Файл: Организационная культура как инструмент преодоления кризисных ситуаций в развитии компании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 1037

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические аспекты изучения организационной культуры как инструмента преодоления кризисных ситуаций в развитии компании

1.1. Понятие организационной культуры

1.2. Роль и значение организационной культуры для улучшения деятельности организации

1.3. Роль стиля руководства в построении благоприятной организационной культуры компании

Глава II. Экспериментальное изучение организационной культуры как инструмента преодоления кризисных ситуаций в развитии компании

2.1. Цель и методы изучения организационной культуры в трудовом коллективе

2.2. Общая характеристика объекта и процедуры исследования

2.3. Интерпретация полученных результатов эмпирического исследования

2.4. Разработка корректирующих мероприятий по улучшению организационной культуры

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы работы определяется необходимостью изучения организационной культуры как инструмента преодоления кризисных ситуаций в развитии компании.

Актуальность темы исследования заключатся в том, что феномен организационной культуры в социальной психологии изучен недостаточно полно. Важными являются знания о том, как проявляются острые реакции на неблагоприятную организационную культуру, и то, как можно сформировать благоприятную организационную культуру.

В настоящее время эффективность работы коллектива зависит не только от технических условий, но и от уровня группового развития, состояния межличностных отношений, а также сплоченности его членов. Организационная культура является показателем уровня социального и психологического развития коллектива, что, в свою очередь, связано возрастанием в последние время социальных факторов на производстве, с совершенствованием как организации, так и условий труда. От уровня состояния культуры каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.

Данная тема является актуальной в наши дни, что обусловлено коллективным характером человеческой деятельности. Люди по своей природе стремятся к общению друг с другом. Поэтому, общение является фактором, обусловливающим социально-трудовые и межличностные отношения, что в свою очередь влияет на результаты деятельности.

В современной стратегии управления особую актуальность приобретают аспекты социально-психологического воздействия на персонал. Организационная культура отражает конфигурацию групповых и межличностных отношений в коллективе, является фактором, обеспечивающим возможность применения социально-психологических методов управления. Эти методы действенные и экономичные. Поэтому важно создавать в коллективе такие отношения, которые превращали бы его в саморегулируемую систему.

1. Степень разработанности проблемы

Можно без преувеличения сказать, что проблема изучения организационной культуры как инструмента преодоления кризисных ситуаций в развитии компании долгое время не имела самостоятельного научного статуса в трудах ученых, прямо или косвенно отражающих широкий спектр вопросов, связанных с различными особенностями управления трудовыми отношениями.

В настоящее время проблема изучения организационной культуры как инструмента преодоления кризисных ситуаций в развитии компании в социальной психологии и психологии управления занимает важное место. Данная тема изучалась в трудах как отечественных ученых, так и зарубежных, среди которых Г. Селье, Р. Лазарус, Т. Кокс, А.Б. Леонова, Л.А. Китаев-Смык и др.


Вместе с тем, выявленные в ходе исследования теоретические данные, опытный материал экспериментальной деятельности закономерно позволяют сделать вывод о том, что изучаемая нами проблема еще требует внимательного анализа.

Объект исследования: организационная культура как научный феномен

Предмет исследования: процесс изучения организационной культуры как инструмента преодоления кризисных ситуаций в развитии компании.

Цель исследования состоит в том, чтобы целостно изучить процесс диагностики и коррекции организационной культуры как инструмента преодоления кризисных ситуаций в развитии компании.

Задачи исследования:

  1. Изучить феномен «организационная культура», основные подходы к изучению понятия «организационная культура» в психологической литературе.
  2. Проанализировать основные типы организационной культуры в трудовом коллективе.
  3. Определить значение организационной культуры в трудовом коллективе для улучшения деятельности организации.
  4. Рассмотреть и апробировать основные методики диагностики организационной культуры в трудовом коллективе.
  5. Провести эмпирическое исследование.

Методы исследования включали:

- анализ и обобщение научной и методической литературы;

- изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта по теме исследования;

- эмпирические методы.

База исследования: в эксперименте приняли участие 60 респондентов – членов одного из трудовых коллективов (ОАО «Мастер-Сервис»).

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения составили содержание работы.

Глава I. Теоретические аспекты изучения организационной культуры как инструмента преодоления кризисных ситуаций в развитии компании

1.1. Понятие организационной культуры


Как показал анализ литературы, имеющейся по теме работы, проблема изучения организационной культуры имеет теоретическое и практическое значение.

Отметим, что под организационной культурой в современной науке понимается совокупность социально-психологических явлений и процессов в группе, представленных системой межличностных отношений, групповых состояний и настроений, общественного мнения, ценностей, традиций, норм морали и прочее [1].

В целом, организационная культура – это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он выражается в общественных настроениях, во взаимоотношениях, сопряженных с процессом труда и решением общих задач коллектива. Члены коллектива как личности характеризуют его социальную микроструктуру, особенность каковой обуславливается социальными и демографическими признаками (возрастом, полом, профессией, образованием, национальностью, социальным статусом).

Психологические характерные черты личности содействуют или препятствуют развитию чувства общности, то есть влияют на формирование организационной культуры в трудовом коллективе.

Практика показала огромную роль организационной культуры в функционировании любой организации, следствием чего стало повышенное внимание руководителей к грамотному построению межличностных отношений в трудовом коллективе и созданию благоприятной рабочей атмосферы [1].

Организационная культура, по мнению ученых, имеет двойственную природу и представляет собой сложное динамическое многоуровневое явление. С одной стороны она является субъективным отражением в сознании группы всех аспектов психологической обстановки и социального окружения трудового коллектива, всех внешних условий среды. А обратная сторона представлена относительной самостоятельностью такой культуры, то есть культура как сформировавшееся под действием внешних и внутренних факторов объективное явление, способное оказывать влияние на деятельность всего коллектива и каждого его члена в отдельности [2].

Этот феномен является не статичным, а весьма динамичным явлением, его динамика отражается в способности видоизменяться под действием процессов коллективообразования, различных стадий жизни организации. «Любая управленческая деятельность не может осуществляться без целевых установок и понимания тех условий, в которых она реализуется» [3].

По мнению ученых, следует различать две ступени коллективообразования, характеризующиеся некоторыми отличительными чертами.


Первый этап основан на действии эмоционального фактора. В данный период в группе идут процессы психологической ориентации, формируется система симпатий и антипатий, причем основанием преимущественно служит первое взаимное впечатление, внешние характеристики участников группы, имеющаяся предварительная информация друг о друге, полученная из таких источников, как слухи, рекомендации, самопрезентация.

Следующий этап имеет основой когнитивные процессы, каждая личность начинает представать перед коллективом как индивидуальность со своей системой норм, ценностей, убеждений и принципов, личностных качеств, индивидуальных черт. Второй этап формирует общие ценности организации, начинают складываться общие ценности, идеология, традиции [4].

Динамичность организационной культуры характеризует также такое явление как «переодические возмущения», то есть естественные колебания эмоционального состояния группы, как правило, циклы подъема и спада наблюдаются у большинства сотрудников, как в течение дня, так и на протяжении более длительных периодов и могут быть связаны как с условиями окружающей среды, так и с внутренними изменениями. Разумеется, существуют отдельные индивиды, не подверженные действию описанных волн, но при этом обычно они находятся в некоторой изоляции от остальных, например, имеют личный кабинет [5].

Однако в современной науке выделяются два уровня организационной культуры.

Первый уровень был назван статическим, то есть он является относительно стабильным. В него включены устойчивые межличностные связи членов коллектива, система рабочей внутренней коммуникации, общие ценности и нормы. Так, данный уровень характеризуется устойчивостью к внешним изменениям, сохранением основных своих качеств и свойств с течением времени.

Второй уровень представлен динамическими составляющими, и его главное свойство это постоянное изменение и развитие, поэтому следует обратиться к таким его составляющим как каждодневный настой участников группы, его изменение в течение рабочего дня. Этот уровень грамотнее называть психологической атмосферой на рабочем месте.

Таким образом, организационная культура – это совокупность социально-психологических явлений и процессов в группе, представленных системой межличностных отношений, групповых состояний и настроений, общественного мнения, ценностей, традиций, норм морали и др.

Роль организационной культуры в функционировании организации обусловлена тем, что она имеет огромное влиянии на производительность труда, текучесть кадров, способности адаптироваться к внешним условиям среды, степень инновационности организации, психологическое и физическое здоровье сотрудников, привлекательность предприятия для потенциальных работников и внешних контрагентов.


1.2. Роль и значение организационной культуры для улучшения деятельности организации

Как мы знаем из научной литературы и каждодневного опыта, жизнь современного человека характеризуется стрессогенностью, интенсивностью эмоциональных переживаний, неопределенностью и фрустрированностью [5, с. 117]. Особую форму переживания своих чувств, по своим психологическим характеристикам близкую к аффекту, а по длительности приближающуюся к настроению, представляет стресс на рабочем месте, влияющий на социально-психологический климат трудового коллектива.

Особое внимание следует уделить влиянию организационной культуры на работоспособность людей. Психологический дискомфорт на рабочем месте всегда приводит к быстрому утомлению, синдрому хронической усталости, что в итоге становится признаком профессионального и эмоционального выгорания. В этом случае человек утрачивает потребность реализовать себя как хорошего работника, его перестает интересовать все, что так или иначе связано с его работой. Такие люди даже после трудоустройства в другую организацию на подобную должность редко вновь начинают активно профессионально развиваться, гораздо чаще имеет место переквалификация.

Наоборот, благоприятная атмосфера в трудовом коллективе способствует поддержанию психологического и физического здоровья сотрудников на высшем уровне. Например, доброжелательные и интересные беседы в перерывах позволяют расслабиться и ощутить работникам прилив сил, придают оптимизма и бодрости, то есть сплоченный коллектив выступает профилактикой эмоционального и профессионального выгорания. Чем оптимистичнее отношения в группе, тем проще персонал переживает негативные явления как внутри организации, так и внешнее влияние.

С практической точки зрения, сформировать благоприятную атмосферу в коллективе является сложной задачей, но этот труд позволит в дальнейшем поддерживать его и развивать в нужном русле с меньшими усилиями, так как ранее привитые ценности и нормы будут держать состояние коллектива на определенном уровне.

Организационная культура в большинстве организаций имеет эпизодический характер, но, как было сказано ранее, атмосфера в коллективе оказывает постоянное влияние на эффективность работы и производительность труда участников группы, общий прочный базис позволит поддерживать на должном уровне настроение сотрудников [4].