Файл: Взаимосвязь права и государства ( Основные теории государства и права).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 561
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 Категории «право» и «государство» их общая характеристика
1.1 Понятие права и государства
1.2. Основные теории государства и права
2 Взаимосвязь и взаимодействие государства и права
2.1 Современный теоретический подход по вопросу взаимосвязи государства и права
2.2.Основные тенденции и перспективы развития государства и права в современном гражданском обществе
ВВЕДЕНИЕ
Государство и право – основные компоненты общественной эволюции, постоянные спутники современного общества. Теория государства и права – это часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка взаимосвязаны с положениями политико-правовой теории.
Размышление о государстве и праве всегда включает прогнозы об их будущем. И эти прогнозы – неважно, сбываются они или нет – как импульсы из будущего организуют настоящее: подвигают на политические действия, даже влияют на оценки и переоценки прошлого. Связь времен – реальная вещь. Но эти прогнозы имеют разный характер, особенно когда касаются таких социальных институтов, как государство и право. В одних прогнозах государство и право должны отмирать при определенных условиях (при построении коммунистического общества). В других – они вечны, т.к. преподнесены человечеству богом. В-третьих, одному из конкретных государств, предназначалось быть «тысячелетним рейхом», хотя просуществовало это государство всего двенадцать лет. В концепциях, ведущих свое происхождение от утверждений Платона, государство, возникнув первоначально как «совершенное» и представляя собой живой организм, постепенно вырождается, разрушается (точно так же, как это происходит с живым организмом).
И в концепции известного современного социолога Фукуямы либерально - демократическое государство – это венец политико-правового творения человечества, «лучше, как говорится, не придумать». Надо законсервировать это детище либеральной идеологии и практики на века, пользуясь, разумеется, благами, которые дает обществу такое государство.
Эти и другие концепции (анархические, эсхатологические и т. д.) вытекают органично из различного понимания государства и права, предписывают и современной теории государства и права заглянуть за горизонты государства и права. Что может эта теория сказать о судьбе предмета своих научных интересов?
Попытка ответить на этот и другие сходные вопросы и посвящена данная работа. Ее цель – изучение государства и права, их понятия и основных признаков, а также особенностей их взаимодействия.
Государство и право тесным образом взаимосвязаны друг с другом. Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правые нормы всегда санкционируются государством. Несмотря на то, что государство и право взаимозависимы друг c другом, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.
Целью данной работы является рассмотрение права и государства в их взаимосвязь.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- провести анализ понятий «право» и «государство»;
- провести исследования государства и права в их взаимосвязь и взаимодействии.
Нормативную базу работы составили Конституция Российской Федерации, отдельные федеральные законы и иные правовые акты, действующее законодательство России, определения Конституционного Суда РФ.
Теоретическую основу работы составили труды таких российских правоведов как: М.В. Баглай, Н.В. Витрук, В.А. Кучинский, Е.А. Лукашев, Г.В., Мальцев, Н.И. Матузов, В.Н. Хропанюк, и др.
Также в работе использовались материалы периодических изданий.
Методологической основой исследования является диалектическая логика как ведущий общенаучный метод, а также частные методы научного познания: исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, социологический.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия государства и права.
Предметом исследования является нормативно-правовые акты, научная, учебная литература, регулирующие проблемы взаимосвязи государства и права.
Структура работы обусловлена поставленной целью.
1 Категории «право» и «государство» их общая характеристика
1.1 Понятие права и государства
Прежде чем рассматривать взаимосвязь права и государства, необходимо рассмотреть само понятие право и понятие государство.
С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и что такое право. Интересовал, прежде всего, потому, что государство и право в древнем и в современном мире, так или иначе, касаются каждого человека.
Что же такое государство? Есть два значения этого слова: во-первых страны, т.е. политико-географического образования; во-вторых, организации политической власти, системы институтов власти.
Понятие «государство» связанно с двумя более широкими понятиями – «общество и власть».
Общество – это общность людей на определенной территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни.
Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему разумных существ, т.е. особый самостоятельный социальный организм, охватывающий все население на той или иной территории.
Выделяются две разновидности общества[1]1:
- неразвитое общество т.е. общество с еще не сложившимися, не утвердившимися экономическими, политическими, социальными, духовными отношениями, институтами;
- развитое общество, т.е. с уже сложившимися, сформировавшимися отношениями, и институтами.
Существенно деление общества и на такие две группы:
- общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в основном за счет внутренних экономических и духовных факторов (демократические общества);
- общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в основном в результате использования действующей внешней силы - власти (недемократические общества (с авторитарной и тоталитарной властью)).
Из этого вытекает значение понятия власть.
Власть – это отношение господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других лиц (подвластных).
Определяющей чертой власти является возможность одних людей или организаций господствовать над другими организациями и людьми, над их волей и действиями.
Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, служить личности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.
Есть две разновидности власти:
- естественная власть - в семье, в обществах по интересам;
- власть, которая "навязывается", выступает как внешняя сила - в партиях, в общественных объединениях и т.д.
Особо выделяется политическая власть, которая является "аппаратной", т.е. осуществляется через аппарат власти, институты организованного государственного принуждения.
Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью, характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе - постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода, основанная на частной собственности, участие личности в управлении обществом (народовластие в тех или иных формах).
По мере совершенствования цивилизации и роста демократии, государство превращается из "просто" организации политической власти, из примитивного, "варварского" принудительно-репрессивного образования, в политическое общество, организованное, где власть функционирует в комплексе со всеми институтами власти, государства в соответствии с принципом разделения властей.
Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства, выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода личности.
Вместе с этой основной закономерностью в развитии государства, может быть отличен и ряд других[2]1:
- "уход" государства от экономики, все большее его отделение от хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника;
- развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих политическую власть, вводящих ее в четко очерченные рамки, в строгий правовой режим;
- все большее преобладание республиканской формы правления;
- эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их все большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.
Развитие государства в любую эпоху неотделимо от развития (иногда противоречиво) всего общества, его экономики, культуры, морали, духовной жизни.
В передовых демократических странах в области политико-государственной жизни все большее значение приобретают такие тенденции:
- государство все больше становится «государством человека», в котором человек, его неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные, гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место;
- все общество, а не только государственная власть – выступает в качестве правового;
- утверждаются и все более развиваются институты либеральной демократии - парламентаризм, свободные выборы, муниципальное самоуправление, федерализм;
- усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в частноправовые отношения социальная ориентация, в его деятельности;
- возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него всесторонняя защита человека, его прав и свобод.
Статья 3 Конституции РФ гласит, что государственная власть в Российской Федерации принадлежит народу. Народ осуществляет ее путем представительной (через выборные государственные законодательные органы), и путем непосредственной демократии. К формам демократии относятся право на участие в референдуме, на петиции, на манифесты, а также право на объединение. Эти права граждане могут реализовывать, объединяясь в самые разнообразные общественные организации. К ним относятся политические партии, профессиональные союзы, молодежные организации, трудовые коллективы и самые разнообразные иные творческие союзы. Исходя из смысла главы I Конституции РФ, можно определить, что политическая система – это совокупность организационных форм политической деятельности народа Российской Федерации. При этом и само государство рассматривается как форма организации политической деятельности народа, причем форма основная, все остальные формы по отношению к государству имеют вспомогательный характер. Они как бы помогают негосударственными средствами в решении задач, стоящих перед государством, и создают возможность участия для всех граждан в управлении делами общества и государства, способствуют дальнейшему расширению демократических начал в государственной жизни. Основное место и роль государства в политической системе общества определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о том, что государство – основной элемент системы.
Во-первых, именно государство является организацией всего многонационального народа РФ, т.е. организацией всех без исключения членов общества, вне зависимости от их социального, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, рода и характера занятий и т.п. Таким образом, государство, будучи организацией всего народа, обладает гораздо более широкими социальными возможностями, чем каждый их других структурных элементов системы, взятых в отдельности.
Во-вторых, государство как официальный выразитель воли народа создает предпосылки для развития всех форм собственности.
В-третьих, государство располагает особым государственным аппаратом, органы которого, в отличие от остальных структурных элементов, наделяются государственно-властными полномочиями. Такими полномочиями обладает система правоохранительных органов, в которую входят органы внутренних дел, прокуратуры, безопасности, которые выполняют функции принуждения.
В-четвертых, в отличие от других элементов политической системы, государство располагает системой издания органами государства, в пределах своих компетенций, нормативно-правовых актов, а также системой контроля за их исполнением. Хотя общественные организации также наделены правом издания нормативных актов, однако, последние не носят общеобязательного характера и распространяются только на членов данной общественной организации.
В-пятых, государство является единственной организацией, обладающей суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко всем гражданам, по всем негосударственным организациям. Обладая суверенитетом, государство организует само себя и издает общеобязательные правила поведения (законы).
Таким образом, государство занимает особое место в политической системе общества и играет в ней основную роль.
Вывод: государство - продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта, ее ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал государства все более и более раскрывается. Поэтому, в условия демократии совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов – единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна идти политическая жизнь современного общества.
Развитие государства, его совершенствование и укрепление, разумеется, так, чтобы во всем комплексе его институтов все более реализовывались начала демократии, экономическая свобода, свобода личности - это закономерный процесс, отвечающий нуждам человечества.