЕС»
2.2 Анализ организационной структуры
Организационная структура образуется в результате объединения составляющих ее элементов. Наличие иерархии является признаком высокого уровня развития организации. Элемент организационной структуры — это должностные позиции. Такое объединение дает элементам системы дополнительное преимущество по сравнению с независимым существованием (синергетический эффект) за счет минимизации (по мнению Н. Н. Тренева)[16]:
- издержек, что достигается за счет:
- централизованного планирования использования ресурсов и оборудования;
- экономии на масштабе;
- аккумулирования опыта;
- упущенной выгоды, т.е. не полученной вследствие неиспользования той или иной возможности, например, из-за незнания или реализации альтернативного варианта, что достигается за счет: быстрого анализа больших объемов динамично меняющейся информации; гибкого реагирования; аккумулирования опыта.
Минимизации издержек соответствуют вертикальные субординационные отношения, которые наиболее адекватны стабильной формализуемой среде. Минимизации упущенной выгоды — горизонтальные координационные отношения, которые наиболее адекватны динамичной и плохо формализуемой среде (рис. 8).
Организационные структуры
Вертикальные
Горизонтальные
Отношение “начальник-подчиненный”
Минимизация упущенной выгоды
Минимизация издержек
Отношение “начальник-подчиненный”
Аккумулирование опыта
Аккумулирование опыта
Анализ
среды
Экономия на масштабе
Гибкое
реагирование
Эффективное планирование
Централизованное распределение ресурсов
Исключение дублирования функций
Дублирование функций
Децентрализация
Взаимные подстройки
Общие
Взаиморасчет
Регламент взаимодействия
Делегирование
Правила субординации
Нормы
Культура
Права формировать решения
Ценности
Подготовка
Право принимать решения
Ответственности
Традиции
Рис. 8. Типы организационных связей[17]
В простой стабильной среде оптимальным образом существуют простые организационные структуры. Если внешняя среда начинает усложняться, оставаясь при этом стабильной, то простая организационная структура также усложняется, превращаясь в сложную механическую структуру.
Методы совершенствования организационной структуры управления определены в том, что они представлены в форме проблемы выбора лучшего варианта организационной структуры.
Методы состоят в последовательности подхода, чтобы смоделировать структуры управления. Методы играют вспомогательную роль в рассмотрении, оценки и принятии к практической реализации самых эффективных вариантов организационных решений.
Существуют следующие методы совершенствования организационной структуры управления[18]:
- аналогии;
- экспертно-аналитический;
- структуризация целей;
- организационное моделирование.
Метод аналогий. Этот метод состоит в заявлении организационных форм и механизмов управления. Развитие типичных структур управления индустриально-экономическими организациями и определением границ касается метода аналогий и условий их заявления.
Экспертно-аналитический метод. Этот метод состоит в исследовании и аналитическом изучении организации, которые проводят компетентные эксперты. Это необходимо для того, чтобы показать определенные особенности, проблемы, «узкие места» в работе персонала управления.
Метод структуризации целей. Этот метод предусматривает выработку системы целей организации экспертами, включая их количественную и качественную формулировки, а также последующий анализ организационных структур с точки зрения их соответствия системе целей.
Метод организационного моделирования. Этот метод представляет решение формализованного математического, графического, машинного, и также других показателей распределения полномочий и ответственности в организации, которые являются основой для постройки, анализа и оценки различных вариантов организационных структур на взаимосвязи их переменных.
1.3. Методика оценки эффективности структуры управления организации
Между всеми составляющими организационной структуры управления, существуют сложные отношения взаимозависимости, поэтому следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.
В.С. Грайчунас предположил, что увеличение в арифметической прогрессии числа подчиненных ведет к росту в геометрической прогрессии количества взаимосвязей, находящихся под контролем руководителя[19] (таб. 1)
Таблица 1.
Потенциальные взаимосвязи
Количество подчиненных |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Количество взаимоотношений |
1 |
6 |
18 |
44 |
100 |
222 |
490 |
1080 |
2376 |
5210 |
11374 |
24708 |
Для определения количества потенциальных контактов руководителя с различным числом подчиненных ему работников используется формула
С = (n2n / 2) + n - 1
где п — число работников, подчиненных руководителю;
С — количество потенциальных взаимосвязей.
Поскольку прямых показателей эффективности организационной структуры управления нет, поэтому используются косвенные критерии, такие как затраты на содержание данной структуры управления и их доля в общей сумме производственных затрат предприятия, ее простота (количество уровней, размер структуры, количество отделов и каналов связи, затраты на содержание аппарата управления и др.). Известно, что чем многочисленнее связи, чем больше количество уровней управления, тем ниже эффективность функционирования системы управления.
С целью определения эффективности управления предлагается система показателей, всесторонне характеризующих деятельность предприятия и эффективность его системы управления.
Глава 2. Анализ и оптимизация организационной структуры на примере ООО «ВЕЛЕС»
2.1 Краткая характеристика ресторана ООО «ВЕЛЕС»
Предприятие общественного питания, основное назначенное приготовление и организация потребления широкого ассортимента высококачественных кулинарных и кондитерских изделий сложного приготовления, заказных, фирменных блюд и напитков. Кафе организует обслуживание торжественных и официальных приёмов, совещаний, конференций; проводятся вечера отдыха с музыкальными и эстрадными исполнителями (для неорганизованного населения, молодёжи, тематические с приглашением гостей, объединяемых по интересам).
Предприятие работает на полуфабрикатах и на сырье. Рассчитано на неоднородный контингент потребителей и расположен на городской магистрали металлургического района города.
Ассортимент реализуемой продукции представлены блюда в основном европейской кухни. Реализует фирменные, заказные блюда, мучные кондитерские изделия, напитки, покупные товары. Блюда разной степени сложности приготовления, расширенный ассортимент горячих напитков, карта вин, коктейльная карта. В кафе работают повара IV, V разрядов, официанты, бармены, администратор. Кафе оснащено современным оборудованием: тепловым, холодильным, механическим, немеханическим и т.д.
Направления деятельности - представляют собой услугу по изготовлению и реализации кулинарной продукции и покупных товаров в ассортименте разной степени сложности приготовления, а также по созданию условий их потребления на предприятии.
Услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий включают:
- Изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей, в том числе, в сложном исполнении и с дополнительным оформлением на предприятиях общественного питания;
- Изготовления блюд из сырья заказчика на предприятии.
Услуги по организации потребления продукции и обслуживания включают:
- Организацию и обслуживания торжеств, семейных обедов и ритуальных мероприятий
- Организацию питания и обслуживания участников конференций, семинаров, совещаний.
Услуги по реализации кулинарной продукции:
- Реализация кулинарной продукции и кондитерских изделий через ресторан
Услуги по организации досуга:
- организацию музыкального обслуживания
- развлекательные программы
2.2 Анализ организационной структуры
Организационная структура управления на высшем уровне выглядит следующим образом. Генеральный директор, Заместитель директора по продажам заместитель директора по снабжению взаимодействуют между собой.
Исполнительный орган представлен генеральным директором.
Руководитель высшего уровня — генеральный директор, который отвечает за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации.
Директору подчиняются руководители среднего уровня: заместитель директора по продажам, начальник отдела кадров, главный бухгалтер, заместитель директора по снабжению.
Руководители среднего звена готовят информацию для решений, принимаемых руководителем высшего звена. Характер работы руководителя
среднего звена определяется содержанием работы функциональных блоков. В данной организации руководителям среднего звена предоставлена большая ответственность, что делает их работу в определенной степени похожей на работу руководителя высшего звена и дает им определенную свободу в принятии решений.
Заместитель директора по продажам: координирует работу вверенного ему персонал и их эффективное взаимодействие; обеспечивает выполнение подчиненными ему отделами заданий согласно установленным количественным и качественным показателям по кооперации, по реализации конечной продукции и услуг; способствует наилучшему использованию знаний и опыта работников, созданию безопасных и благоприятных условий для их труда; решает все вопросы в пределах предоставленных ему прав. Имеет свободу в принятии решений, связанных с деятельностью подчиненных ему отделов. В некоторых случаях согласует решения с директором.
Заместитель директора по снабжению координирует работу вверенного ему отдела, заключает договора на поставку продуктов питания и необходимой техники, оборотных средств корпорации.
Главный бухгалтер отвечает за организацию бухгалтерского учета на предприятии, разрабатывает учетную политику, занимается ведением учета основных средств, налогов, составлением финансовой отчетности предприятия, а также обеспечивает сохранность бухгалтерских документов и сдачу их в установленном порядке в архив.
Бухгалтер занимается:
- учетом затрат и реализации;
- расчетом заработной платы.
- осуществляет работу по подбору, отбору и расстановке кадров на основе оценки их квалификации, личных и деловых качеств;
- контролирует правильность использования работников в подразделениях предприятия;
- составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг).
Основные направления работы:
- организация упорядоченной системы сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций;
- организация управленческого учета (учет исполнения показателей бюджета);
- организация налогового учета для определения налоговой базы на основе данных первичных документов.
Начальник хозяйственного отдела: